А действительно, почему же до сих пор, уже в третьем тысячелетии, не состарился
грибоєдівський Чацкий, а с нми и вся комедия? Они неминуемо должны были бы состариться,
ведь прошли уже два века, две страшные мировые войны, превозносились и падали
общественные кумиры, изменились взгляды и нравственность.
Однако в главном все осталось, как раньше: все так же есть начальники,
которым было бы подписано, а на законные требования и жалобы людей они
отвечают отписками, совсем не вникая в сущность
дела.
Современные Молчаліни, правда, сломали «безмовности печать», но темой
их критики в основном есть «предания старины глубокой», а в другом они не
забывают заветы относительно своего возраста и суждений. Ради своей кар’еры эти люди пойдут на все, даже на
преступление или какой-нибудь аморальный
поступок.
На смену «смешении языков «французского с нижньогородською» пришла мешанина
английского со слобожанською, а люди, которые вернулись «из-за пригорка»,
восхищаются всем западным и пренебрегают своим. Короче, все, что вызывало гнев у
Чацкого в быту и жизни фамусівської Москвы, не совпадая в мелочах, в
главном точно воспроизводится в нашей жизни.
На трех борзых людей, конечно, уже не меняют, но ведь им можно не дать
установленную зарплату, на которую нельзя прожить. Однако кое-что таки изменилось. Если
ранее непроверенные слухи о сумасшествии Чацкого передавались из уст в уста, то
теперь мы стали более цивилизованными, почти как на Западе, и слухи получаем с
газет, телевидения и радио. Но если кого-то случайно ославлять шизофреником или
заподозрят в благородности, то потом уже не отмыться. Как и в фамусовській
Москве не смог «отмыться» Александр Чацкий.
Да, времена прошли, но никак не изменились, а, значит, и люди тоже
изменились. И если это действительно так, то бродят по нашим городам голодные, не
замечены еще Молчаліни, организуют оппозиционные партии Чацкий, а им подражают
Репетилови, делают карьеры уважаемые Фамусови. Комедия, таким образом, по своей
сути не умерла, значит, не умер и ее главный
герой.