Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX века
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СОДЕРЖАНИЕ


Сентиментализм в украинской, как и в других литературах Европы, - идейно-эстетическое явление, порожденное активизацией третьостанової идеологии внутри Просвещения, вторая грань просветительского гуманизма, что представляет собой реакцию на ранней, рационалистический этап в развитии Просвещения. Как новая форма самоутверждения личности сентиментализм тесно связан с процессом выделения индивида из коллектива, с распадом корпоративности и конвенціональності в сфере художественного мышления.

В основе каждого литературного направления, как известно, лежит концепция человека и мира, их новых взаимоотношений и связей. Концепция личности влияет на выбор героя, определяет систему отношений между ним и средой, что отражается на структуре произведения, особенностях его жанра. В этом плане сентиментализм стал закономерной реакцией на рационалистически-механістичну картину действительности, разработанную философией рационализма (Г. Декарт), что, в частности, получило воплощение в жестко регламентированной системе классицизма. Опираясь на опыт сенсуалістів (Ф. Бэкон, Д. Локк), которые в процессе познания отвели первостепенную роль чувством, а также философию агностицизма (Д. Юм), в которой подвергалась сомнению вера в безграничные возможности интеллекта, сентименталісти противопоставили умственные мир интимных чувств человека. Однако это противопоставление не имело абсолютного характера. С одной стороны, именно «чувство» в сентименталістів, в отличие от философов-сенсуалістів, было лишено онтологического содержания (оно имело скорее этическое значение как момент самовыражения внутреннего мира личности), а с другой - они опирались на тот самый рационализм. В их произведениях чувственность героев, как правило, заранее определенная, имеющиеся дидактизм, классицистическая тенденция разделения героев на положительных и отрицательных, доминирует четкая иерархия морально-этических ценностей.

Выдвижение просветителями на первое место чувства не означало отрицания разума, раціоналістського начала, поскольку «сила ума и непосредственность чувства в равной мере направлены против одного врага - феодального произвола, культ чувства не есть лишь протест растущего человека против централизованной опеки ума, испытание ума чувством»1. И вместе с тем сочетание рационализма и сенсуализма в просветительской эстетике было противоречивым и не образовывало синтеза. В концепции личности это означало, что утраченный идеал «универсального человека» Возрождение просветителями не был возвращен.

Просветительская ориентация на природу, развитие представлений о самоценности личности, утверждение права на ее частную жизнь независимо от сословной принадлежности способствовали выдвижению на первое место . в литературе героя, который принадлежал к демократических низов, что не порвали еще своего органической связи с природой и не подверглись разлагающему влиянию цивилизации. Не происхождение и социальный статус индивида, а способность его до живого и глубокого чувства, «жизнь сердца» определяли в сентименталізмі ценность личности. Внешним импульсом и основанием свободного проявления эмоций выступала природа, которая не знает трагических общественных коллизий и непосредственно связана с внутренней жизнью человека. Чисто антропологический характер эстетики сентименталістів придавал особого значения моральной стороне переживания. Поэтому стремление к высшей морально-этической ценности человека - счастье - невозможно в их произведениях без сострадания, готовности разделить печаль и тоску с другим человеком.

Наиболее полное воплощение сентиментализм получил в Англии, где на первом этапе своего развития он отмечался идилличностью и меланхоличной созерцательностью в поэзии (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей), а на втором - доминированием прозаических жанров, углублением представления о психологии человека (С. Ричардсон, Т. Смоллетт, О. Голдсмит). Роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) дал название этому литературному направлению.

Типологическая близость в развитии европейских литератур обусловила быстрое распространение сентиментализма в разных странах Европы, где он проявлялся с разной интенсивностью. Сентиментализм становится очень заметным явлением литературы французского Просвещения (Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», Д. Дидро «Монахиня», «Племянник Рамо»), отличаясь культом руссоїстської концепции чувствительной личности, что не мыслит своего существования без непосредственной связи с природой, ее целостностью, красотой и неприкосновенностью.

Сентиментализм сказался и на литературах - немецкой («Буря и натиск», драматургия Г. Лессинга), польском (К. Бродзінський, Ф. Карпинский, Ю. Немцевич), российской (Г. Карамзин, А. Радищев, В. Капнист), венгерской (И. Карман), сербской (Д. Обрадович), хорватской (И. Джурджевич - «Любовные стихи») и другие, охватывая своим влиянием все три литературные роды - эпика, лирику и драму - и культивируя прежде всего те жанры, в которых преподносилось лирически-эмоциональное начало: элегию, медитацию, послание, дневник, эпистолярный роман, роман-путешествие.

В украинском художественном сознании важные предпосылки для формирования сентименталістських идейно-художественных принципов состоят уже в XVII-XVIII вв. В это время украинская культура находилась на грани между эпохой европейского Возрождения и Просвещением. Толчком здесь стало ренессансное осознание самоценности человеческой личности, вера в ее неограниченные интеллектуальные и чувственные способности, постепенный отход от чисто религиозных, богословских взглядов на сущность человека и его земную жизнь. Большую роль в формировании личности сыграли здесь освободительная борьба украинского народа против турецко-татарской и шляхетско-польской агрессии, пробуждение национального самосознания, процесс формирования украинской народности, ее менталитета, языка.

Украинская философская мысль, которая сыграла одну из определяющих ролей в новом понимании человеческой личности, а также имела влияние на зарождение художественных принципов сентиментализма, в XVII-XVIII вв. характеризуется невиданным ранее проникновением естественно-научных знаний И ориентацией на идеологию европейского Просвещения. В ней на смену тяготение к трансцендентных сущностей - Бога и «неземного» человеческого бытия - приходит интерес к живой человека и реальной действительности, прежде всего природы, получившее выявления в курсах философии профессоров Киево-Могилянской академии Ф. Прокоповича, И. Гизеля, И. Кононовича-Горбацкий, И. Кроковського, С. Яворского и др. Они доказывали, что именно природа, данные чувственного опыта являются основными факторами жизни и познания.

В XVII-XVIII вв. приходится и развитие среди украинских мыслителей характерных для просветительского движения сенсуалістичних взглядов, что так или иначе сыграло не последнюю роль в формировании идейно-эстетических принципов сентиментализма. Так, в курсах профессоров проводится идея о наличии в человеке «чувственной души», которая, по мнению И. Гизеля, «первым актом органического тела, что имеет ощущения в потенции»2. Ф. Прокопович в сочинении «О риторическое искусство» выделил отдельный раздел, которому дал название «О рассмотрении чувств», где особенно подчеркивал органической качества человеческого индивида - «чувственной души». Источником всех чувств он считал любовь, которая, по его мнению, «дает начало всему»3. Однако доминантой человеческого существования украинские мыслители признавали природу и опыт, как это было у Д. Локка, а Бога.

Одной из характерных черт украинской философии было полное доверие к «жизни сердца». Истоки кордоцентричної направленности мышления в Украине наблюдаются уже в культуре Киевской Руси XII-XIII вв. («Моление Даниила Заточника»), а наиболее ярко - в философских взглядах Г. Сковороды, в «философии сердца» П. Юркевича (60-е годы XIX ст.). Понимание сердца как центра физической, духовной и душевной жизни человека является характерной особенностью не только украинской философской мысли, но и всего восточного христианства.

По утверждению Г. Сковороды, сердце способно открыть тайну безграничного и много в чем необъятного только с помощью разума мира. Оно для философа - средоточие души человека: «Глава в человькь всему - сердце человеческое. Оно-то есть самый точный в человькь человьк, а протчее все околица»4. Украинский мыслитель, не выходя в целом за рамки барочной сознания, углублял представление о психологии человека, о его целостный эмоционально-духовный мир. Тиш самым его взгляды в определенной мере отражали общее движение европейской философской мысли в направлении перемещения интереса с «жизнь разума» на «жизнь сердца», все глубже входил в художественные системы писателей XVIII в. и стал доминирующим принципом как сентиментализма, так и романтизма.

Близким к западноевропейской философской традиции эпохи Просвещения был и другой украинский философ Я. Козельский, который отстаивал сенсуалистические взгляды на теорию познания. Его основной тезис - «мы за помощью чувств понимаем вещи»5 - была во многом продолжением идей профессоров Киево-Могилянской академии. У него появляются идеи, характерные для тех философов, которые скептически относились к вере во всесилие разума. Ярко сенсуалистическая ориентация мыслителя, поиски им «естественного» человека, замечание чувствительной природы личности, критика дискурсивного метода познания приближает Козельского не только в европейских философов-сенсуалістів, но и к писателям-сентименталістів.

Таким образом, в украинской философии XVII-XVIII в. утверждается новая концепция личности, ориентированная своими основными принципами на идеологию Просвещения, сенсуалістичний взгляд на мир. Полное доверие к чувственно-эмоциональной сферы в человеке, критика пороков человеческого разума объективно способствовали процессу зарождения сентименталістських художественных принципов в украинской художественной сознания.

Сложность отыскания родовых черт сентиментализма в украинской литературе XVII-XVIII вв. состоит в том, что они не получили отдельного отражения в эстетических программах и проявлялись скорее спонтанно, без осмысления как определенный художественный феномен. В рамках господствующего в то время барокко в них появляется просветительское обращение к миру чувств отдельного человека. Усиление религиозного сознания в барокко сочеталось с интересом к личности, которая в своем земном существовании понималась как такая, что находится на грани между жизнью и смертью, поскольку весь мир представлялся расколотым катастрофічністю и быстротечностью бытия всего сущего. Однако в этом понимании трагичности мира скрывался и другой смысл. Человек выступал уже не пассивным реципиентом информации из окружающей среды, а как личность, которая все эти внешние парадоксы и коллизии переживает внутренне. Поэтому истоки сентименталістського чувства в украинской литературе XVII-XVIII вв. следует искать именно в барокко.

На рубеже XVII-XVIII вв. в украинской литературе в процессе ее секуляризации возникает интерес к такого чувство человека, которое ассоциируется не просто с тоской и скорбью в связи с невозможностью найти гармонию в разорванной противоречиями мире, а проникается осознанием страдания личности в реальной земной жизни. Люди рождаются равными от природы, что подтверждается таким всеохватывающим чувством, как любовь, не связанным с сословной иерархией. Тем временем именно общественную жизнь делает одних людей зависимыми от других и от обстоятельств, которые становятся на пути к счастью. Постоянными факторами остаются только чувствительная природа человека, наличие ее активного «жизнь сердца», чем и должна определяться достоинство.

Эти мотивы в наибольшей степени становятся характерными для тогдашней украинской поэзии, тесно связанной с народнопоетичною традиции (прежде всего с казацкими, бурлацькими, чумацкими песнями). Мотивы, в которых чувствуется отголосок западноевропейского сентиментализма, появляются в самой народной песни. На это обратил внимание И. Франко, отмечая, что мотив сожаления казака по смерти девушки часто оброблювався в народной и півнародній поэзии «под влиянием дыхания западноевропейского сентиментализма» [42, 337]. И хотя в народной песне еще не встречается четко очерченных индивидуальных образов, она проявляет интерес к представителям разных слоев общества. Это мог быть и знатный полковник, который умер во время длительного казацкого похода («Умер, умер наш полковник...»), и обедневший чумак, который с одной сумкой и в заплатанной свитке» возвращается домой («Над рекой бережку...»). Осознание ценности каждого человека, его частной жизни сближало народную песню со взглядами европейских просветителей. За устоявшимися поэтическими формулами, психологическим параллелизмом в ней наблюдается стремление к воспроизведению самых глубоких чувств, тонкого відтінювання психических настроений. (Герой, как правило, не просто плачет, а «слізоньками умывается»; чумаки тронуты смертью своего товарища настолько, что в них «слеза слезу побива».) Слезы, которые проливают герои песен по умершим, погибшим, во время разлуки, свидетельствуют об «открытости» их внутреннего мира для чужой боли, страдания, которые подносили в человеке европейские сентименталісти.

Народная песня выражала прежде всего коллективное начало, характерные черты украинской ментальности, особенности психического склада народа, который отличается тонкой чувствительностью и эмоциональностью. В связи с этим можно говорить об характерный для украинцев интровертный тип мировосприятия. «Для інтровертної наставления, - по словам К. Юнга, - характерно утверждение субъекта с его осознанными намерениями и целями в противовес посягательством объекта; экстравертная установка отмечается, наоборот, покорностью субъекта перед требованиями объекта»6. «Непокорность» украинца именно и достала обнаружения в активном «жизни сердца», преимуществу эмоционально-рефлексивного над рациональным и логичным. Через посредничество народной песни эти черты органично вошли в украинскую поэзию XVII-XVIII вв. и отразились на характере просветительского отношение к знания (доверие лишь тем знаниям, которые прошли проверку «сердцем»).

Для лирики этого времени характерно внимание не столько к объекту изображения, сколько к субъекту чувства. В ней появляются размышления о смысле и назначении жизни человека, ее место в мире. Такие стихи, как правило, полны внутренними сомнениями относительно целесообразности поисков счастье; судьба лирическому герою представляется несправедливой («Митрополита рязанского и муромского слезное с книгами прощание» С. Яворского, «Песнь о мире марном» Ф. Кастевича и др.). Своей чувствительностью, общим меланхоличным настроением они приближаются к поэзии ранних английских сентименталістів Т. Грея и Э. Юнга.

Размышления о потерянном счастье, глубокая эмоциональность лирического героя, глубина и искренность его чувств способствовали развитию художественной фантазии, стремлению к возможному и недостижимого. Философско-элегический характер этих стихов давал мощный импульс для утверждения элегии как одного из ведущих жанров украинской поэзии XVII-XVIII вв.

Развитие этого жанра связывается с переосмыслением средневекового взгляда на мир и открытием возможностей духовного раскрепощенного мира человека. Под элегией тогдашние писатели понимали лирическое стихотворение, изложенный от первого лица, как правило, в форме монолога, в котором преобладали мотивы сожаления, тоски, жалобы. М. Довгалевский писал, что она «служит для изображения всего грустного, унылого и пагубного»7.

В украинской литературе уже в XVII в. выделяется мощный слой стихов, которые тяготеют к элегии. Это прежде всего произведения, которые дошли до нас в рукописных спиваника. В них говорится о страданиях влюбленных, быстротечность любовного чувства. («Ой, кто же меня будет в мойом сожаления т[и]-шить?..», «Неволюнька же моя с вами...», «я Сам не знаю, что ділати имею...», «Вспоможи, Боже, мое сердечко...», «Ох, его ма...», «Доленько моя лихая...», «Ой, взєла же меня великая тоска...» и другие стихи из сборника библиотеки музея Чарторыйских.)

Украинские поэты XVIII в. стремятся как можно глубже воссоздать внутренние чувства человека, мир «сердечного воображения» (Руссо) про добро и зло, правду и неправду, те чувства, которые идут от «сердца» или связанные с ними и воспринимаются как имманентно присущие человеку. Они являются непосредственной чувственной реакцией на действительность в отличие от интеллектуально-умственного взгляда, который с помощью трезвой мысли отдаляет человека от живых реалий мира. Натурально, что на первое место выдвигается любви. Характерна в этом отношении песня С. Климовского «ехал казак за Дунай». Чистота чувств влюбленных, смелость казака, который отправляется на войну, и душевная теплота девушки предоставляют песни чисто лирического характера. Поэт наталкивает на мысль о том, что внутренний мир героев ценен своими искренними переживаниями, глубоким ощущением внутренней жизни близкой души.

Поиски счастья в любви, которые дополняются размышлениями о самоубийстве из-за невозможности жить без любимого или любимой, встречаются в элегии Григория «Эй ты, гордая дівонько, на что ты дуфаєш...» и в песне. Пашковского «Тяжелая вещь любить...», в которой интенсивность чувства доходит до той крайней черты, за которой стоит смерть. Любви, которое стоит, как и в многих произведениях европейских сентименталістів, рядом со смертью, воспевается и в таких элегиях-песнях неизвестных авторов, как «Рухлядь на семь мире, ах, мне, бедному...», «мне трудно Произнести, что я люблю...», «Ах ты мне, беда мне...», «Реку, реку правду ненароком...» и др.

Как и в философско-елегійній поэзии, характерна для всех писателей тема ужасной смерти, ее неизбежности в любовной лирике приобретает более светский характер и связывается уже не с «космическим» назначением человека и «неземным жизнью», а с волей самого человека, которая способна найти свое счастье в повседневной действительности, в области собственных чувств.

Понимание любовного чувства как наиболее полного проявления богатства внутренней жизни личности было своеобразной антитезой к тогдашней бурлескной поэзии, в которой женщина часто становилась объектом не любовь, а понижен-издевательское отношение. Углубление представления о любви в украинской поэзии того времени. Франко связывал с обращением поэта к народнопісенної традиции, поскольку народная песня «свидетельствует о высшем степень артистической рефлексии, переносит поэзию из сферы грубого, почти циничного отношения к женщине в сферу далеко более утонченого чувств» [43, 271 ].

Под влиянием народнопісенної традиции в XVII-XVIII вв. появляется и чуткое обращение к пейзажу, с которым связывался процесс зарождения душевного чувства лирического героя. Картина из сферы природы в таких стихах, как правило, была частью психологического параллелизма и подчинялась раскрытию настроения человека («Заря заходит, вечер близенько...», «Ой, хожу же я над берегом, травонька се зеленеет...» и др.).

Ориентирована на чувства, украинская поэзия «боли» и «тоски» сердечной противостояла принципиально другом типовые поэзии, в которой возвышалась роль разума и раціоналістського взгляда на основы бытия. Эта поэзия по своим художественным регистрами приближалась к эстетике классицизма («Похвала Днепровские» Ф. Прокоповича, «Панегирик Анне Ивановне» М. Довгалевського, «Похвала логике» Г. Конисского). Не удивительно, что для этой поэзии характерна критика чувственного начала в человеке и интимных чувств, поскольку они становятся препятствием к полному самовыражению личности, которое понимается как проявление прежде всего ее интеллектуальной природы.

Зацепил сентиментализм и украинская живопись XVIII ст., хотя, как и в литературе, он не оформился как самостоятельное художественное явление и сосуществовал с другими направлениями и стилями, прежде всего с барокко. На пути, что прошел тогдашний украинский живопись при всей ограниченности имен художников, появляется много новых явлений, которые придают произведениям светского характера. У них возникает желание воссоздать на своих полотнах тонкие душевные порывы, углубиться в психологию человека («Благовещение» Л. Боровика, «Святая мученица с цветком в руке». Голубовского).

Таким образом, художественные поиски украинских писателей и художников XVII-XVIII в. типологически родственные с общеевропейским процессом развития художественного сознания и, в частности, сентиментализма эпохи Просвещения. Прежде всего это касается нового гуманистического, антифеодального взгляда на общественную ценность личности независимо от ее социальной роли. Писатели обращаются к описанию внутреннего мира человека, поиска в ней своеобразного, индивидуального.. И хотя поэзия, в которой зарождаются элементы сентиментализма, еще не отличается богатством и разнообразием жанров, в ней формируется образ лирического героя с субъективным «я», появляется пейзаж, освещенный внутренним переживаниям, эмоционально окрашенное слово, которое наиболее полно передает гамму настроений героя.

В начале XIX ст., опираясь на сентименталістську традицию поэзии XVII-XVIII вв., сентиментализм в Украине вступает в качественно новых признаков, что значительно усугубляло представления о природе внутреннего мира человека, его частную жизнь, способность к глубоких интимных чувств. В это время он вступает в активное взаимодействие с различными идейно-эстетическими явлениями. Его развитие происходит в русле поиска новых художественно-изобразительных средств, приемов композиционного и сюжетного построения произведений и существенно влияет на процесс перестройки жанровой структуры украинской литературы. Он охватывает в этот период не только поэзию, но и художественную прозу и драматургию.

В большой степени развитие украинского сентиментализма зависел от характера Просвещения в Украине. Просветительские идеи распространялись здесь не в своих радикальных, а в умеренных формах, свободных от идеологических предписаний на кардинальную перестройку общества. Это сказалось в самом взгляде на человека, которого украинские писатели видели не в центре напряженных социально-иерархических отношений (социальная природа личности еще долгое время оставалась неоткрытой), а в непосредственной близости к природе, которая уже с момента рождения прививает каждому индивиду доброту. Особое значение приобретает чувствительность, что идет от «сердца», которому следует доверять гораздо больше, чем рациональным убеждениям и установкам. Просветительский демократический герой утверждается в литературе как человек, максимально приближенный к природе. Таком типичные «чувствительного» положительного героя, как правило, присущи внутренний стоицизм, несхитність моральных убеждений. Внутренняя твердость, желание преодолеть в себе страдания были свойственны сентиментальным героям Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского («Наталка Полтавка»), Есть. Гребенки («Чайковский»); принципы стоицизма развернуты в целую этическую программу в П. Гулака-Артемовского («Настоящая Доброта»).

Утверждению в украинской литературе первой половины XIX в. руссоїстської «естественного» человека и культа ее чувствительного внутреннего мира способствовали эстетическая и философская мысль, программные установки первых литературных журналов в Украине - «Украинский вестник» и «Украинский журнал».

Интерес в этом плане представляют эстетические взгляды И. Рижського. Так, в книге «Введение в круг словесности» ученый особенно подчеркивал «чувствительности души» человека, стала одной из центральных категорий в эстетике сентиментализма. Правда, он рассматривает ее как способность личности к глубоких внутренних чувств, вызванных к жизни конкретными обстоятельствами жизни, а как «природное расположение оной ощущать удовольствие и наслаждения»8. И хотя во взглядах на назначение словесности ученый утверждает классицистический принцип передачи читателю достижений других наук, но именно художественное слово для него является «отголоском мыслящей и чувствующей души». В произведениях писателей оно «изумляют слушающего, изъясняя живо и сильно, поражающие эго слышал»9.

Сентименталістський характер направления литературно-критической мысли проявляют эстетические взгляды й. Кулжин-ского, который в статье «Некоторые замечания касательно истории и характера малороссийской поэзии» (1825) отмечал способности украинского языка к передаче самых интимных и самых искренних чувств, что достало выявления в народной пісні10. С сокрушительной критикой подражания «изящной природы» выступил один из теоретиков романтизма в Украине И. Кронеберг, взгляды которого способствовали также и становлению сентиментализма. Он вслед за Кантом и Шеллингом отстаивал свойственную как романтикам, так и сентименталістам тезис о необходимости в литературе «переключение внимания с объекта, что нашел доминирующее положение в класицистів, на субъект, в сферу активного эстетического отношения человека к действительности»11.

В роли популяризаторов модных западноевропейских произведений сентиментализма XVIII - начале XIX в. выступили «Украинский вестник» и «Украинский журнал». Так, последний печатает небольшой отрывок из произведения Б. Сен-Пьера «Чувство меланхолии во время дождя» (1825. № 7) и в течение нескольких номеров вмещает переведенные с французского языка сентиментальные повести «Мария» (1824. № 9-10), «Бетти» (1824. № 13-14), а с польской - Юлия и Адольф» (1825. № 13) об истории чуткого, исполненного страданий и слез любви. П. Гулак-Артемовский переводит с польского на русский сентиментальную повесть «Бен-Грианан», в которой главный герой Маклод отличается «благородно добрым сердцем». Он увлекается стариной и разделяет руссоїстський идеал «естественного человека». В очерке «Синонимы: задумчивость и размышление» Гулак-Артемовский характеризует задумчивость как привлекательную меланхолию и заканчивает его большим элегическим стихом в сентиментальном духе (Украинский вестник. 1819. Кн. 8).

На развитие украинского сентиментализма и первой половине XIX в. заметное влияние имел кордоцентричний характер украинской философской мысли. В ее русле находились художественные и философские поиски М. Гоголя. Сосредоточенность на душевном в человеке, осознание писателем необходимости безотлагательного выхода из трагических коллизий мира выдвигает в него на первый план не интеллектуальный элемент, а душевную эмоцию и сердце (Д. Чижевский). Именно сердце, душевная чистота человека, истинность ее веры в Бога стоят в центре таких его произведений, как «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о божественной литургии», где он последовательно проводит мысль о том, что лучшее состояние для человека - состояние растроганного души, который помогает ей проникнуться страданиями и болью человечества, наполнить сердца любовью и верой.

Во второй половине века не обошел размышлений о сердце и П. Кулиш, который в «Хуторской философии и отдаленной от мира поэзии в духе европейских сентименталістів выступил с сокрушительной критикой «просвітянства, продуцируемого в столицах», поскольку оно способно лишь калечить и уничтожать простых людей. Свои поиски гармоничной и целостной личности писатель завершает украинским крестьянином, которого искусственная образованность зацепила меньше всего (особенно сердце) и который готов противопоставить просвещенному уму собственную природную мудрость.

Кордоцентрична традиция украинской философской мысли получила наиболее яркое воплощение в философии П. Юркевича, который выступил против одностороннего интеллектуализма своего времени, навеянному классической немецкой философией, что видела в мышлении центральную и основную силу человеческой личности («Сердце и его значение в духовной жизни человека»).

В целом для украинской философской мысли XIX в. становится характерным погружения субъекта познания в свое «я», прежде всего в собственное сердце». Отсюда - критерий познания не «головой», а интуицией, всем природным естеством, «сердцем». В отличие от западноевропейской философской традиции, где «сердце» никогда не имело онтологического аспекта, в украинских мыслителей оно уже со времен Г. Сковороды выступает как источником всех чувств, так и инструментом познания, которому следует безоговорочно доверять.

Такой кордоцентричний характер украинской философской мысли, распространенность размышлений о «чувствительность» в литературно-эстетической мысли, популярность литературы европейского сентиментализма в журнальной периодике обусловили особенности сентиментализма в Украине и способствовали его непривычно долгой жизни в художественном сознании. В первой половине XIX в. он приобретает выразительных признаков отдельного течения в литературе, с новой концепцией личности. Формируется специфическая художественная структура - украинского сентиментализма, легко вступает в контакт с другими, иногда идеологически разными, идейно-художественными явлениями эпохи. Характерно, что в украинской литературе не было такого епігонського подражания сентиментализма, с которым связывается его отмирание как самостоятельного явления, потеря его художественной ценности или открытой с ним полемики и сатирического переосмысления. Его историческая и эстетическая целостность определялась ориентацией на последовательно чувственное воссоздание мира, результаты которого виделись как нечто «непосредственное», «наивное», «естественное», а следовательно, и моральное. 1 хотя сентиментализм в украинской литературе не развернулся в отдельное художественное направление, его наличие ощущается в произведениях многих писателей. Прежде всего это касается художественного стиля, где сентиментализм характеризуется целым рядом относительно устойчивых признаков: «чувствительное» воспроизведение художественных образов и окружающей действительности, изображение в героях эмоциональной стихии, которая заставляет их руководствоваться не умом, а сердцем, реагировать на невзгоды жизни слезами, вызвать сострадания, а иногда даже и слезы в других персонажей и читателей. Он чувствуется в своеобразии развертывания художественного повествования и общей построении произведения, в стремлении создать динамическую композицию, свободную от классицистической заданности и нормативности (однако более четкую и психологически мотивированный, чем у бурлеска), наибольшее внимание уделить лирическому началу, передавая авторское сочувственное отношение к событиям субъективно-эмоциональными эпитетами, метафорами, импульсивным ритмом, повышенной экспрессивностью высказываний.

В начале XIX в. сентиментализм проникает в бурлескну поэзию, значительно расширяя художественную макроструктуру произведений и расшатывая изнутри сами основы бурлеска. И хотя авторы бурлескных стихов предпочитают гротескном возвеличивание чувств, в них чувствуется импульсивный поиск наиболее соответствующих художественно-выразительных средств для изображения различных проявлений внутреннего мира человека. Они умышленно прибегают к изображению предмета или явления J не с точки зрения самого автора, а малообразованного крестьянина, оправдывая таким образом некоторые несостыковки и недотепності, имеющиеся в произведении.

Наклоном к описанию чувств героев в сентиментальном духе отмечается бурлескный произведение неизвестного автора «Малороссийские стихи, в которых описывается погребение преосвященнейшого Виктора, архиепископа «малороссийского, черниговского и ордена святого Александра Невского кавалера, простыми сельскими разговорами соображенные. 1803 г. ноября 11 дня», построенного как диалог двух крестьян. Один из них, пораженный масштабами печали и горя через преждевременную смерть архиепископа, со слезами на глазах рассказывает своему товарищу о последних минутах прощания с телом духовного лица. Интересно, что в этом произведении крестьянин оплакивает его смерть потому, что он, как и все, видел в архиепископе образец «образованного» человека, которая помогала и сочувствовала другим.

С особой силой в поэзии, что не отошла еще от бурлескного стиля, чувствуется влияние народных песен, . в которых подчеркивается глубокой чувствительности героев. Так, стихотворение С. Писаревского «За Німань иду» пронизан типичным для народнопісенної творчества и лирической поэзии XVII-XVIII вв. мотивом разлуки влюбленных - девушки и парня, который отправляется вместе с казаками в дальний поход и не уверен в том, вернется обратно. Тоской по любимой проникнуто и другое стихотворение этого поэта - «Моя судьба», лирический герой которого «аж сердечко знурив» в поисках своей милой. С первого тридцатилетия XIX века, в украинской поэзии наблюдается постепенное уменьшение роли бурлеска, а сам бурлескный персонаж неуклонно уступает место герою, способному к глубоких эмоциональных переживаний. Ліризується авторская рассказ, что прокладывает путь к появлению новых жанровых качеств в поэзии, прежде всего лирической поэмы. Эти веяния времени наблюдаются в небольшой поэме П. Писаревского «Стецько». ее герои Стецько и Любка отличаются способностью к глубокой природной чувственности, искренней и самозабвенной любви. На пути к их счастью возникает имущественное неравенство - типичный конфликт для просветительской литературы. Правда, сам процесс зарождения интимного чувства еще остается вне поля зрения писателя; его больше привлекают проявления чувствительной природы героев, имеющих преувеличен, подчеркнуто сентиментальный характер: влюбленные клянутся друг другу в верности, легко прибегают к слезам.

Вполне естественно, что эмоциональная рефлексия героев все больше и глубже входит в художественный мир произведений украинских писателей, постепенно увиразнюючись и приобретая новые черты. И хотя в поэзии еще нет тонкого психологического рисунка, изображения чулого и чуткого сердца становится доминирующим, а именно чувство становится мерилом оценки событий, людей, обстоятельств, точкой отсчета моральных качеств героев и словно «обнимает» собой зображувану действительность.

Среди лирических поэм такого плана особенно выделяются произведения М. Макаровского «Наталья, или Две судьбы вместе» и «Гарасько, или Талан и в неволе», герои которых проявляют способность к чувствительных проявлений своей натуры. Чрезмерная трогательность, искренние слезы, как достоверное свидетельство глубины чувств персонажей, приближает эти поэмы до сентименталістської литературной традиции.

Влечение к сентиментальности и сентиментализма в украинской бурлескній поэзии был, следовательно, не случайным - он обуславливался необходимостью расширения внутренних возможностей украинской поэзии, был знаком тогдашнего утверждение духовно раскрепощенного, глубоко эмоционального внутреннего мира просветительской личности. Это чрезвычайно аккумулировало культуру поэтического мышления в направлении к интимной измерения чувств героев. В конце концов, весь дальнейший путь украинской поэзии XIX в. и состоял в все более глубоком интеллектуальном и эмоционально-авторском осмыслении глубинной сути природы человека.

С зарождением в конце 20-х годов в украинской поэзии романтизма не исчезает и сентименталістське представление о чувствах, что создавало живительная почва для активного взаимодействия романтического типа художественного сознания с сентиментализмом, который впервые отметил на самоценности и самодостаточности чувственной стороны как одного из моментов эмоционально-рефлексивного восприятие героем действительности. Романтики принципиально не отрицали и не отвергали сентиментальности. Напротив, они видели в ней один из необходимых компонентов своего творчества, но вкладывали в понятие «сентиментальный» совсем иной смысл, чем сентименталісти. Один из теоретиков романтизма Ф. Шлегель, например, замечал: «Романтическим есть то, что представляет сентиментальное содержание в фантастической форме. Сентиментальное том, что нас волнует, что пробуждает в нас эмоции, но не чувственные, а духовные»12. Закономерно, что романтиков не интересовал антропологический аспект чувства, а скорее трансцендентный как возможность выхода за помощью к высшему, сверхреального мира, иногда божественного начала.

Чувствительность героя романтизма приобретает принципиально иного характера. Тогда как сентименталістське чувства рационалистически задан, и писателей-сентименталістів большей степени интересует не их диалектика, а волнообразные вспышки, романтики уже отказываются от этого. Чувство романтических героев подчеркнуто свободные от любого влияния рационализма и воспринимаются как возможный путь к достижению абсолютной свободы от серого и косного окружающего мира с его «прозой жизни» (Гегель). Не удивительно, что они могут быть прямо связаны со стремлением героя к отстаиванию собственного индивидуализма и полнейшего одиночества своего «я». В поэзии украинского романтизма чувства постепенно приобретает медитативной сосредоточенности, с его помощью углубляется представление о текучести мира и место в нем личности, которая уже способна не только чувствительных к проявлениям своей натуры, но и к «штюрмерських» высоких страстей.

Одной из сентименталістських тем, что находят свое воплощение и дальнейшее развитие в украинской романтической поэзии, была тема поэзии кладбищ («могил»), основана в XVIII веке английским поэтом-сентименталістом Г. Блэром («Могила», 1743). В ней имеются уже не только меланхоличные размышления о тщете мира, быстротечность бытия всего сущего, смерть, но и мистические представления о таинстве жизни «потустороннего» мира с его фантастическими обитателями. Однако не угасают и сентименталістські тенденции в осмыслении этой темы. Так, например, в Г. Петренко в элегии «Отцовская могила» с самой могилой связывается судьба лирического героя: поиск ее становится смыслом его жизни. Глубоко потрясен смертью своего отца на чужбине, он хотел бы поклониться его могиле и выплакать на ней от тоски глаза.

В поэзии романтиков своеобразно переосмысливаются и типичные для сентиментальной поэзии XVIII в. и народных песен мотивы несчастной любви, «разбитого» и «обманутого» сердца, которые опирались на просветительский представление о чувствительный, импульсивный внутренний мир лирических героев. В Л. Боровиковского в стихотворении «Женщина» на фоне романтического пейзажа, в котором нет ничего постоянного, а все динамическое, быстротекущее и одновременно угрожающее, появляется «плач» девушки за своим милым, в котором она сетует на «лихую» судьбу, которая разлучила ее с любимым. Чувства ее приобретают столь обостренного характера, что она, как и героини многих сентиментальных произведений, заканчивает свою жизнь самоубийством. Сентиментализм активно взаимодействует с романтизмом и в его стихотворении «Расставание», который композиционно строится как диалог между двумя влюбленными «сердцами» - девушкой и парнем, серденьку которого «скучно, душно дома жить». У другого поэта-романтика А. Шпигоцького в сонете «Только тебя вба-чила, мой милый, любимый!..» также находит воплощение сентиментальная тема чулого влюбленного сердца. Вполне отчетливо ощущается стремление поэта к экзальтации чувств героини:

Сердце имело бы вырвалось; я млію, дрожу,

Мру и оживаю вп'ять - слезами как заллюся,

Руки врізь раскинулись, к тебе лечу.

Проявляют чувствительную природу в любви и другие герои произведений этого поэта («Малороссийская баллада», «Малороссийская мелодия», «Малороссийский романс» и др.). А в поэзии «Знаешь, Саня сердечко!..» имеющиеся и пасторальные мотивы западноевропейской сентиментальной поэзии (С. Геснер). Герои этого стихотворения рвут в поле цветка, любуясь друг другом, плетут венки, чувствуют свое органическое единство с природой, клянутся в вечной любви и верности.

Вообще врастания сентиментализма в романтизм, а иногда и их динамическое сочетание, касается нового взгляда на природу в XIX ст. В это время в европейских литературах все большее распространение приобретает взгляд на нее не как на механистически-рациональную систему (Ньютон), а как на живой организм, воплощающий высшие абсолютные сущности (Шеллинг). В силу историко-литературных причин в украинском романтизме концепция природы еще существенно опиралась на просветительский ее толкование, согласно которому она воспринималась как хорошо начало, мать, которая способна разделить печаль и тоску своих детей. Романтический герой не только чувствует сходство и созвучность различных состояний природы своему внутреннему миру, но и постоянно осознает собственную зависимость от нее, верит, что она поможет ему в трудную минуту. В этом плане пейзаж украинских романтиков во многом вытекает из концепции «чувствительного» пейзажа сентименталістів. Это не образ-ландшафт с указанием на географическую достоверность определенной местности, а проекция душевных чувств персонажей («состояние души»), которые свою чувствительность могут доверить только самой природе. В то же время и она способна придать остроты и глубины чувствам, подчеркнуть их своей многомерностью, многокрасочностью и вечностью наряду с жизнью человека («Воспоминание», «Могила», «Облачко» Г. Костомарова, «Гудит ветер воет в поле...», «раз я Сидел над рекой...», «Повеяли ветры буйные...». Забилы, «Молния», «Дорошенко», «Сиротская доля», «Казак и гулянка» О. Корсуна).

Сентиментализм в украинской поэзии первой половины XIX ст. - явление далеко неоднозначное и неодномірне; оно имеет важное значение в творчестве многих писателей и сказалось на всей структуре поэтического творчества того времени. Сентименталістська установка на проявление чувств ощущается уже в бурлескній поэзии, а дальше, приобретая новых черт и качеств, заявляет о себе в поэзии романтиков, охватывая наряду с традиционными для сентиментальной литературы XVII и XVIII вв. жанрам элегии и песни новые жанровые формы - балладу, сонет, лирическую поэму. О распространенности сентиментализма в поэзии свидетельствовали и новые горизонты в раскрытии чувствительного внутреннего мира личности, ее способности к интимных чувств и в особенностях взаимоотношений с природой, которая уже выступала незаурядным источником меланхоличных настроений, эмоций и могла легко откликнуться на сердечную тоску и боль лирического героя, выступая союзником в его противостоянии ординарной реальности.

Просветительский подъема самосознания личности в литературе украинского Просвещения стимулировало пробуждение к жизни и прозаических жанров художественного творчества, в которых чувствовалось стремление к изображению «истории чувств» героев. Неразвитость крупных эпических жанров, прежде всего романа, в тогдашней украинской художественной сознания привела к тому, что на первое место в ней выдвигаются повесть и рассказы. В то же время «умеренный» характер украинского Просвещения способствовал тому, что прозаики сосредоточили свои поиски в основном на этических, а не на социальных аспектах бытия. При этом они нередко выходили из принципов христианского гуманизма, видя в религии ту основу, на которой следует строить сложную систему взаимоотношений человека и мира. Но это вовсе не противоречило основной просветительской тезисе писателей на поиск гармонии между индивидом и обществом, на познание законов и возможностей земной природы человека с его правом на глубокие автономные чувства.

Подобное доминирование этических категорий имело двойное значение. С одной стороны, оно было своеобразной формой недоверия и неприятия любых логических теорий, которые в других европейских странах не принесли ничего, кроме противоречивых последствий буржуазного прогресса. А с другой - именно этика, даже в ее религиозном виде, была, казалось, способной снять существующие противоречия в обществе, подавить все негативные начала, которые мешают гармоничному благоустройству жизни.

В это время, как известно, в результате процесса денационализации высших социальных слоев едва ли не единственным носителем национальной культуры остался самый низкий слой общества - крестьянство с его традиционным мышлением и морально-этическими нормами поведения. Поэтому «маленький человек» - крестьянин начинает вызывать живой интерес украинских писателей (особенно его глибокоемоційний внутренний мир, который не потерпел разрушительного влияния цивилизации). Закономерно, что уже в первой половине XIX в. украинская проза вплотную подошла к такому синтезу реальности, в котором ведущую роль получила ориентация на углубление в психологию человека. Одновременно это наложило отпечаток на специфику художественных поисков, в частности утверждение повествовательного начала путем введения рассказчика из крестьянской среды.

Новый, просветительский взгляд на мир и человека требовал новых средств и форм художественной выразительности, сюжетотворення, нового характера положительного героя, расширение функционального значения таких структурных компонентов произведения, как пейзаж, диалог, монолог и т.д. Эти художественные поиски нашли отражение в произведениях Г. Квитки-Основьяненко, где прослеживается наличие основных просветительских идеалов, в том числе и таких, что были обозначены влиянием сентименталістської эстетики. Решающую роль в появлении сентиментализма в творчестве Цветки сыграла идея народности литературы, поиск эстетического идеала в народной среде. Писатель приходит к выводу, что только в условиях естественной жизни, патриархальных обычаев и морали возможно сохранение таких общечеловеческих ценностей, как честность, человеколюбие, искренность чувства; именно среди народа он находит цельные и самобытные характеры.

Сентиментализм в украинских повестях писателя заявляет о себе прежде всего через утверждение нового типа личности, способной к глубочайших и найпотаємніпшх чувств, порожденных самой природой.

Чувствительность в сентименталістів -- не просто трогательность, «впадения в слезы», а особое отношение к миру, целый морально-этический комплекс, включающий в себя верность природе (прежде всего человеческой), благотворительность, которая рождается из сочувствия к страданиям других, последовательность в поступках, что опирается на такую постоянную константу, как «сердце», нравственный максимализм. Нравственный максимализм в человеческих отношениях приобретал значение концептуального - модели мироздания, протиставленої тогдашним меркантильным отношениям. Сентименталісти впервые заговорили о том, что человеку с чуткой душой и отзывчивым сердцем невозможно вжиться в современный мир, а тем более изменить в нем что-то лучше. Так, в Квитки-Основьяненко («Божьи дети») универсальным лекарством против зла выступают терпение и молитва: «Во всем мужчине Бог помага, только терпи и молись... Перетерпиш, не прогнівляючи создателя своего, он тебя еще и больше наградить». Терпение, нравственный стоицизм лежит и в основе жизненного поведения Маруси («Маруся»). И вместе с тем, в какой мере возрастают в герою активное сопротивление среде, борьба за собственное счастье, в такой же степени исчезают в художественной структуре типичные черты сентиментализма («Козырь-девка» Квитки-Основьяненко).

Новое, сентиментальное видение мира и человека сочетается у писателя с непосредственным просветительским провозглашением авторских взглядов и сентенций, что нередко оборачивалось дидактизмом. В этом отразилось характерное для просветительского реализма сочетание рационального с чувственным. «Жизнь сердца» своих героев Цветок подчиняет определенной морально-этической идеи и соответственно рационалистически строит сюжет («Несчастная Оксана», «Искренняя любовь», «Божьи дети», «Хорошо делай - хорошо будет»).

Стихию чувств своих героев Цветок пытается логически связать нормам народной морали, с «естественной» разумностью украинского крестьянина.

Синтез двух художественных начал (просветительского реализма и сентиментализма) способствовал углублению психологического анализа, выявлению индивидуальных черт персонажа. Это заметно в портретной характеристике, где в внешности героя проглядывает «язык взглядов», «язык чувств» (портреты Маруси - «Маруся», Галочки - «Искренняя любовь» и др.).

Постоянной константой, идеальным началом, источником добра, мудрой наставницей выступает в просветителей природа. Она склоняет человека к взаимного доверия, доброжелательности, сочувствия другим, пробуждает чувства дружбы и любви; способность понимать и глубоко воспринимать природу, делать ее органичной частью своего внутреннего мира - важное свидетельство чувствительности героя, эталон его душевной полноты и зрелости. Итак, счастье возможно только в гармонии с природой; она облагораживает человека, делает ее мудрой. Такое субъективно-лирическое, меланхолическое созерцание природы имеющееся в поэме Е. Юнга «Ночные думы», в «Элегии, написанной на сельском кладбище» Т. Грея. Гармоничная жизнь первобытных людей в природе изображает в своем романе «Дикарь» Л. С Мерсье.

Природа в повестях Квитки-Основьяненко, как правило, предстает во всей своей гармоничной целостности и красоте. К ней может обратиться розчулене сердце для поддержки своих чувств. Сам пейзаж в таком случае рисуется в идиллической форме: в нем можно легко проследить параллель к миру человека. Так, идиллический пейзаж, который предстает перед Марусей («Маруся»), вполне соответствует внутреннему настроению героини (чувства к Василию, сомнения относительно его отношения к ней). Однако далеко не вся природа становится объектом изображения. Писателя привлекают только эстетические аспекты. В «Марусе», например, он воспроизводит ночной пейзаж, в котором скрыты днем черты предстают как бы в новом качестве: природа наполняется сакральным смыслом, в ней все четче выделяется особенное, неповторимое. Эта сторона пейзажа, как известно, уже была открыта сентименталістами «первой волны» (Е. Юнга «Ночные думы»). В основе такого видения природы лежала сенсуалистическая философская парадигма, а сам пейзаж нередко наполнялся пантеистическим содержанию, поскольку его величие и красота порожденные самим Богом.

Центральное место в сентиментальных произведениях Цветка занимает любовное чувство - лучший из даров природы. Поэтому конфликт в украинских повестях, как правило, является вариантом коллизии между чувствительными героями и обстоятельствами, которые встают на пути к их счастью, был типичным для просветительской литературы («Несчастная Оксана», «Маруся», «Козырь-девка», «Искренняя любовь»). Конечно, это предопределяет и особенности построения сюжета, в структуре которого начинают доминировать такие события, которые наиболее полно раскрывали бы всю глубину и искренность внутреннего мира героев. Согласно традициям сентиментальных произведений автор нередко заканчивает повести трагическим финалом («Маруся», «Искренняя любовь»).

Решающую роль в любовном чувстве играет «жизнь» сердца», которое, однако, будучи не контролируемое умом, трезвой рассудительностью, нередко становится причиной страданий, а то и трагедии героя. Безоглядное естественное чувство, управляемое только сердцем, делает несчастной Оксану («Сердешна Оксана» Квитки-Основьяненко), губит жизнь Олеси («Казачка» Марка Вовчка), приводит к гибели Катерины («Катерина» Т. Шевченко). Сердечное чувство, любовь или ненависть, у Марка Вовчка нередко выступают как приговор судьбы, которую ни объехать, ни обойти («Казачка», «Чары», «Свекровь», «Максим Держатель», «Данило Гурч»).

С особой силой проблему сердечного чувства как «пагубе» раскрыл Ю. Федькович, в основе художественной прозы которого видим просветительский реализм с чертами сентиментализма. Управляемое только чувством «жизнь сердца» он раскрывает в романтически-сентиментальном духе не только в рассказах «Люба - пагуба», «Сердце не научить», «Таліянка», «Штефан Славич», но и в стихах «Две песни розовые», «Клялся», «Богачева», «Черемська царица», «Сокільська княгиня». Сердечный порыв не обращает внимания ни на родство, ни на побратимство, ни на доводы разума, ни на саму жизнь, прокладывая себе путь через кровавые драмы, убийство и самоубийство. С ним может посоревноваться разве что кодекс рыцарской чести.

Достижение гармонии между чувственным и рациональным, в частности в сфере любовного чувства, было предметом особого внимания Квитки-Основьяненко. Его герои словно находятся на грани этих противоположных сфер, пытаются достичь равновесия между сердцем и умом. Умеренность, практический ум, которые сочетаются с сочувствием обездоленному и бедному, ценятся писателем очень высоко (образ Тихона Бруса в повести «Хорошо делай - хорошо будет»). Таким же предстает и Маруся («Маруся») - типичная идеальная сентиментальная героиня. Природный ум и твердость характера Ївги Жмыхи помогают ей отстоять искренность и глубину чувств («Козырь-девка»). И вместе с тем подчиненность чувства рационалистической необходимости в «Марусе» обнаруживает свою ущербность, лишая влюбленных хотя бы краткого счастья. Рационалистическое в своей основе подавления чувства к офицеру, сознательная жертва Галочки в «Искренней любви» делают героиню несчастной и приводят ее к смерти. Следовательно, и в сентименталізмі, как говорилось в целом о просветительскую эстетику, синтеза чувственного и рационального не было достигнуто.

Дальнейший прогресс сентиментализма в украинской литературе связан с процессом субъективизации образа автора (рассказчика), отказом от дидактических поучений, появлением отдельного художественного «я», как героя произведения, что создавало широкие возможности для эмоциональных оценок изображаемого, расширяло диапазон индивидуализации образа. Примечательно, что в западноевропейских литературах XVIII в. проблема художественного «я» возникает в связи с развитием общих понятий о роли личности в общественном сознании, что и обусловило появление рассказчика со способностью эмоционально реагировать на мир и накладывать отпечаток своего мировоззрения на всю художественную структуру литературного произведения.

В середине XIX в. в украинской литературе появляется широкое разнообразие различных модификаций образа автора-рассказчика. В этом плане интерес представляет творчество П. Кулиша, который еще не выделяя автора-рассказчика как отдельный образ, вводит его в недалекую историю свободных казацких времен в своих романтически-сентиментальных рассказах-ідиліях. Перетлумачуючи «живую» историю, писатель не только постулирует ее как образец и желаемый идеал, но и как арену различных событий, в которых герои проявляют разноцветную гамму человеческих чувств. В конфликте рассказов Кулиша, средствах создания характеров чувствуется мощная струя просветительской установки на поиск всеобщей гармонии бытия. Основу ее автор ищет не в каких-то отстраненных от жизни понятиях, а непосредственно в самом человеке - его сердце («Девичье сердце»). В поисках этой гармонии просветители (и сентименталісти) возрождают жанр идиллии (С. Геснер, И. Г. Фосс, Б. де Сен-Пьер, Г. Карамзин) как художественную форму, которая воспроизводит идеал естественной жизни. В П. Кулиша это был рассказ-идиллия «Арина», в котором автор пытался показать естественное патриархальная жизнь, которое, на его взгляд, способно сохранить самый генетический код украинской нации.

Открытие нестабильности и динамичности внутреннего мира в человеке и стремление углубиться в него в эстетике сентиментализма не могли не сказаться на формировании реализма в украинской литературе середины и второй половины XIX в. Уже Марко Вовчок вводит в литературу героя, отмечается более сложной психологией, чем персонажи Квитки-Основьяненко и не может быть однозначно охарактеризован как сугубо положительный или отрицательный. Вместе с тем у Марка Вовчка остаются неизменными основные постулаты просветительской идеологии, осмысленные в сентименталістській литературе. Как и другие писатели-просветители, она отстаивала в своих произведениях право личности на счастье, проявляла тенденцию оценивать внутренний мир человека в зависимости от ее способности к искренних чувств и активной «жизни сердца».

В центре многих рассказов писательницы трагическая судьба человека, прежде всего женщины, которая изображается в реалистично-сентиментальном духе («Одарка», «Сестра», «Горпина», «Казачка» и др.). Так, молодую, полную счастья Одарку, как и во многих сентиментальных произведениях, ждут насмешки и смерть, когда она теряет свою женскую гордость. Оригинальная стилевая манера выдерживается Марко Вовчок в форме повествования от лица крестьянки отдельного персонажа произведения, что придает рассказу наивного очарования, трогательности. Писательница пользуется многими средствами сентименталістської поэтики: создает чувствительные характеры, основное внимание уделяет раскрытию душевных движений персонажей, активно привлекает эмоционально окрашенную лексику, не выносит события в произведениях в широкий исторический контекст, подчеркивая зато их локальность, камерность, не чурается линейного построения сюжета и художественного времени. В целом культура описанию у нее связывается со способом представления предмета или явления через реакцию «человека чувства» - самого рассказчика. Поэтому внешний предметный мир в произведениях явственно обозначен отблеском сентименталістського мироощущение, чувственно-эмоциональной тональностью.

В рассказе «Свекровь» любовь Василия и Анны предстает в светлом колористичній гамме. Они идеальные герои сентиментальных романов, способные к глубоким чувствам. Эмоциональное обрамление, что идет от рассказчицы, усиливает лирический струю повествования, углубляет его эмоциональный пафос, который умиляет читателя, вызывает у него сочувствия, сострадания. Несколько в иной тональности развиваются события в рассказе «Павел Чернокрыл». Чувства Павла к Варки несет отблеск типового сентиментального любви двух родных натур: слезное выявления чувств, стремление не только понять человека, но и обнаружить ей сочувствие, вспышки эмоциональной экзальтированности и аффектации. Но именно любовь за своими последствиями приобретает роковой характер, что уже присуще романтизмові.

Разрыв с сентиментализмом и романтическое осознание любви присущи и другим произведениям, в которых нашли проявление мотивы народной баллады. В них чувствуется общая ориентация на таинственность, тяготение к гипертрофированных страстей, интригующей фабулы, общего драматизма, а также имеющееся обращение к прошлых времен, на фоне которых и разворачиваются события («Чары», «Максим Гримач», «Данило Гурч» и др.).

В «Народных рассказах» Марка Вовчка наблюдается органическая взаимосвязь трех художественно-стилевых систем - сентиментализма, романтизма, реализма, которые в своем сложном взаимодействии раскрывали, с одной стороны, новые грани и горизонты изображение всей сложности отношений человека и мира, а с другой - свидетельствовали о положительных сдвигах в художественных поисках писательницы новых изобразительных средств, которые позже плодотворно использовали реалисты второй половины XIX века.

Не лишены влияния сентиментализма и произведения представителей этнографически-бытовой школы в украинской литературе середины XIX в., которые в основном ориентировались на руссоїстську парадигму «естественного человека», прежде всего крестьянина. Общая тенденция их развития, ориентированная на этнографизм и фольклоризм, отмечалась углублением сентиментально-лирического начала, хотя при этом и сказывался эмпирический способ воспроизведения «потока жизни» («Звонарь», «Старцы» Д. Мордовия, «Верная пара», «Победила», «Не было утром - не будет и д'останку» Анны Барвинок и др.).

Медитативная сосредоточенность на внутреннем мире человека в украинской сентиментальной прозе усугубляла художественное мастерство писателей, способствовала становлению их индивидуальных стилей и была школой психологического анализа, что обогащало художественные выразительные возможности украинской прозы в целом.

Сентиментализм не обошел стороной и украинскую драматургию, где он утверждался в процессе упадка основных принципов школьной драматургии XVII-XVIII вв. Его проявление стало возможным лишь в начале XIX в. вместе с формированием в украинской литературе бытовой драмы. Конечно, сентиментализм не был единственным художественным явлением, которое определяло своеобразие и характер художественных поисков драматургов этого времени: в их произведениях отчетливо прослеживаются бурлеск, черты классицизма и просветительского реализма, преромантичні и романтические элементы. В целом пафос украинской драмы первой половины XIX в. отражал просвітительсько-руссоїстські идеи, утверждал необходимость со-страдания «маленькому» человеку, веру в хорошее естественное начало в человеке. Своеобразным ценностным критерием в них выступает чувствительность персонажей: отрицательные, как правило, ее не имеют, в положительных она оказывается сильно, даже гипертрофированно. Чувственность становится средством морально-этического возрождения героев. Все это проявляется уже в «Наталке Полтавке» И. Котляревского, где любовная коллизия с наибольшей полнотой и очевидностью дала героям выявить природу своих чувств, глубину и чистоту внутреннего мира. В поведении Наташи и Петра явственно проступают черты сентиментальных героев, способных не только глубоко переживать (вплоть до душевного чувства и слез) несогласия жизни, а жертвовать своими интересами для счастья других. Так, Петр готов отречься от своего счастья и «горевать во всю жизнь», чтобы только была счастлива Наташа. Именно способность к самопожертвованию чрезвычайно высоко ценилась просветителями, которые считали, что именно жизнь обязательно отблагодарит подобной человеку за благородный поступок. Положительные герои в пьесе по-сентименталістськи импульсивные, последовательны в своих чувствах, которые передают трогательно в лирических песнях.

Не лишена влияния сентиментализма и пьеса П. Котлярова «Любка, или Сватанье в с. Рихмах». Сюжетная схема ее не составляет чего-то оригинального: здесь встречаемся с уже известным конфликтом между влюбленными героями и средой. Главные герои пьесы Любка и Гриша, хоть и принадлежат к разным слоям общества, любят друг друга искренне, стремятся жить честным трудом, чтобы только им удалось быть вместе. Любка - носитель рис по-настоящему сентиментальной героини: чувствительности, слезливости, экзальтированности в проявлении чувств. Автор не ограничивается лишь тем, что вкладывает в ее уста сентиментальную песню, а акцентирует внимание на манере ее поведения, в определенной степени отраженную в ремарках пьесы (в моменты наиболее интенсивных вспышек чувств она «складывает руки и потупляет глаза» или «утирает рукавом глаза» и т. д.).

Несколько иной тональности обозначена пьеса К. Тополя «Чары, или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских», в которой чувствуется авторская установка на красочность и таинственность, чему служит использование в произведении народных поверий и легенд о любовные чары.

Влечение к таинственному, иррациональному, а то и фантастического в «Чарах» является характерной особенностью сентиментализма как художественного явления, не только предшествовало романтизмові, а часто змикалося с ним. Пьеса сочетает в себе сентиментализм и преромантизм с сильным юмористическим компонентом. Уже в «Предуведомлении» автор обосновывает возможность сочетания в произведении смеха и слез, ведь «от смешного к плачевному, а вот печального к веселому небольшой переход: часто бывает то и другое в природе, и в одно и то же время»13. Чувствительные персонажи в пьесе изображаются по-разному. Василий и Любка - герои уравновешены, меланхоличные, которые живут по велению чувств и «сердца». Галя, как и другие сентиментальные персонажи, тоже крайне чувствительная, но иногда проявления ее чувств приобретают настолько стихийного характера, что она время от времени оказывается способной к непредсказуемым поступкам. В этом в ней уже проглядывают черты психологически усложненной романтической личности. Углубляется психологический момент и в обрисовке второго центрального образа пьесы - Гришу, который проходит в ней своеобразную эволюцию, сначала становясь типичным героем-спо-кусником, что получает от жизни только наслаждение, а потом становится последовательно чувствительным героем, искренне признаваясь в любви Гале в любви и реагируя на ее слезы собственными слезами.

Народные верования в силу колдунов, ведьм, чертей и этнографически-бытовой драме С. Шерепері (С. Писаревского) «Купала на Ивана», где они приходят на помощь положительным героям и способствуют тому, что объединяются два влюбленных сердца. Центральные фигуры произведения, Любка и Иван, наделяются высокими моральными качествами: верностью, искренностью, рассудительностью, способностью к нежных чувств, которую они демонстрируют трогательными песнями. Однако в отличие от предыдущих сентиментальных героев, которые выступали в основном пассивными персонажами, Иван проявляет находчивость и активность, вступая в борьбу со своим соперником и побеждая его.

Внутренней активностью и способностью отстаивать свои чувства при любых обстоятельствах наделяются и сентиментальные герои Иван и Маруся в пьесе Я. Кухаренко «Черноморский избит». Герои, как и в предыдущем произведении, вынуждены прибегать к хитрости и обмана для того, чтобы восстановить утраченную справедливость. Чувствительность и любовь воспринимаются как высшие качества человеческого существа, поэтому и обман ради них кажется оправданным.

«Жизнь сердца» становится предметом изображения в драме Г. Цветки-Основьяненко «Искренняя любовь, или Милый дорогше счастья», которая была написана на основе его сентиментальной повести «Искренняя любовь». Столкнувшись с проблемой переработки прозово-эпического материала в драматургический, автор прибегает к таким художественных приемов, которые дают возможность передать зрителю чувствительность внутреннего мира героев не через описательную форму, как в повести, а через монологічну и диалогическую. Это обусловило то, что писатель изменил также и некоторые акценты в толковании образа Галочки в драме по сравнению с повестью. Если она сосредоточена в себе замкнутая личность (о своей любви может рассказать далеко не каждому), то в пьесе сразу признается всю глубину и искренность своих чувств к Семена Ивановича в разговоре с подругой Ленкой.

В отличие от предыдущих пьес, где трагическое начало, как правило, в процессе развития действия переборювалося оптимистичной верой авторов в обязательную победу справедливости, в драме Цветки трагическое доводится до своего логического конца - смерти Галочки. Между собственными чувствами и умственно-логической наставлением о невозможности счастья между представителями разных общественных сословий она делает свой выбор в пользу абстрактной установки (что свидетельствует о наличии в драме черты классицизма). Но фактом своей смерти героиня становится в один ряд с трагическими персонажами литературы сентиментализма, в которой смерть ідеалізувалася и была последним аргументом по-настоящему глибокочутливої существа («Бедная Лиза» М. Карамзина).

Сентиментализм в украинской драматургии первой половины XIX в. проявился в выборе положительного героя из низших слоев общества, который живет по велению собственного сердца, в конфликте между чувствительными персонажами и обстоятельствами, во введении в сюжет любовного треугольника, в котором сентиментальные герои были противопоставлены их антагонистам, что придавало произведениям напряженного интригующего характера.

Сентиментализм с момента своего зарождения в XVII - XVIII в. и в течение первой половины XIX в. сыграл важную роль в литературном процессе Украины. Осмысления его художественного феномена свидетельствует, что он, как и любое другое заметное явление этого времени, имеет свою специфическую природу и динамику развития. С ним связывается утверждение в литературе такого типа положительного героя, в котором более всего ценилась его чувственная природа, способность к движениям внутренних чувств нежнейших, что значительно усугубляло представление о психологии человека. В то же время такой взгляд на личность вполне уписувався в основные идеологические установки движения Просвещения в Украине, одна из стержневых идей была идея самоценности каждого человека независимо от его общественного положения.

Сентиментализм охватил с разной степенью интенсивности все три литературные роды - эпика, лирику и драму, культивируя прежде всего те жанры, которые наиболее последовательно давали возможность оценить чувства героя изнутри его внутреннего мира: элегию, песню, сонет, баллада, повесть, рассказ, этнографически-бытовую драму. Динамическая лабильная художественная структура украинского сентиментализма привела к тому, что он легко вступал в плодотворные контакты с другими литературными явлениями эпохи - просветительским реализмом, преромантизмом и романтизмом.

Развиваясь в одной идеологической системе Просвещения, сентиментализм и в области эстетики, как уже говорилось, около сталкивался не только с просветительским реализмом, а и в большой мере как явление преромантичне входил во взаимодействие (и это особенно характерно именно для украинской литературы) с романтическим типом творчества. Ряд идейно-эстетических установок вообще были общими для сентиментализма и просветительского реализма. К ним относятся: изображение действительности в ее жизненной (в том числе и социальной) конкретике; отстаивание позасоціальної ценности человека; доминирующее место в произведениях положительного героя, его идеализация; вера в хорошее естественное начало человека, в его способность к нравственному самосовершенствованию; одноплановість и неизменность характеров и др.

Общей чертой было и отождествление нравственного и эстетического начал. Все просветители считали, что искусство соответствует своему назначению лишь постольку, поскольку ставит и решает нравственные проблемы. Когда искусство теряет моральное значение, оно тем самым лишается и эстетической ценности.

Рис, которые следует считать прогрессом в характеротворенні и которые отличают сентиментализм от просветительского реализма и соответственно сближают его с романтизмом, является осознание самобытности личности, ее автономности внутреннего мира, который в просветительском реализме выступает основном своеобразной проекцией внешних обстоятельств: «Я погружаюсь в себя и открываю целый мир!», - записывает гетевський Вертер. Такой же чертой является моральный максимализм сентименталістських героев, их ответственность перед другими, чувство любви к ним как проявление бескорыстной эмоции, чувство нравственной красоты человека и его вины перед другими.

Сентиментализм внес большой вклад в ліризацію художественных структур, поднес роль интуиции как средства самопознания, постижения сокровенных движений человеческой души. Эти и другие достижения сентиментализма органично усваивались романтизмом и критическим реализмом, о чем, в частности, свидетельствует присутствие сентиментализма в украинской литературе уже за хронологическими пределами его становления и функционирования как самостоятельного художественного явления.

1 Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962. С. 68.

2 История философии на Украине: В 3 т. К., 1987. Т. 1. С 293. 214

3 Прокопович Ф. Философские произведения: В 3 т. К., 1979. Т. 1. С 286.

4 Сковорода Г. Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни// Полное собр. сочинений: В 12 т. К., 1973. Т. 2. С. 349.

5 Козельский Я. Философические предложения. СПб., 1769. С. 6.

6 Юнг К Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-ху-дожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М., 1987. С. 222.

7 Довгалевский М. Поэтика (Сад поэтический). К., 1973. С 193.

8 Рижский И. Введение в круг словесности. Харьков, 1806. С. 3.

9 Там же. С. 3-4.

10 См.: Федченко П. М. Литературная критика на Украине первой половины XIX в. К., 1982. С. 103.

11 Яценко М. Т. Вопросы реализма и положительный герой в украинской литературно-эстетической мысли первой пол. XIX ст. К., 1979. С. 151.

12 Шлегель Ф. Разговор о поэзии // Зарубежная литература XIX века. Романтизм. М., 1990. С. 47.

13 Украинская драматургия первой половины XIX века. Малоизвестные пьесы. К., 1958. С. 178.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гончар О. И. Просветительский реализм в украинской литературе. Жанры и стили. К., 1989.

Ивашкив В. М. Украинская романтическая драма ЗО-80-х годов XIX ст. К., 1990.

Лимборский И. Украинский сентиментализм - забытая историко-литературная проблема? // Слово и время. 1994. № 2.

Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. К., 1981.

Нахлик Есть. К. Украинская романтическая проза 20-60-х годов XIX ст. К., 1988.

Федченко П. М. Литературная критика на Украине первой половины XIX в. К., 1982.

Яценко М. Т. Вопросы реализма и положительный герой в украинской литературно-эстетической мысли первой половины XIX в. К., 1979.


История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик



«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.