Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА ПРЕДЕЛАМИ УКРАИНЫ
ВАСИЛИЙ БАРКА

Желтый князь

Мать наряжает дочку и радуется. А в душе тревога - зачем мужчины снова повели в сельсовет. Видимо, опять - давай как не деньги, так хлеб.

Аленка робко спрашивает, можно ли ей не идти в церковь, а то с нее смеются и учителя, и ученики. Сын-первенец подчинился общественности и считает веру пережитком. Мать сказала дочери, что когда дразнят, пусть промолчит. «их зло исчезнет, а правда - никогда». Очень корила себя за то, что разгневалась, когда Лена принесла несколько плохих оценок.

Хлеборобы села Кленоточі, собранные в сельсовет, слушали выступающего с окунюватими глазами, в которых сверкала жестокость. Он начинал издалека, а заканчивал «корчуванням» несознательных элементов и зметенням их «с лица земли». Мирон Данилович Катранник подумал: «Так бы сразу и сказал - давай весь хлеб, так убьем! - как здобичник. А то кружит змеем и мучает!»

Григорий Отроходін смотрел на крестьян и думал, что они - жуки с закостенелыми мозгами, а смотрят за мной, как шляхта. И на кого? А он чувствует свою правоту: постановление есть - и выполни, чего бы это не стоило. Мирон Данилович думал, что пусть уж он пропадет, а чем семья виновата? «И к кому обратиться? Чего из ненаших стороны лезут, сидели бы дома... Ну, часть бери, и нам оставь; да куда там! Весь хлеб дай, а сам сгинь. Мы же не лезем к ним. Вот пошли бы по Москве и в дом этого грызуна тоже, и начали ритись: мука сюда, картофель сюда - все, все. А теперь спухніть с голода! Не идем же. Если бы и могли, не пойдем».

Николай, увидев милиционеров и партийцев, злобно произнес: «Хліботруси!» Андрей и себе: «А мы нет: мы хліботруди».

Вид выступающего напомнил Катраннику страшного зверя, ящера, который часто ему снился. Священник посоветовал ему не впускать заблуждение в сердце, жить любовью и молитвой.

Отроходін шел по улице и думал, что не так уж тут и плохо - зелень, утренняя роса. Только раз он допустил ошибку, закрутил роман с секретаршей, которая оказалась «с бухарінським наклоном». Теперь он старается изо всех сил, чтобы дошли слухи о его энтузиазм и его продвинули «вверх» - к орденам, «путьовок», премий.

В воскресенье люди стояли последний день в церкви, слушали проповедь священника и плакали. Иметь Катранника, Харитина Григорьевна, думает, что в селе действительно «розпились и розсобачились!» Стали непоштиві, насмешливые, злые. Поэтому и кара на них насылается.

Когда пришла комиссия описывать церковные вещи, толпу полетел вместе с ней. Стали прятать самое ценное под полы, из-за пазухи. Начальник сказал, что все равно найдут, и приказал снимать колокола.

Дарья Александровна видит, как у мужчины, не дотягивал даже до «середняка», бригада «двадцатипятитысячников» забрала все. У соседа возле двора школьники скандируют: «Кулак! Эксплуататор! Отдай хлеб!» Сосед спокойно отвечает, что пусть посмотрят на его руки и еще чьи-то. Дети поглядывают на белые, мягкие руки директора-партийца, а тот сердито велит им продолжать.

На дворе Катранників бригада вганяла в землю щупы, все перевернули, забрали хлеб со стола, свекла с бочки, даже фасоль, оставленную на семена.

Мирон Данилович рассказал новость, что через их станцию проезжали Молотов и Каганович, приказали разбивать углы в домах и выносить весь харч. Сами потом пировали в вагонах с мясом, напитками и всем остальным. Жена остерігала его говорить при детях, чтобы не нагонять страха и чтобы не сказали где.

Ночью Мирон Данилович откопал спрятанный мешок с пшеном. Сварили жиденькую уху, втайне поели. С тех пор в доме поселился голод. Катранник шел мимо колхоз. На дворе суета - поздихала скот, забранная у крестьян. Теперь ищут виновных. Когда проходил мимо дома партячейки, услышал выстрел. Зашли с счетоводом, а там застрелился секретарь райкома. На столе телеграмма из Москвы о том, что надо сдать государству 90 % хлеба, а дальше - приписка рукой секретаря о том, что возраст этого сделать не может. Потом Катранника вызвали на допрос, велели молчать. Отроходін невзлюбил этого спокойного мужчины, который не терял своего достоинства, и решил, что спихнуть свою жертву с жизненной дороги.

Под вечер к Катранників прибежали тетя Анна и двое девушек. Они принесли церковную чашу, что сияла, как живой огонь, попросили посоветовать, где ее лучше спрятать. Решили обратиться к бездетных печников. Те выкопали яму, выложили ее кирпичом и замуровали там чашу. При этом был Андрюша. Затем печник с женой Марьяной уехал работать на кирпичном заводе.

После голодного завтрака пришла к Катранників комиссия. По-новажений бросил: «Гляжу, еще жив! Где ты еду берешь, что не здихаєш?» Поражен до глубины сердца, отец подумал: «Это мне смерти хочешь, присурганивши из своей Москвы, - за что? Тебе же не желаю гибели!» Нашли закопанные в огороде свеклу, раскричались, как будто наткнулись на сокровищницу царя! Дети просили есть, а взрослые зацитькували: терпи, деточка!

В магазине продавали какую-то муку, которым люди травились. У рабочего масляного завода Катранник купил четыре кружки жмыха, и тем немного питались. От голода дети не могли сидеть в школе, где им рассказывали, что их родители - саботажники и как хорошо в партии. Они сделались землистые, худые, как жерди, напоминали маленьких старичков. Искали на заброшенных усадьбах что-то съедобное. А ведь еще только осень! Мельница сделали как крепость. Кто из людей хотел пробраться, били по чем попало, и те часто падали мертвые. Подводы ездили, собирали погибших. Мирон Данилович решил поехать на Воронежчину, где можно было поменять одежду на хлеб. Едва протиснулся в вагон. Когда задремал, воры его едва не обокрали. Сосед посоветовал не меняться на муку, ибо отнимут, а взять лузгу.

Бабушка заболела и умерла. Лузгу перемалывали и пересиювалы, и ее едва можно было есть. Мирон Данилович получил на сахароварне мелассы. Малясник не стал есть даже голодная собака. Катранник наведался опять к мельнице, потому что Николай желтел и темнел, не стал есть. Оттуда выходили Отроходін и Шкирятов с мешками муки. На них бросились голодные, но милиционеры отогнали. Мирон Данилович помог соседу поховсти старого, который был тяжело ранен при расстреле, закопанный ЖИРЦЄМ И как-то выбрался оттуда и добрался домой, но голод его доконал. За это сосед сказал, что может воспользоваться одним из прошлогодних кагатов возле сахарного завода. Так Катранник раздобыл немного мерзлой картошки.

Люди говорили, что дьявол князює между людьми. Умер сын Мирона Даниловича Николай.

Дарья Александровна решила поехать с детьми в город. Кат-норичниковых забрали двое и отвели к церкви. Там гнило зерно в кучах, мерзлая картошка. Сказали, чтобы отдал чашу, которую спрятал. Били, обещали дать зерна, но Мирон Данилович не сказал, где чаша. Крестьяне решили пойти штурмом на мельницу, но их расстреляли из пулемета. Одна пуля задела и Катранника.

В городе - кирпич и железо, лязг и шум. Никто ни на кого не взглянет. «Партійщина высокого ранга и звания, с яркими звездами на фуражках и груди, поглядывает в выражении кисловато-погірдливої скуки сквозь стекла легковых автомашин, несущихся ускоренно, ибо никогда! - поглядывает на трупы, рассеянные по улицам, и отворачивается випасеними лицами. Страшная занятость - надо спешить на хронические заседания в облаке табаков и произносить без конца речи о строительстве счастья».

Долго ходила Дарья Александровна с детьми городом, но до прилавков с продуктами так и не пришла. Одна женщина в очереди, заметив стайку находчивых подростков, пожаловалась: «Здесь воруют деньги. И это привіялось от чужих. Воровства у нас не было, никто дверей не запирал... Как кто украдет курицу, то десять лет вспоминают; говорят: вон пошли внуки того, кто курицу украл». Дарья Александровна с детьми, переночевав тайно между досками в лесоскладе, вернулась домой ни с чем.

Село напоминало кладбище. Мирон Данилович заболел. Думал о том, где достать что-то съедобное. Вспомнил про сдохшую лошадь, которого закопали зимой. Сварили суп и ели, еле превозмогая сразу.

Настала весна. Мирон Данилович ходил с Андрюшей, искал съедобного - мышиные запасы зерна, падалішні колоски. Решили ловить воробьев. Пойманный суслик был для семьи счастьем. Пришло письмо от косаря Калинчака, который приглашал Катранника на Северный Кавказ на заработки. И Мирон Данилович, еле ходя, все же решился на поездку. Когда он был в городе, попал в облаву. Крестьян посадили в вагоны, завезли далеко, открыли вагоны и вытолкали людей в овраг, а сверху пустили зажженные бочки и шпалы. Мирон Данилович чудом уцелел. Когда очнулся, выполз из завалов. При этом наткнулся на буханку.

Шел, прячась от «их». Случилось помочь железнодорожникам, и те пообещали подвезти на Кавказ.

В дороге слышал, как его спутник говорил: «Уничтожают хлеб нарочито и разоряют до смерти. В начальство ставят непригодных, чтобы больше было беды».

Катранник нанялся на одной степной станции конюхом. Работал, зарабатывая для семьи деньги, посылал их, не зная, дойдут. Был без вида, поэтому вскоре его уволили. Трудно добирался домой. Еле дошел до двора и умер на пороге с голода, держа для семьи хлеб в сумке.

Андрюша вылавливал из реки черепашек, но его прогнали старшие. Поймали собаку и съели. Все чаще говорили о том, что началось и людоедство. Умерла Лена.

Мать решила взять те деньги, что отец заработал, и ехать до города. Приехали, но так в очередях ничего и не выстояли. Дарье Александровне удалось обменять за свою серебряную застежку немного муки. Когда садились на поезд, толпа разъединил их с Андрюшей. Мать приехала домой в надежде, что сын тоже доберется домой, но его не было. Парень, которого течение внесла в вагон, увидел, что матери нет, и растерялся. Проехал несколько станций, вышел, вернулся в обратном направлении и потерялся. Доехал до границы с Белоруссией. Один дядя посоветовал поехать туда работать - люди там добрые. Андрюша с ребятами поехал, всех там взяли на работу. Таскали ветки, немного подпитались. Но тосковал по матери. А мать уехала снова в город искать сына, да там и умерла с тетрадью Аленки в руках.

Андрюша вернулся. Его приютили соседи Петруни. Тетя была к нему очень добра, подкармливала парня, а ему так не хватало матери. Решил поехать на ее поиски. А перед тем ушел туда, где закопана была заветная церковная чаша. Все было на месте. Когда отошел и оглянулся, увидел, что там подводится какое-то пламя. Очертаниями оно напоминало чашу, ту, которая должна принести спасение.



Комментарий

В романе В. Барки «Желтый князь» реалистично изображено жестокую трагедию голодомора 1932-1933 годов, переданный психическое состояние человека во время голода, метафизическое (духовное) объяснение апокалиптических процессов в тоталитарном обществе. В образах членов семьи Катранників воплощены лучшие черты украинского национального характера: безграничная доброта, всепрощение, терпение, вера, любовь к ближним, сохранения традиций рода и народа. Основная идея произведения - это осознание всепобеждающего оптимизма украинцев (образ церковной чаши), умение сохранить человеческое достоинство, высокую духовность при любых обстоятельствах.