"Город" Валерьяна Пидмогильного - роман о человеке, о городе, о жизни, о незгасність огня, полон скептицизма победителя и оптимизма побежденного.
В. Подмогильный пытался понять, кто есть человек в городе, каково ее место в жизни, для чего он живет, он стремился осмыслить ее идеалы, ценностные ориентации. Автор хотел поставить человека перед самим собой, заставлял его заглянуть в себя. Поэтому и появляется в романе тип героя, склонного к самосозерцания, сосредоточения.
Человеческое существование в романе - это существование личностей, которым прежде всего присуще определенное отношение к бытию, рациональное или иррациональное восприятие мира. Традиционная, но не решена многими эпохами проблема бытия, остро поставленная в произведении, заложена в самой специфике существования героев в мире.
Сущность человеческого бытия автор "Города" рассматривает как деятельность, в которой человек выражает свое "я" как принятый идеал ее бытия. Крестьянский парень Степан Радченко отправляется в города, не имея о нем никакого представления; обязанность и ответственность - новые слова в лексиконе Степана. Это не правда, что все люди такие, как он, а он - как они.
Он делает одно из величайших открытий - он открывает человека. Люди - разные, ибо для каждого из них мир начинается и гаснет; Степан видит людей как единое существо. В городе начинается казнь Степана за его прошлое, за то, что он такой, а не другой. Его наказание - это одиночество, а награда - это его творчество. Мертвыми ему выдаются его старые рассказы.
Роман В. Подмогильного - это произведение о вине, которой нельзя было избежать, ибо она - закон существования. Жизнь для В. Подмогильного - это движение, это обретение мира, открытие человека, обретение себя, и все это - волшебное и изменчиво, как огонь. Ибо огонь - это образ Бога.
|
|