Герменевтика (греч. hermeneutikos - объясняю, толкую) - в первоначальном значении - направление научной деятельности, связанный с исследованием, объяснением, толкованием филологических, а также философских, исторических и религиозных текстов. В древнегреческой филологии и философии - с толкованием Библии, екзегезою; в протестантских теологов - с интерпретацией священных текстов в их полемике с католическими богословами. Г. является вспомогательной дисциплиной тех гуманитарных (и в первую очередь исторических наук), которые занимаются письменными памятниками (истории литературы, истории философии, истории религиоведения, языкознания и др.). В XX в. приобретает более широкое значение как метод, теория или философия любой интерпретации. Основы Г. как общей интерпретации заложены протестантским теологом, философом и филологом Ф.Шлейєрмахером (1768-1834). В.Дільтей (1833-1911) развивал Г. как методологическую основу гуманитарного знания, акцентируя внимание на психологическом аспекте понимания; основой Г., за В.Дільтеєм, является "психология, что понимает", - непосредственное постижение целостности душевно-духовной Жизни. М.Хайдегтер (1889-1976) онтологізував Г.: из искусства толкования, с метода интерпретации исторических текстов, которым она была в Ф.Шлейєрмахера, В.Дільтея, Г. становится "свершением бытия". Поддерживает эту тенденцию ученик М.Хайдеггера Х.-Г.Гадамер. Именно он стал основоположником философской Г., исходным пунктом которой является онтологический характер герменевтичного круга. Отсюда вытекают тезисы Гадамера: 1) интерпретация является принципиально открытой и никогда не может быть завершенной; 2) понимание текста неотделимо от самопонимания интерпретатора. Эти и др. положения философской Г. (а в 70-80 гг. новые положения сформулировали П.Рікер, Е.Корет и др.) оказали большое влияние на представителей литературной Г. (Г.-Р.Яусс» В.Ізер и др.), которая применила философию интерпретации к толкованию художественных текстов.
|
|