Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Монолог (греч. mono-один, единственный, logos - слово) - длительное/ внутренне однородное и связное высказывание, принадлежащее одному субъекту и выражает его мысли, сознательные или подсознательные переживания, рефлексии, чувства и акты воли. М. отличается от диалога тем, что является самостоятельным, не требует ответа на посторонние высказывания, позаказную ситуацию. М. в "идеальном" виде творит сам для себя контекст, в котором каждый компонент находит объяснение себе через связи с другими компонентами и место в целостности. Такой случай возможен лишь теоретически, в основном обращен к определенному (предполагаемого) адресата, что может вызвать чувство одиночества, переживания любовных разочарований, взаимного или неразделенного любовь, сожаление по поводу тяжелой судьбы, потеря близкого человека, красота природы, патриотические чувства и др. ситуации. Наличие у М. субъекта, адресата и ситуации предопределяют то, что он так или иначе подлежит діалогізації, скрытого, косвенного или явно непосредственного характера. Например, в поэзии "Буря" Б.Лепкого: "Все, что я слышал, И сказать не умел, Я в тебе почувствовал, Я в тебе увидел". Это - лирический монолог, в котором появляется описание весенней бури в форме "ты", что является типичным для разговора, уподобляет данный фрагмент монолога к диалогической реплики. Лирический М. типичный для поэзии, хотя его формы могут выступать и в эпосе, и в драматургии (как фрагменты целости, а не как самостоятельные образования). Основной приметой лирического М. является выражение переживаний субъекта речи, что может осуществляться непосредственно от собственного имени или от общественности ("Я люблю вдохновенные звуки, / Я люблю святую красоту" - Г. Чупринка), или через описание и память определенного события или состояния вещей ("Не пришла ты. Один без тебя, я липовый цвет рвал" - В.Свідзинський). Субъект речи и переживания (лирический субъект) - центральная фигура лирического М., поэтому изображаемый мир подлежит субъективизации и появляется через призму его насыщенных эмоциями наблюдений, воспоминаний, рефлексий, грез или фантазий. Переживания такого субъекта могут направляться к себе, к своему "Я" или наружу, к адресату, к другим людям. Лирический М. тяготеет к выразительного композиционного определение начала и окончания размышлений с одновременным описанием языковых и семантических границ. Разновидность Г. - т.н. М. внутренний, который выступает преимущественно в эпосе. Эта форма используется для выражения, представления и передачи внутренних переживаний персонажей произведения, функционирует как аналог эпической нарации (рассказы). Создателем и первым теоретиком внутреннего М. в эпохе был французский символист Е.Дюжарді, который пользовался этой формой в произведении под названием "Лавры уже снято" (1887), но классической формы ей предоставил ирландский писатель Дж.Джойс в "Улиссе" (1922). Теперь она известна под названием "поток сознания". Назначением внутреннего М. является воспроизведение и передача передмовної субъективной действительности: невысказанных чувств, скрытых переживаний и мыслей, нецензурованих ассоциаций. М. в форме "потока сознания" передает процесс функционирования человеческой психики в ее сложности, расчлененности, частинності, многослойности, симультанності, стрибкоподібності, в отдаленных и неожиданных ассоциациях, бессвязности и спонтанности. Он является самостоятельной композиционной форме, которая отличается от высказываний наратора и (теоретически) независимая от него, играет роль "зеркала сознания". М. в форме "потока сознания", выраженный средствами языка и предназначен для чтения, разворачивается в настоящем времени, параллельно с процессом мышления и переживания; стремясь передать ход мышления, он часто нарушает правила синтаксиса и композиции высказываний. Внутренний М. в большей или меньшей степени используется в литературе XIX и XX вв. (Ф.достоевский, Г.Джеймс, Ж.Конрад, М.Пруст, Ф.Вульф, В.Фолкнер и др.), вырастает из натуралистических попыток точного воспроизведения действительности и документального представления "фактов психики" и одновременно устремлений символизма, который манифестировал ліризацію и субъективизацию прозы. Существуют также другие формы монологических высказываний: М. ораторский и М. обрядовый. Примером М. ораторского есть политические и судебные речи, проповедь, лекции, выступления. Как правило, они направлены до реального адресата и реализуют цели, определенные ролью и намерениями выступающих относительно публики (информирование, наставления, убеждения), что определяет стиль М. и применяемые в нем средства аргументации. Примером М. обрядового может быть молитва, которую священник от собственного имени и имени вірувачів направляет к Богу и которая в зависимости от ритуала и обстоятельств приобретает характер просьбы, благодарности, искупления и т.д. М. обрядовый, в отличие от других форм М., характеризуется устойчивым, каноническим текстом, а его высказывания является повторюванням известной формулы. Широкое понимание М. сближает этот термин с любым высказыванием автора, поэтому нарацію иногда называют М. нараційним. Отдельную форму М. составляют драматические, такие, как широко известный монолог Гамлета, который начинается словами "Быть или не быть". Они выражают размышления, переживания и колебания действующих лиц, но, несмотря на то, что произносятся для себя и наедине, направленные на публику, имеют целью влияние на нее.