Василий Эллан-Голубой
Поэт, журналист, политический и государственный
деятель, публицист, редактор правительственной газеты «Известия ВУЦИК» и некоторых других изданий
он, по признанию М. Зерова, был «сильной, влиятельной фигурой» на литературном
поле. В. М. Элланский (литературные
псевдонимы - Василий Эллан, В. Голубой,
Валер Проноза, А. Орталь и др.) родился 12 января 1894р. в с. Козел
(теперь - Михайло-Коцюбинское) на Черниговщине в семье священника. Учился Василий
в Черниговской бурсе, а затем - в духовной семинарии, которой искренне не любил. По
окончании четвертого класса (1914) поступил на экономическое отделение Киевского
коммерческого института (где уже учился его давний, еще с бурсы, товарищ - П.
Тычина). Но институт не закончил: «сурмамы мировыми 17-й год заиграл» (В.
Сосюра), и недавнего студента захватил водоворот революции.
А до того, еще в Чернигове, были
посещение вместе с П. Тычиной и другими знаменитых «суббот» в гостиной М.
Коцюбинского, первые стихи и доброжелательная внимание мастера.
От революционных кружков, обществ от
«Просвещения» и участия в организации уездного крестьянского съезда в начале
летом 1917г. В. Элланский приходит к партии украинских эсеров, становится ее
активистом, а вскоре ее главой Черниговского губернского комитета.
В начале 1918г. значительная часть членов
УПСР при активном участии В. Голубого порывает с основным ее ядром и создает
партию украинских левых эсеров. По названию своего центрального органа - газеты
«Борьба», редактором которой был В. Голубой, - ее члены стали называть себя
боротьбистами, позже - украинскими коммунистами-боротьбистами. Они, без
сомнения, были одной из найлівіших партий украинской революционной демократии, в
1919 - 1920 гг. совместно с большевиками входили в состав советских правительств
Украины, имея свой отличный от большевистского взгляд на национальный вопрос.
В марте 1920p. боротьбисты
объединились с КП(б)У, а в 30-е годы почти все были уничтожены физически и
оббріхані, очерненные морально, - посмертно этой участи не избежал, в частности, и В.
Эллан-Голубой.
В. Голубой был непосредственным
участником многих событий в Украине как активист «левой ориентации». В мирные годы
свои служебные посты и достаточно высокое положение в государственных органах
В. Голубой использует преимущественно для сбора сил украинской
литературы, культуры в целом. Кое-кого из будущих известных писателей, как,
скажем, Остапа Вишню, он вытащил из подвалов ЧК и привлек к работе в «Вестях»,
многим помог в их творческом и общественном становлении. С его именем
связано создание еженедельника-приложения к «Вестям» - «Литература. Наука.
Искусство» (впоследствии - «Культура и быт»), журналов «Вселенная» и «Красный
перец». Одно из первых литературных объединений после 1920p. в Украине - союз
пролетарских писателей «Гарт» - тоже было основано по инициативе В.
Голубого, который его и возглавил. К «Закалки» входили уже известные на то время
писатели - П. Тычина, М. Волновой, В. Сосюра, М. Иогансен, И. Кулик, В.
Полищук и др.
С раннего детства. Эллан-Голубой
болел на тяжелую болезнь сердца, которая и свела его в могилу на 32-м году жизни - 4
декабря 1925p. Впоследствии имя поэта было надолго обречено на забвение, лишь после
1956p. снова начали издавать его произведения.
Повседневная напряжение жизни
революционера, одного из «первых храбрых», спады и подъема борьбы, суровая
и увлекательное романтика «красных зорь», иллюзорные, хотя и распространены в свое время,
надежды на мировую революцию - без всего этого не понять ни пафоса поэзии
В. Эллана, ни самой его кипучей натуры. Сын своей драматической эпохи, ее
романтик, а отчасти, в душевных глубинах, и ее трагик - таким он был в жизни и
творчества.
В ранних стихах В. Эллана (они известны
от 1912г.) еще легко заметить популярные поетизми тех времен и достаточно отдаленные
отголоски таких поэтов, как М. Вороной, А. Олесь, Г. Чупринка. Різнотонна и
мозаика меняющихся юношеских настроений, однако вскоре в ней начинают доминировать
характерные волевые оптимистические мотивы - «Тот не будет плашмя судьбы, кто
закаляется в огне!» («Юный лад»).
В феврале 1917г. написана поэзия в прозе
«Украине (Из старых тетрадей)» - произведение вполне своеобразный в тогдашней украинской
поэзии, хотя, конечно, не все в нем воспримет современный читатель. В своем порыве
к социалистическому идеалу молодой поэт проявлял такой безоглядный максимализм -
«Пусть исчезнет Прошлое во имя Будучини!», - в угоду которому готов был вырубить вишневые
сады и взорвать старинные церкви, хотя апологетом такого тупого
уничтожение он на самом деле никогда не был.
О влиянии, которое имела поэзия В.
Эллана-Голубого в послереволюционные годы, свидетельствует автобиографическое стихотворение М.
Бажана «Дебора». Революционная романтика, которая в Умани 1920 - 1921 гг. захмелювала
будущего поэта и его друзей, ассоциировалась главным образом с именами трех
украинских певцов своего времени: «...Учат нас неслыханных нами песен Тычина,
Голубой, Чумак». Поэзия В. Эллана - это произведения высокого волевого напряжения,
импонировали современникам своими порывистыми лозунгами и конденсированными образными
«формулами» социальных переживаний:
Муром упорно горизонт.
Ударьте по разгону: р-раз...
Мы - только первые храбрые,
Миллион подпирает нас.
(«Удары молота»)
Образный
мир В. Эллана (основная часть его лирики была написана в 1917 - 1920 pp.,
составив сборник «Удары молота и сердца») - это мир, каким видит его
революционер, признал за закон своей жизни борьбу и саможертовність (со всем
ее аскетизмом и... невниманием к «простых» жизненных реалий тех самых «миллионов»,
за которые он борется). Мир, что имеет широкие пространственные координаты: от тюремной
камеры («К берегам») и киевской улицы до Кремля, Будапешта, Парижа, целой
Европы и, наконец, планеты! Мир, в котором «каждый день мобилизации и очереди, с
остями хлеба кромки», но в котором даже это притишене признании
сопровождается предупреждающим возгласом лирического героя, точнее, его второго,
непіддатного шатанием и панике, «я»: «Кто там поет заунывные песни? Кто там
поет?» («На отяжелевшие...»).
Поэтические представления о действительности
концентрируются в этом мире в основном вокруг новейшей социальной символики
и близкой к ней системы понятий-образов. Здесь и такие характерные для В. Эллана
«зари», разумеется, красные, и «коммуна», и разные «буруны» и «бури», и Кремль,
как антитеза «Бастіліям», и опять-таки сугубо елланівські «удары молота» в такт с
«ударами сердца». Символическая красная краска вообще доминирует в произведениях В. Эллана
(хотя в его ранней лирике превалируют романтические голубая и синяя краски, недаром
первая из них стала псевдонимом поэта).
Широкую известность принесли В. Еллану
такие стихи, как «Вперед», «После Крейцерової сонаты», «Красные зори», «Удары
молота», «На страже», «В разгуле» и др., полны высокой и вместе с тем
искренне-лирической патетики.
Но есть у В. Эллана и стихи
конкретно-повествовательной тональности, и среди них - «Восстание», один из лучших
в его наследии. Только что упомянутую интонационную экспрессию меняют в «Восстании»
неквапні оповідні ритмы; почти емблематичну символику - подробные предметные описания
с выразительными деталями; «монохромную» бодрость - горьковатая соединение невыразимого
сожаления с утверждением, освящением героического подвижничества:
...А под вечер - все укрыл туман,
Снег ложился (так
мягко - мягко таял...)
На заціплений в
руках наган,
На красно-черную
рану.
(«Восстание»)
Все это
вновь и вновь преподносит очень важный для всей тогдашней поэзии вопрос о
взаимоотношения личного и общего, интимно-человеческого и социального в
духовном мире. Наиболее обостренно эта проблема была обозначена в стихотворении «После Крейцерової
сонаты» с его знаменитыми первыми строками: «Положить бы голову в колени...
Почувствовать бы руку на главе...» Сентиментальность! Да погибнет и память нежных на
земли». Но, несмотря на категоричность этого судебного решения, конфликт между сердцем и
умом поэта здесь вполне очевиден, так или иначе он присутствует в других стихотворениях В.
Эллана - вплоть до конца его жизни.
После 1921 - 1922 гг. творческая активность
В. Эллана в области лирической поэзии медленно спадает. Кое-кто объясняет это тем, что
поэт, разочарованный, по некоторым предположениям, нэпом, «заморозил» (Г. Зеров)
даже «повесил» (Г. Волновой) в себе лирика. Часто цитируемый в этой связи
стихотворение «На отяжелевшие, растрепанные нервы...» (1922) действительно свидетельствовал о диссонансе в
сознании поэта, вызванные общей ситуацией в стране, на явления которой он
отныне реагирует преимущественно сатирической поэзией. Один из немногих исключений является и
«Утро» (1923), который можно назвать поэтическим завещанием В. Эллана:
Ясным взглядом глаз в глаза прямо
И громким, бодрым
криком-пением:
- Го-го-го...
Приходите,
Повоюймо!
(«Утро»)
Как редактор «Известий» В. Голубой,
часто выступал и в «амплуа» Валера
Проныры - поэта-сатирика, который по-своему комментировал и разъяснял события
внутренней и международной жизни. В течение 1924 - 1925 гг. он издал три
книги этой стихотворной газетной сатиры - «Заметки карандашом», «Советская
горчица», «Государственный ум».
Тесная привязанность к «злобы дня», а
время и торопливая приблизительность литературного исполнения оставляют за сегодня
значительной частью этой сатирической поэзии главным образом историко-литературное и,
так сказать, историко-социологическое значение. Но было в Валера Проныры и немало
талантливого, остроумного («Чванько», «Песенка с прозаическим концом», «Лулу»,
«Тишина в Гамбурге», «Героическая поэма», «Патриотическая присяга»).
Автором «веселых и метких пародий на
украинских поэтов» назвал Эллана (здесь - Маркиза
Пепельного) М. Зеров. Действительно, он умел иронически «перевоплощаться» в Я.
Мамонтова, Я. Савченко, Н. Кибальчича, В. Тарноградського и других авторов,
комично акцентируя самое характерное в их стилевых манерах.
Творческую многогранность В.
Голубого-писателя свидетельствуют и ряд его новелістичних этюдов и
набросков («Фабричная», «Письмо без адреса», «Наши дни» и др.), и значительная по
объемом публицистическая проза политической и общекультурной тематики, а также
ряд весомых статей и выступлений по вопросам литературы и искусства.
В. Голубой был одним из первых
теоретиков и критиков украинской литературы. Определяющей в его
эстетико-литературных рассуждениях была идея социальной роли искусства. Одновременно
он подвергал критике пролеткульт, с окончательной ясностью квалифицировав его
1925г. как «революционную» маниловщину, в основе которой лежит «вера во всемогущую
силу кабинетного плана, декрета, тезисов или резолюции». Овладеть «всем ценным с
достижений предыдущих поколений, не замыкаясь в рамках какой-то «своей»,
специфически пролетарской культуры», - так мыслил В. Голубой магистральную
линию пожовтневого культурного развития.
В. Эллан-Голубой никогда не забывал и
о национальной культуре. Призывая сделать украинский язык «языком Октября»,
он имел в виду широкое ее внедрение во все сферы государственной и общественной
жизнь: довольно смелое желание для 1922г., когда «Известия» только недавно перестали
быть «Известиями», а центральный орган КП(б)У - газета «Коммунист» - выходил
на русском языке!
Л. Новиченко
История украинской литературы ХХ ст. -
Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.