Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Игорь Муратов (1912-1973)

СОДЕРЖАНИЕ
Игорь Муратов

На рубеже 20-30-х годов под вусппівсько-раппівським давлением распространялась спекулятивная мысль о необходимости переноса энтузиазма со строительных площадок в художественную литературу. При этом такая миссия возлагалась на молодых ударників. их привлекали к литературных объединений на заводах и фабриках, объединяли вокруг багатотиражок, а первые попытки пера, несмотря на низкую версифікаційну культуру, широко публиковались в альманахах (например, «За уголь», киевский «Альманах ударников»). Талант, если он был, приносился в жертву классовым догматам, сугубо ведомственном отношению к «пролетарскому» литературного призыва, который (по вульгарно-социологическим рецептам) имел бы создать так называемые «социалистические производственные жанры».

Среди поэтов-«ударников», возвышенных той волной, были и талантливые личности: К - Герасименко, И. Калянник, И. Муратов... Сквозь типичную тогда тріскотливо-бодрящую, собственно, бесцветную интонацию и машинно-производственный пафос в первом сборнике И. Муратова «Космографік» пробивались несмелые побеги его суховато-логізованої лирики. Впрочем, поэт шел в литературу и от литературы, хотя его представление о классике понесло болезненной деформации под влиянием вульгарно-социологических и «левых» установок, которые доводили до абсурда миф о классовой природе искусства. Так, в небольшой по объему поэме «Синяя птица», название которой И. Муратов с полемической целью взял в М. Метерлинка, поэт пытался показать гибель трудящегося человека в «капиталистическом мире», что его апологетом, «а мнение молодого поэта, был бельгийский драматург. Критика одобрительно отозвалась о произведении И. Муратова, минуя авторскую идею драмы. Он пытался показать прозрение Тільтіля среди проституток, произвольно используя и один из сюжетов французского новеллиста Ги де Мопассана, трактованного с позиций классовой ортодоксальности и угрозы «капиталистам»:

Пусть попробуют эту вечную заблуждение Не Синей Птицы, а Синей Стали.

Фабула драмы М. Метерлинка - то не только удивительные странствия детей сквозь пространство и время, то болезненные поиски человеческого счастья, что не так легко достигается, то безостановочный путь человеческого познания и нравственного совершенствования. Синяя Птица в золоченой клетке - признак человеческой деградации.

К сожалению, этой метерлінківської идеи не смог "увидеть И. Муратов в условиях 30-х годов.

В раннем поэтическом творчестве техника-литейщика чугунолитейного цеха ХТЗ, одного из авторов многотиражки «Темп», літстудійця при ВУСППі случались зарифмованные азы политэкономии («Руїнники»), антиліричні настроения, характерные для «левых» течений («Не надуманная ржа поэтических химер...»), закомплексованных на «литературе факта» («Апрель») и др. И все же его стихи не укладывались в клише ударницьких литературных парников, сильнее оказалась любовь к настоящему искусству, привитая ему родителями-революционерами. Преследуемые царским правительством, они должны были уехать в Париж, где 28 июля 1912 г. родился Игорь. В семье Муратових царил дух уважения к классике. Впоследствии на парня, ученика харьковской средней школы № 49, имела немалое влияние учительница и известная украинская писательница Кристина Алчевская, поощряя его до первых проб пера, как и старшие его товарищи Т. Масенко и В. Гжицькнй. В. Сосюра - тогдашний литконсультант журнала «Красные цветы» - рекомендовал к печати в газете «Комсомолец Украины» стихотворные попытки способного 12-летнего поэта (январь, 1924). Постепенно оговаривался и круг литературных интересов И. Муратова: от Т. Шевченко и О. Пушкина к В. Маяковского и П. Тычины, О. Близка и М. Йогансена...

Индивидуальный стиль. Муратова питался романтической стихией ренессанса 20-х годов, а также классической, собственно шевченковской и пушкинской традициями, фольклорными источниками. Читатель благосклонно встретил за первыми следующие книги поэта, как сборник «Костер» (1940), содержала романтично-психологическую баллады «Сын» и «Коваль Коваленко», поэму о благородстве человеческих чувств «Степанида», лирические миниатюры и т.д.

Светлые интонации «Костер» меняли волны предвоенных мобилизационных настроений - реальных и педальованих тогдашней пропагандой:

Не пришлось нам с тобой

под романтическим ивой,

в уюта в одиночестве .

сонеты ткать золотые.

Мы с детства знали: в небе облачно

и мир кипит, как мутный омут,

и только тот прожил не напрасно,-

кто шел наперекор злу.

Пусть над миром тени хмурые,

назло им славим жизнь,

и в каждой песне - отзыв бури

или предчувствие грозы.

Напряженное «предчувствие грозы» стало опытом поколения И. Муратова. Не прошло солдатской судьбы и поэт. Его сборник «Двадцатый полк» (1941)-фронтовые впечатления, лирический тетрадь участника боев войны с белофиннами, свободный от штампов бадьористого пафоса, направленный на осознание суровых солдатских будней («Рядовому пехоты», «Сестра», «Двадцатый полк» и др.).

Великую Отечественную И. Муратов встретил как испытанный и закаленный воин, но не мог принять участия в подъеме украинской лирики, которая во времена исторической ответственности вертала себе право быть голосом своего народа. В августе 1941 г. контуженного поэта подобрали белорусские крестьяне, впоследствии он попал в концентрационный лагерь Карлсгаген на о. Узедом (Балтийское море), где фашисты производили ФАУ-1 и ФАУ-2. О своих мытарствах в гитлеровском аду он напишет автобиографическую сюиту, опубликованную в сборнике «Распахнуты врата» (1967). После войны И. Муратов возглавлял в Берлине группу «За возвращение на Родину».

В 1946 г. появилась поэма И. Муратова «Один в поле», где речь шла о драме солдата-оточенця. На творческом вечере поэта в СПУ под председательством В. Сосюры это произведение был благосклонно оценен критиками и писателями. Однако, как неоднократно случалось во времена тоталитарного режима (вспомним хотя бы историю с «Живой водой» Ю. Яновского или «Любите Украину». Сосюры), произведение вскоре догнала по-большевистски бдительная критика. Так, Ю. Диброва (Л. Серпілін) обвинил автора поэмы в клевете на советских людей, а ее героя назвал «новоявленным Маугли» 2. С оглоблей сталинской «эстетики» L Муратов спізнався впервые. Она нанесла ему большой боли, но не пригасила таланта, углубила художественный интерес поэта к человеческой судьбе.

«Буковинская повесть» (1952) -логическое следствие творческих поисков писателя, который, начиная с 30-х годов, все больше тяготел к эпики. Поэма «Тяжелый прогон» (1935), скажем, воспринималась как «стихотворная повесть»3. Не став событием литературной жизни, она разве что пополнила, как и следующий иллюстративный сочинение «Остап Горбун» (1938), типичные на те времена мифы-идиллии. Кроме того, автору еще не удавалось сочетать лирическое и эпическое начала, в частности, это наблюдалось и в поэме «Зеленые кукушки», на которую, по словам П. Колесника, механически переносились «сюжетные принципы прозы».

Очевидно, усомнившись (не без помощи вульгарной критики) в возможностях своей лирики, И. Муратов, не оставляя поэзии, ищет успеха в прозе. «Муратов-прозаик как бы продолжает то, что было сделано Муратовым-поэтом»,- отмечал рецензент «Буковинской повести» И. Басалаєв. Весьма выразителен в ней был субъективный струя, характерный для лирики. Использовался здесь и прием повествования от первого лица, традиционный для украинской прозы со времен Марка Вовчка, способствовал внутреннему раскрытию эволюции человеческого сознания. Герой-рассказчик Танасий Карпюк вынужден был перейти через тяжкие испытания на различных исторических изломах дорог, как много гуцулов, выпить до дна горькую чашу американской чужбине. Эта драма народа, обреченного на скитания, была уже раскрыта в произведениях В. Стефаника и М. Ирчана, на опыт которых опирался И. Муратов.

Повесть оказалась неравноценной: стилистические огрехи, немотивированные поступки некоторых персонажей, тенденциозно реализовано присоединение Западной Украины, не упомянуто репрессий (10 % населения). Последующими редакциями, в частности 1959 p., улучшены некоторые эпизоды «Буковинской повести», стоит особняком в творчестве писателя, отличаясь от его схематических ілюстративноописових романов «Сам себе враг» (в соавторстве с М. Авахом) и «Богатыри».

Зоріентованість писателя на гуманистические ценности способствовала переборенню тогдашних ортодоксальных барьеров и идеологических табу. Заостренная морально-этическая проблематика характерна для его повестей-полемик «Жила на свете вдова» (1959) и «Свежий воздух для матери» (1961), развивали тему материнства, освоювану ним в поэзии (например, «Баллада о седьмого сына»), частично в «Буковинской повести». Хибуючи на рационалистическую конструйованість, они едва ли не впервые в украинской прозе освещали острые вопросы современности и своей проблемностью (как Г. Тютюнник, М. Стельмах), характерами возвращали ее к суровой правды жизни. Гибнут прекрасные люд» во имя родной земли (Тарас), а наряду с ними существуют благополучные пристосованці Ахтырские, которые убегали от немецких фашистов на Урал «по ногам женщин и детей» («Жила на свете вдова»). Один из персонажей Бандуренко, товарищ старого Дуная - отца замученного гестаповцами Тараса, мучится над болезненными вопросами «маленького» человека, пытается оправдать ее виживальницький инстинкт и неожиданно для себя приходит к «открытию»: его философия «золотой серединки» совпадает с практикой отвратительных Ахтырских.

В повести «Свежий воздух для матери» также прозвучало предостережение относительно опасной девальвации духовных ценностей. Центральный персонаж Емельян Крамаренко - социально опасен уже тем, что он, бездушный функционер и жестокий авторитарист, сеет вредные зерна болезненного раздвоения сознания. Кстати, жертвой его «деятельности» стала родная дочь Зоя, что добывала ему деньги нечестным путем. Осмысливая симптом «крамаренківщини», писатель раскрывает и тот грунт, то среду, что его породило. Об этом говорится и в повести «В сорочке рожденный» (1965) -повести строгой исторической правды. Эта правда стала неотъемлемой частью жизни Федора Коляды, который задумывается над природой сталинизма со всеми его ужасными последствиями, не исключает прошлого, как, например, Гусь или новейший прагматик и циник вроде Кроля, который заявил: «...история - вонючая помойка». Проблема социальной измены тесно переплетается с проблемой супружеской измены, социальные конфликты и нравственная болезнь насквозь пронизывают внешне благополучную семью Коляды, сказываются на поступках его жены, тещи и других персонажей, создают такую невыносимую атмосферу, что один из рецензентов Бы. Буркатов воскликнул: «Невольно складывается впечатление, что мещанство - качество врожденное и ее ничем не вытравить».

Как успех И. Муратова расценивался роман «Исповедь на вершине», первый отрывок которого появился в газете «Советская Украина» (1968. 19 окт.), а впоследствии в журнале «Советская женщина» (.1969. № 1). Писатель отошел от описательно-беллетристического традиции украинской прозы, пытаясь в реализации своей художественной концепции достичь стилевого эффекта стереоскопического изображения. Здесь он опирался и на свой предыдущий опыт (внутренний монолог «Буковинской повести», документальная основа поэмы «Дорога к сыну» и др.). Выписывая внутренний портрет реального человека Виталия Примакова, И. Муратов соблюдает чувство меры в психологическом анализе. 1 все же прозаик не смог воспроизвести страшной правды гражданской войны в Украине, инспирированной большевиками.

Достижения писателя в последний период его творчества не ограничивались тем или иным жанром. В 60-е годы он переживал заметный подъем и обновление своего поэтического таланта. Сборника «Глаза. Лирика 1961 года» (1962), «Осенние звуки» (1964), «Караваны» (1966) не терялись в бурном поэтическом потоке тех лет. Он так и остался верным своей стилевой манере с преобладанием рацио над эмоциональностью. Органическое тяготение И. Муратова к «заземленной» интонации несколько противостояло страстном гіперболізму, который принесла в нашу лирику младшая тогда генерация (И. Драч, Г. Винграновский и др.), приближало к конкретно-реалистического мышления А. Малышко, В. Мисика, П. Дорошко.

В наследии И. Муратова появляются образцы философской лирики, своеобразные лирические монологи, в основу которых положены антитезу, поединок полярных начал с отличным смысловым нагрузкам («Ироническая баллада», которую можно назвать драматической новеллой, или лирико-фантастическая поэма «Искупление», в которой осмысливается проблема исторической памяти). Такой воспринимается «осенняя» лирика поэта проникнута пушкинской печалью и радостью чувств каждого жизненного мгновения. Самая большая ценность - конкретная человеческая судьба (например, «Дикие орды звезд...»), неповторимая в пространственно-временных измерениях вселенной.

Гуманистические принципы - определяющие для последних сборок И. Муратова «А безымянных не было» (1967), «Предвечерние птицы» (1969), «Мгновение и вечность» (1973, посмертная), а также для его пьес («Последняя облачко», 1959; «Радостный берег» 1961, «Старая ширма», 1963; «Земля наших предков», 1969), прозы и публицистики. Этические аспекты, на которые ориентировался писатель, были близкими его типа мировоззрения, не отделяли лирика от прозаика, подвигли на поиски стилевого синтеза, о чем свидетельствуют не только роман «Исповедь на вершине» или сборник «Мгновение и вечность»,. а и напечатанные по смерти его поэма «Сердце Тычины» (сборник «Поэзии», 1980), «Саксаганські портреты» (1974) и другие.