Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

АНДРЕЙ МАЛЫШКО
ПРОМЕТЕЙ

(Поэма)
 
Из-за реки видны две скалы - одна зеленая, вторая черная. «На черной кручи черный дуб, как добрый воин-вітролюб, весь посмаглілий, обгоревший, стоит на утесе потемневший. Кому бы сказать все? Кому бы?»
Оживает тихая пристань. В артелях виспіли жатва: грузят арбузы и дыни. Пахнет молодым рожью, рыбой, смолой и табаком.
 
И
 
Уснули грузчики из артели, только пятеро седых плотогонов варили кашу на ужин и тихо говорили. Подсел к ним и автор.
Молодой плотар рассказывал, что во время войны мальчик из их села нашел здесь трех наших бойцов. Двое предыдущих были уже мертвыми, а третий, юноша,- тяжело ранен.
Крестьяне спрятали его на чердаке, «словно за братом, за ним смотрели». Вскоре юноша уже зводивсь настороже, почувствовал живую, горячую кровь». Был он из Смоленщины, где такие же приветливые люди, такие же ржи, «а у матерей такие же смуглые, честные руки, а в долгие дни боев и муки и их край, как наш, горел...»
Итак, бойца положили в сарае на скошенную траву, перебинтовали грудь. Рубашка в пыли - аж руда. А юноша говорит: «Ничего,... оживу. Двум Смертям... не бывать, одну же обдурим, не беда». Сосед предложил свою одежду, потому что скоро могут быть немцы, но солдат отказался, так и лежал в своей пілоточці, в полевой гимнастерке.
 
II
 
Бойцу стало легче, он мог уже підвестися. ел картошку «в мундирах» и вспоминал свой полк. Там думают, наверное, что он убит. А он живет! Еще немного поправится - и сам переплывет Днепр! Но это пока в мечтах. Заходит мальчик, его спаситель. Юноша расспрашивает, какая там обстановка. Парнишка говорит, что немцам, видимо, капут, потому что они не спят, наставили страже и что-то там шепчут, гогочут. Ему бы вот до школы, и ее замкнуто.
В лесу «багряной каймой» кленовые листья лежит, аисты клокочут на мостике. И вспомнил юноша своей Смоленщины поля, калину «в пурпуре, дубы, на отчей избе голуби», гармошку, которая так играет, что сердце терзает.
Попросил парня принести хоть какую-то книжку. Но книг нет, потому что даже за открытку - тюрьма.
Вдруг мальчик вспомнил о «Кобзарь». Быстро принес. Стали читать, и вот уже «бредет слепой кобзарь, и Гонта зовет на пожар, Кавказские горы, в мглу повиты, обильной кровію политы, лбом подводятся к облакам. И Екатерина півжива дитя в хуртечі сповива, снега колышутся над ней, орел жадный Прометей кровавое сердце розбива». Кто же тот Проме-тей? «То был юноша, что у бога украл огонь и знак того огня принес человеку».- «И богубив его?» - «Нет, нет, покарал пожизненно, в единые приковал к скале, словно к порогу».- «И что?» - «Он не покорился богу».- «Вот человек!»
Так говорили между собой до полуночи мальчик и солдат.
 
III
 
Во дворах, как и чума, ходила облава немцев. «Ужас, немой, холодный, до рассвета гремел примерами на крыльце, стрелял, свистел, курил в прах».
Вот уже мигает ліхтарень в овине, где спит боец. Схватили его, как серые вороны. Когда выводили за двор, взгляд юноши упал на две оборванные ворітні. Казалось, они шептали:
«Нам поверь.
Мы обойдем эту беду,
Мы еще скрипітимем в ладу,
К нам хозяин хлеб везти,
Свадьба бубнами густыми
Встречать будет молодую.
А ты приходи, как будешь жил,
К нам в гости после жатвы,
И чтобы твое обрадованно глаз,
Мы так відчинимось широко,
Чтобы ты и сучечка не прицепил!..»
 
IV
 
Утром бойца вывели из ячейки после допроса на майдан. Как трудно идти первые шаги! О чем он, этот юноша, думает в тот момент? О том, что его день одшумить, что не дождется он первой любви? Или, может, проклинает и солнце, и травы, «вечерних зрение мягкие зарева»? Нет, этого нельзя проклясть, потому что он должен жить для мсти, для воскресения.
Тревожит его другое: кто скажет друзьям, матери, что не отчаялся он, не покосился от ран, а честно умер? И что другая мать ухаживала за его, как родного...
Ну вот и все. Бьет барабан. На площади замерли женщины, дети, сгорбленные старики. Юноша - в пілоточці своей, в полевой гимнастерке. «В глазах ни крика, ни скорби, таким ходил, видимо, и в бой».
Людей фашисты спрашивают: «Это ваш?» И все от малого девчонок в старого деда дружно отвечают: «Это наш!» И кузнецы, плотники, глядя на мозолистые руки юноши, подтверждающие, что он - их.
И уже земля, подняв цвет, От утесов, от поля, от ворот, Встав камнем и травой, Ветрами и ночью грозовой, Кричит:- Это наш! Иду на отчет.,.
Как он миг эту встретил! Он жил и будет жить отныне, надо спрятать муку на лице.
Немцы тогда возразили:
- Это ваш? Вы лжете. Не ваш! Почему же у него патронташ И пять гранат нашли в соломе? Он ночевал в чужом доме, Он дважды ранен. Он - наш! Мы с ним по-своему. А вам Я все сторицей отдам: В теплушки всех, айда в дорогу. Дома же - с порога до порога Сожгу, стопчу - отдам чертям.
Люди качнулись, как лан колючей травы. Только глаза горели дедовские и девичьи, и слеза блестела в матери-вдовы.
Боец поднялся, взглянул на майдан, представил этих людей в серых теплушках, шагнул вперед два шага и сказал: «Стреляй! Разведчик я. Солдат».
 
V
 
Четыре дня и четыре ночи держали воина в холодной каморке. Ему снова пригадувався родной полк, клекот боя, звездные рассветы.
Но вот в дверь стучат. Все. Надежды край. Такой короткий день и такой короткий век. А кому это разложенный огонь на утесе? Внизу шумит людской поток. Бьют барабаны. Летает воронье.
Юношу повели на шпиль. А человеческие глаза просили: говори, скажи что-нибудь! Его скрутили ремнями, подняли высоко на дубе.
1 стало видно ему белый парус из-за реки, все Левобережье, родные армии и полки. Как товарищи-бойцы заняли новые рубежи, а кошовар сварил обед, и письма доставили в траншею. Что ж, когда
Земля вернется, и над ней Умитий день сойдет без бед.
А у юноши - ночь у ног. Огонь, извиваясь, побежал к рукам.
...Юношеские руки молодежи. Вам хорошо бы радоваться в труде. Тесать, копать, железо бы гнуть, Сажать сад, зеленые руты, Плоты гнать по воде.
Любовь в сердце полилось,- Вам гладит золото волос, Свое тепло - любимой даты. Вы еще не умели обнимать, А воевать пришлось...
Огонь достигает глаз юноши. Дуб горит в миллионы свечей. И сушит грудь мука лютая. Ремни перегорело и боец, как и птица, под крик людей летит вниз.
Трепещет сердце: «Я люблю В жажде, в радости, в горести, Огнем наполнен до края, Горю, м'ятежне, не сгораю! И не прошу и не молю...» - Смотрите, люди, по мне Устануть другие в пламени, Становитесь и вы в трудні походы. Не выпьют проклятые заброды Живущу кровь мою. О нет!
Дымит димовище под облако, трещит дуб оджару и тлеет с сердцем до конца.
Успокоилось очаг. Людей погнали в село. Только мальчишка расстроен остался на пепелище. Долго смотрел, тогда не выдержал и упал на землю в плаче. Потом собрал жаркие угли - сердца стлілого останки - и спрятал на груди:
«Живите меня теплом своим,
Я понесу вас в каждый дом,
Чтобы вновь жизнь человеческая расцвело,
Или же ваше гордое, ярый свет
Не умрет, как одинокий гром?»
«Ой мальчик, хороший мой,
Почему ты плачешь? Пойми,
В хорошо лето, в хорошую весну
Я снова встану, я воскресну
Цвітком человеческих ясных надежд...»
Светало. Ребята-плотарі подтягивали якоря. Дуб стоял, как черный меч, и касался белой зари.
И показалось автору, что это он стоит, горит и не сгорает. Что уже сожжен стоит «в тривожнім возрасте на краю» и людям сердце протягивает. А воспоминание звучит из дали:
А мой русый Прометей, Затерянный в ночах войны!..
1946 г.