Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Духовно-историческая школа - течение в литературоведении, что сформировалась на основе "философии жизни" и традиции эстетики классического романтизма, была реакцией на культурно-историческую школу и филологический позитивизм, в частности на теорию фактографізму В.Шерера и Е.Шмідта, тяготела к синтезу духовно-исторической и психологической интерпретации художественной литературы. Д.і.ш, питалось идеями философии В.Дільтея, которая выстраивалась на осознании единства времени и нации, собственно, исторического духа, что возникает благодаря мощи гения, на сочетании категорий "исторического" и "психологического" в переживании художника, об'єктивованому через поэтическую форму в целостную поэтическую реальность. Литературное произведение по сравнению с другими гуманитарными знаниями наиболее адекватно отражает жизнь, поскольку "в языке глубина души находит исчерпывающее и объективное выражение". За В.Дільтеєм, методом литературоведения должно быть объяснение, как в естественных науках, а понимание, собственно, непосредственное постижение художественной цілокупності, совершенное путем сопереживания. Эти мысли созвучны с размышлениями А.потебни. Д.-і.ш. придавала большого внимания типологии мировоззрений и личности художника, рассматривая типы творческой жизни как равноправные, освещая историю духа определенной нации как развитие и автономных индивидуальных идей, настроений, образов. Во многих исследованиях самоценность любого автора (В.шекспир в студиях Ф.Гунфольда) исследовалась на широком культурном фоне, на перекрестке "духа эпохи" и философского климат мировосприятие определенного писателя. Поэтому это течение еще имела второе название - культурно-философская школа. Расцвет Д.-і.ш. приходится на 20-е XX в., когда появились монографии Ф.Штріха, посвященные немецкой классике, романтизма Г.Корфа, сосредоточены на осмыслении творчества И.-В.Гете, О.Вальцеля. В конце 20-х годов Д.-і.ш. розмежувалася на два направления: "история стиля", где раскрывалась поэзия как высшая форма действительности, обстоювалася дільтеївська идея о символический характер поэзии и ее толкование (в дальнейшем развита герменевтикой) и "история идей", где рассматривались философские концепции трагизма, свободы, необходимости, то есть проблемы экзистенциального плана. Первое направление присущ Ф.Штріху, Г.Цізарцу, второй - Г.Корфу, Р.Унтеру, Ю.Петерсону. Д.-і.ш. повлияла на школу "интерпретации" Е.Штайгера, на екзистенціалістське литературоведение, имела перекличка с феноменологической школой. Во многом она оказалась суголосною "философии сердца" в украинской литературе.