Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНАС МИРНЫЙ
Посеешь характер - пожнешь судьбу (Неоднозначность оценки образа Чипки по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»)

Олесь Гончар так сказал о личности Панаса Мирного: «Целенаправленная, согретая глубокой любовью к народу, творчество писателя вероятнее всего удостоверяет, чем жил этот человек - суровый летописец эпохи». Действительно, великий художник стремился до конца быть полезным Украине, передавая литературным персонажам свои пылкие чувства и самые жгучие боли.

Одним из таких персонажей, который вошел в украинскую литературу, есть Цепкая, главный герой романа «Разве ревут волы, как ясли полные?». Его внутренний мир, сложный и противоречивый, отразился на таких же непредсказуемых и полных противоположности поступках. Поэтому мне, например, иногда очень трудно давать им оценку. С одной стороны, мое сердце проникается симпатией к обиженному, одаренного от природы и разумного Варениченка. С другой, - меня возмущают его воровские поступки. Даже тогда, когда роман уже прочитан до конца, мне трудно определить свое отношение к этому герою: сердце и разум еще долго будут спорить.

Часто нашими поступками управляют внешние обстоятельства, и тогда приходится поступаться своими убеждениями. И на то существует понятие чести, чтобы своевременно остановиться! Знакомясь с жизнью Корточках, мы видим эти обстоятельства, осуждаем их, потому что они разрушают характер и судьбу парня, который нам нравится. Социальная несправедливость толкнула вчерашнего земледельца на преступный путь.. А разве до этого жизнь его была полна справедливости? Цепкая детства чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, второсортным, претерпел так мало радости и добра и так много боли. Уже тогда, в детстве, развивается в нем чувство мести. Его детский природный ум, находчивость, стремление творить добро часто перекривалось нервным ожесточением и позорными поступками (вместе с озорным и равнодушным Григорием Цепкая с наслаждением откручивает головы воробьям).

Постепенно мы осознаем, что до нравственного падения юноши привело пренебрежение прадедовскими законам морали, и даже аморальность самой пореформенной России не оправдывает его позиции. В минуты отчаяния Цепкая с болью вопрошает: «Где же правда?» Он находит свой ответ и называет грабежи на дорогах «отем своего», зрівнюванням с бедными. Когда же Цепкая окончательно знавіснів, растоптал надежды любимой Гали на счастливую семейную жизнь, утопил остатки своей чести в безвинній крови семьи Хоменко, приговором прозвучали Галине слова: «Так это и правда?! Вот она!!!»

И почему-то горько становится за того сообразительного мальчика, за трудолюбивого экономного хозяина, за пылкого влюбленного парня... Но даже любовь ненадолго изменило Чіпчину нрав: парень сначала отказался от разбойничьего общества, стал добросовестным хозяином. И все-таки остался прежним Цепкой: через некоторое время он снова прибегает к разбою.

Всю жизнь в душе Корточках жила злость на обидчиков, и она двигала им. Его можно жалеть и осуждать, не понимать и сочувствовать ему, возражать и поддерживать его мысли. Но, несмотря на все, следует признать, что Цепкая - ужасно трагическая и морально раздвоенная личность, которую обстоятельства сделали стихийным бунтарем, протестантом против социальной несправедливости.

Роман никого не оставляет равнодушным, потому что заставляет задуматься над сутью человеческого бытия, историей своего народа, над моральными ценностями личности.