Статья посвящена анализу творческого наследия Тодося
Осьмачки с точки зрения его роли в формировании украинской национальной идеи. В
ней впервые определено понимание писателем
понятие "украинская национальная идея" и пути ее реализации.
Конкретизированы и обобщены трактовки образа Сталина и его подопечных как
ключевой фигуры основных коллизий украинской национальной истории.
Статья посвящена анализу творчества Тодося Осьмачки с
точки зрения его роли в формирования украинской национальной идеи. В ней впервые определены понимание писателем понятия
"украинская национальная идея" и пути ее реализации. Конкретизированы
и обобщены трактовки образа Сталина и его подопечных как ключевой фигуры
основных коллизий украинской национальной истории.
In the article analyzes
the creative works of Todos Osmachka in terms of its role in the formation of
Ukrainian national idea. It understanding of the first writer defines the term
"Ukrainian national idea" and how its implementation. Concretized and
generalized interpretation of the image of Stalin and his team as a key agent
of the main figures, conflicts of Ukrainian national history.
Ключевые
слова: национальная идея, патриотизм, спикер, история Украины, державотвореня.
На современном этапе украинского
государства в условиях глобализации и
евроинтеграции чрезвычайно актуальной стала проблема принадлежности человека к
общества и проблема воспитания активной гражданской позиции, но особой
внимания стала заслуживать и то, как мы осознаем свой общественный долг
на основе общечеловеческих и духовых
ценностей. Такая связь человека и
общества определенным образом и воспроизводят философские понятия «патриотизм»
и «национальная идея». Патриотизм поставь как насущная потребность государства, в которой
наше время необходимы только национально сознательные граждане, способные обеспечить достойное
место стране в цивилизованном мире.
Недавно в Государственной национальной программе «Образование» (Украина XXI века)
определена стратегия развития образования в Украине, дана характеристика основных
пути воспитания для формирования интеллектуального и культурного потенциала как
высшей ценности нации [2].
Известно, что литература - это первооснова духовного, культурного, интеллектуального,
морально-этического воспитания личности.
Поэтому уроки литературы в школе должны стать основой для общественного
возмужания и воспитания у учащихся высокой нравственности и трудолюбия. За что
способность увлечь учеников интересными фактами как из жизни персонажей так и трагических
страницы прошлого Родины имеет художественная литература.
Многогранные аспекты национального воспитания личности нашли свое
отображение в трудах известных педагогов:
Макаренко, Сухомлинского, С.русовой, К.Ушинського, которые большое внимание уделяли
формированию национального самосознания, уважения к историческому прошлому, а
методисты Т.Бугайко и В.Водовозов, разрабатывали новые своеобразные подходы к
формирование у учащихся патриотических чувств средствами художественного слова. Однако
большинство исследователей считают, что сильным основой для патриотического
воспитание является введение в программу по литературе в школе творчества художников, произведения
которых были определенное время изъяты из литературного процесса. В частности, это изучения
творческого наследия писателей-эмигрантов ХХ ст., которых считают представителями
национальной идеи: Барки, е. маланюке, Т.Осьмачки, У.Самчука и др.. Их ряд
творческих достижений способна донести до будущих поколений украинского народа полную
картину жутких страниц из жизни государства, пережитых их предками.
В последнее время вопросы национальной
идеи встал неотделимо от проблемы нации. В этом смысле особое внимание привлекают слова Липинского: «... только когда существует
объединяющая идея украинской национальной независимости, можем говорить
о существовании украинской нации...»[1, с.40]. Через что различные аспекты относительно подхода к определению
понятий «патриотизм» и «национальная идея» и стали рассматриваться в трудах
Г.Гегеля, М. Грушевского, Д. Донцова, О. Забужко, І.Кресіна, М.михновского,
Д.Мурєтова и др. [1, с.40]. В свою очередь отдельно анализ
национальной идеи и начал иметь место в трудах следующих авторов:
А.Астаф'єва, П.Демчука, В.Лісового, В.Медведчука, Л.Нагорної, Д.павлычко,
Поповиче, Б.Харахаша [3,с.73]. В связи с чем стала подчеркиваться решающая роль
национальной идеи в национальном воспитании личности: «Национальная идея есть
экстремальной в условиях кризиса, когда человек не находит возможности, чтобы в полной
мере реализовать себя. И тогда национальная идея становится системой убеждений,
окончательным взглядом человека на жизнь, на мир, в который она поверила...» [4].
Фундаментального определения понятия национальная идея до сих пор не
сделано. Но в свою очередь под этим термином мы понимаем своеобразную философию
жизнь народа, его систему взглядов, представлений о цели, к которой он стремится.
Справедливо по этому поводу замечает В.Лісовий, что украинская национальная идея - это
понятие, которое превратилось в «корзину», куда каждый исследователь составляет то, что
соответствует его политическим взглядам и собственным представлениям. Автор отмечает, что понятие
«национальная идея» применяется по крайней мере в трех основных значениях:
·
этим выражением обозначают важную для
общества идею любого содержания, относительно которой существует согласие большинства граждан,
или же такую, что способна получить поддержку
большинства граждан: в обоих случаях эту идею рассматривают как способствующее
общественному объединению;
·
идею нации;
·
особенности национального сознания [5, с.43].
Изучение научных трудов позволяет констатировать, что национальная идея - это
идея, которая включает в себя, прежде всего, цель существования национальной общности.
Вершины своего развития она достигает тогда, когда вызревает ее политическая составляющая -
идея построения суверенного независимого государства как необходимого условия и гаранта
свободного и счастливой жизни национального сообщества [5, с.45]. Через что обращение
писателей к историческому прошлому не было случайным, поскольку обусловлено самим
жизнью украинского народа, которое в свою
очередь была наполнена историческими зрухами. Наибольшее внимание писатели уделяли
периода истории Украины, когда она была потаврована деятелями власти, еще только-только
становилась на путь самостоятельности и этим противопоставляли ее современному положению
украинского народа. Они осознавали, что в условиях безгосударственности обращения
до трагических страниц прошлого нашего государства является делом сугубо исторической, а не политической.
Так что приобщаемся к национальной духовности, которая выделилась в течение истории
государства. Украинская национальная идея возрождена в украинской народной
творчестве так и в произведениях лучших художников украинской диаспоры стала духовным
проводником народа.
Особое почитание составляем Тодосеві Осьмачці. Перечитываем его произведения,
постигаем эстетические идеалы, учимся национальному воспитанию.
Тодось Осьмачка - это спикер национальной идеи. Его мировоззрение слишком сложный
и разнообразен. В его основе лежит идеология украинского национализма.
Самая главная заслуга художника как перед народом, так и перед Родиной - это
правдивое разоблачение брутальной политики украинской власти. Тодось Осьмачка
выражает глубокое сожаление по поводу упадка национальной жизни в Украине, грустит,
хочет поднять украинский народ к борьбе, к единению общества, но
бессилен. Через что мы можем выделить основную доминанту его творчества -
это націософська основа произведений, осмысление прошлого Украины. В течение жизни
писатель лишь исповедовал и неутомимо работал над идеей национального
возрождение своего украинского народа. Свое назначение как украинца, так и
художника, он усматривал в том, что преподнести украинскую нацию, вывести ее из упадка
и воспитать для нее граждан. Тодось Осьмачка видел основу национального бытия
в духовной культуре украинской нации, единства людей. Безусловно, что,
готовясь к воплощению национальной идеи, художник чувствовал ответственность перед
нацией, пытался сделать все, чтобы объективно еще и осмыслить страницы с
трагедии не только украинского села, но и Украины 20 - 30-х гг. ХХ ст..
Концепция национальной идеи Тодося Осьмачки основывалось на признанные нации
как самосознательного субъекта исторического процесса, как единого духовного явления. На
мнению художника, момент самопознания нации и самоопределения и составляет понятие
национальная идея и патриотизм [8, с.5].
Самыми известными и художественно ценными произведениями исследователи считают прозаические
произведения Тодося Осьмачки. В частности, это повести: «Старший боярин», «План до двору»,
«Ротонда человекоубийц». В них художник лучше проповедует национальную идею как
украинского народа и его государства. Слияние украинской интеллигенции указывает
на фоне уничтожения украинского села и его жителей, когда активно и остро
вставал вопрос национальной культуры. По сравнению с поэзией из сборников автора
в повестях большей степени проявляется стремление писателя рассматривать как
общественные отношения так и конфликты в сугубо национальном, а не в социальном
аспекте.
На особое внимание в творчестве художника заслуживает повесть «Старший боярин».
Сразу после написания это произведение и привел к оживленной дискуссии и размышлений о
состояние духовности нации. Когда впервые читаем повесть, то нам кажется, будто
вместе с автором осмысливаем прошлое нашего государства, ведем беседу о национальных
идеи, а в то же время будто сопоставляем это произведение с произведением Камю «Чума». В произведении
писатель стремится воссоздать национальный характер бытия украинского народа,
образ его жизни. «В воскресенье утро высокий и пышный расплывался над всей зеленью, которой
овеяно было село, присыпано большими росами. Эхо от человеческих разговоров и крика
пастушков, от блеяние овец и ржание лошадей, реву волов и коров шла в поле
зо всех сфер села живописным звучанием, как и село, пропитано туманом, было
кольористе на утренние краски.
Каждые грудь живого существа дышали безграничной глубиной покоя и мощи, которая
незаметно вызывалась солнцем из недр земли и переливалась в каждый стебель и в
каждое живое сердце. Дышали радостно, глубоко и с таким чувством, которое говорило, что
можно дышать еще радостнее, еще глубже и еще тише, но не надо напрягаться, потому
утро и так переходит в такой прозрачный день, что если бы кто внимательный глянул из-под
церкви на небеса, то увидел бы там и звезды, и на больших пальцах ног ногти,
освещенные солнцем, у того ангела, который каждое утро летит с запада на восток навстречу
солнцу.
Радостный и счастливый день земледельческого отдыха!» [6].
В связи с чем в начале повести художник ставит главную задачу перед
героями: остановить страшную разруху мира, которая начнет позже царить в стране..
Хотя произведение был закончен в 1944 г. в польском городке Крынице, но временной
пространство изображен на много лет раньше. На страницах повести Тодось
Осьмачка сам уточняет временные координаты событий 1912 г., но они могли произойти
и ранее. Главный герой, вчерашний семинарист Гордом Лундик сталкивается на
своем жизненном пути с теми проблемами, которые вставали перед украинским
народом в разные временные эпохи государства:
·
социальная справедливость;
·
добро и зло;
·
взаимоотношения между властью и народом;
·
бедности и богатства;
·
жизненного выбора;
·
человеческого счастья.
Когда читаем произведение, то как бы осознаем, как автор подчеркивает, чтобы мы
задумались над вопросами: кто есть человек в этом мире? Является обладателем
своей жизни? Что она может сделать для процветания своей Родины? Что может
вызволить человека из безвыходного положения, что царит в государстве? Автор изображает,
что бы человека освободить может любви, которое в свою очередь и преодолевает одиночество
человека : “Человек, глянь в мир и пойми где мы. И пойми, что мы манюсенькі... И
роковані на растерзание кому-то страшном и непостижимом... и наше отчаяние
пусть будет большим чутьем согласия между теплом твоего естества и вплоть до последнего моего
нашего вздох...” [6].
Позже художник в произведении еще и
воссоздаст на фоне пейзажей картины национального бытия украинского народа. В
канве Тодось Осьмачка создаст былую гармонию национального сожительства: «И вот
получится было из села душ сотня и позалягають в пашни над дорогой, где надо
было ему ехать, и прищелкивают губами, давая знать друг другу, как только ирод
на пути появится. Цмокотять и поднимают, как бы невзначай: там штыря с
тайники, а там остряк косы. А дед, проїздячи и сдерживая коня и качая
малахай из оловянной пузырем круг коневого брюха, смеется и зовет
скрытых: - Аггей, цмокотуни! А выходите-ка сюда и сделаете битву с бедным дедом
Маркурою, и увидим, кто из нас богатырь! И никто не вылезал, потому что за Маркурою
Пупанем, когда он ехал, слышно было, как стонала земля. Казалось, что едет войско
незримое. И земли было трудно, и она стонала. Тяжело с той душой соревноваться, с
какой нечистая сила накладывает» [6].
В повести Тодось Осьмачка подчеркивает зависимости человеческой души и мира, в
котором она живет и творит в канве произведения на примере семьи тети и Гордея
священника отца Діяковського изображен не только руины человеческого сердца, но и
обнищания материального мира. В основном в этой повести Тодось Осьмачка
воспроизводит романтический образ Украины, а в последующих прозаических произведениях «План к
двора» и «Ротонда человекоубийц», он будет пытаться осмыслить уже совсем
трагические страницы из истории жизни государства. Он пишет: «... кружевные, гаптована,
золотом вышитая, словом за сердце беруча, в солнечном звучании» [6]..
Довольно оптимистично тогда зазвучит главная мысль произведения: единственное, что может дать
счастье - это справедливое и истинное чувство человека к человеку. В то же время повесть
«Старший боярин» - это не только повесть, в которой рассказывается о жизни двух
влюбленных, тема которых и прослеживается на протяжении прочтения всего произведения, но
это еще и рассказ об Украине, ее прошлое и народ: «А на Украине, мы знаем, все
поміщицтво чужонаціональне. Поэтому горожанської войны не будет, а будет национальная
даже в направлении на отъятие добра у власть имущих. О чем позаботятся и
партийные товарищи, и такие, как я, сторонники родной культуры... А крестьяне
социалистов ненавидят, потому инстинктом чувствуют, что они подкапываются под их
старосветское счастье. И каждый ученик высшей или средней школы в них носит название
социалиста» [6]. Под
время прочтения повести мы можем проследить, как автор пытается вылить свой
жаль, что нет теперь такой Украины, в которой когда-то царили мир и согласие, которую
он хотел бы видеть такой, которую изображает в произведении, когда руководил отец Діяковський:
«И
был из него пастырь душ такой, которые теперь случаются изредка и в далеких землях.
И хозяин был на весь Черкасский уезд! У кого, был образцовый, на три с
половиной гектара, фруктовый сад и двор в опрятности и чистоте большой? В
батюшки Дмитрия Діяковського. У кого слуги были в путящій нелатаній одежды и
позарез момент раз в неделю в домашней бани? Чьи турми рогатого скота и свиней
потовпом за селами захрясали поля? Чьи гуси и утки своим криком заглушали на
ставку голоса рыбаков? От кого из двора кабанники трижды в год вывозили фургоны
откормленных кабанов? От кого каждую весну жиды Смелянские, Рохмистрівські,
Матусівські и ІІІполянські проводили горн перин на Уманский и Чигиринский
путь? От батюшки Дмитрия Діяковського. Чьи были самые густые копны на ниве и
самые тяжелые снопы? Чьи были самые высокие скирды соломы в селе? И чьи паровици за
паровицями скрипели на вокзалы с пшеницей, ячменем и горохом? Батюшки Дмитрия
Діяковського. А на чьи средства содержался фельдшер в Терновке и было построено
амбулаторию еще лучшую, как у самого богатого земства? И на чьи средства учились
самые талантливые дети в Смеле, Черкассах и Киеве? Все, все на возможности и на
ласку батюшки Дмитрия Діяковського. А через кого не было ни одного бедного дома в
Терновке и ни старца, и ни одной сироты неприголубленої, и никакой вдовы
невтішеної. И через кого столетние деды и бабы веселые и радостные, и в белых рубашках
сидели на призьбах еженедельно и смотрели, как незнакомое молодое поколение внуков
и правнуков веселились, пел, шумел и лузало семян на улицах?»[6].
Наблюдаем и как автор страдает, потому что ему больно за свою Родину и поэтому
недаром он вводит тот образ носителей национальной идеи и «продавачів» своей
государства. Тодось Осьмачка предусматривает трагедию в будущем своей страны. Поэтому
неслучайно писатель между героями повести проводит две параллели. Одних героев
он изображает носителями национальной идеи и відроджувачами жизни в своей стране
(Гордей, Варка, Аграфена Корецкая, отец Діяковський), а других - разрушителями
крестьянского рая(Маркуля Пузань и Харлампий). В связи с этим автор на образах
разрушителей государства воссоздает образ нечистой силы. Он умело изображает образ
«черного человека», разрушителя человеческих душ - Маркуле. Герой, будучи барским
лановым, немилосердно относится к сельской общины, стремится ее уничтожить,
разрушает любовной женские души. Тогда автор и поставит перед героями повести то
задача, показать будущим потомкам, которые люди существуют в мире. На образе
Гордея, отца Діяковського, он пишет, что перед героями стоит реальная задача:
остановить уничтожение как государства, так и ее жителей, каждый из героев сделает это своим
путем. Они будут гармонично совместить материальное и духовное в
решении национальной проблемы. В частности, мы видим, как Гордей Лундик пристает
к братчиков на определенной период чтобы освободить человечество от «украинского помещики
с московской ориентацией» Харлампия Проня. Гордей не может терпеть его
зловещие и бешеные идеи для народа, и поэтому просто их не разделяет. Он верит и
убеждает себя, что только «... сейчас только школа способна расшевелить живу
мнение наших людей», отрицает одновременно и бунт «... там где не революционер
связанный широким национальным движением, он делает своей совестью всякие извинения
и побуждения, которые действуют на этические принципы так как сырость на блеск железной
бляхи...» [6]. Итак, как видим, в произведении отчетливо прослеживается две
сюжетные линии. С одной стороны - это художественная историческая линия, то есть линия борьбы
украинского села и его представителей с властью, а другое - это любовная линия.
Хотя художник в произведении и выводит образ руководителей государства, защитников отечества
(носителей национальной идеи)? но их не идеализирует, не выступает их защитниками, а
наоборот, осмысливает страницы бытия трагедийного жизни Украины на бумаге и
сочувствует своему народу. Финал произведения хотя звучит оптимистично, но вызывает
соболезнования: Гордей с Варей отправляются в дальнюю дорогу, чтобы скрыться от полиции,
ибо теперь Гордей - не защитник, не носитель национальной идеи, а убийца Харлампия
Проня. В произведении убийство трактуется как месть. С одной стороны - это месть как
старшего боярина, как верного мужа жене, а с другой стороны - это месть
врагу, чужаку, что разрушает жизнь народа в Украине, то есть другими словами это
национальная месть патриота Украины. Автор не заканчивает повесть счастливо, потому
Гордей - это носитель национальной идеи, патриот.
Государство и народ должны составлять не
рук, а уверенно идти к своей цели, поэтому автор и дальше продолжает эту тематику повести
«План до двору» 1951 г. Это следующая повесть художника, в которой еще глубже зазвучит
мотив национальной идеи украинского народа. Настоящее произведение был задуман
автором как символическое произведение о глобальной катастрофе человечества - гибель
украинского села и его жителей. Как писалось произведение, в котором продолжался показ
темы национального единства украинского народа, а вместе с тем и ее уничтожения, мы
можем узнать из предисловия, в котором автор ссылается на просьбу Владимира
Винниченко «написать формой повести об искусственном голоде на Украине, вызванный
большевистской властью и верхушкой коммунистической партии» [7]. Вот такое
пытки над людьми художник не может перенести и поэтому в авторском обращении
говорится: «Пусть же моя книга не будет гласом вопіющего в пустыне, а искренним
призывом чтобы спасаться, пока не поздно...»[7]. Уже на первых страницах
произведения мы читаем: «аж страшно не только вставать, но, встав, смотреть на тот белый
мир...» [7], далее автор и начинает
воспроизводить ту страшную минуту, когда погибал
украинский народ. Он рисует ту картину,
как дикие звуки вокруг выбивают человека из нормального душевного состояния. «Бевкання
в колокол, и в рейку, и гаркання скізкою в бляху...» [7] несет в звуках желание выбить человека из
правильного пути. Поэтому человеческий мир в повести «План до двору» Тодось Осьмачка
подает как мир греха, мир душогубсько-невольничьего жизни. Художник раскрывает лишь одну художественную
линия - это история преследования властью патриотически настроенного учителя Ивана
Нерадька, который и выступает главным героем произведения. Иван - это вроде и лицо,
выступает фигурой самого автора в ту эпоху, когда он жил и творил. Главный
герой повести - это же герой, который имеет собственные националистические убеждения
и взгляды, за что его и увольняют с должности и арестовывают как шпиона.
Конфликт, который воспроизводит автор на страницах произведения это противоречие Ивана с властью:
Иван отомстил начальнику ГПУ за совершенные
им преступления на селе. Этот поступок героя и становится своеобразным символом расплаты
Украины над угнетателями. Через анализ действия главного героя в контексте произведения
мы можем определить следующие три основные черты национальной идеи:
·
культ правды и свободы;
·
культ государственности;
·
культ для достижения высшего идеала -
внутренняя гармония с окружающим миром.
Осмысливая трагедию украинского села художник вводит в канве произведения образ
Сталина, который велел посылать на Украину истребителей человеческой жизни. Поэтому он и
воспроизводит в произведении два типа исторических посланников, которые имеют разные взгляды на
жизнь украинского села и его национальную идею. Такими перед нами предстают
Хахлам и Тюрин. В повести Хахлам - это
председатель колхоза и начальник районного отдела ГПУ, который пренебрежительно относится
до национальной идеи украинского народа: уничтожает село, издевается над его
жителями. Другим прототипом мы видим Тюрина, который стал солдатом революции,
которые на то время составляли Сталинскую армию
репрессантов. В связи с этим главный
герой Иван Нерадько вынужден был покинуть школу, под угрозой ареста блуждать
среди односельчан, потому что он носитель
национальной идеи, борец за лучшую жизнь на селе. Теперь Тодось Осьмачка начнет
вырисовывать мир человеческой жизни как своеобразный мир грехов. Вот историческая
реальность и вырисуется как демонологічна реальность. Миф о соревнования по
врагом в произведении завершается верой в то, что герои осилят ката. Убийство в
произведении не осуждается, а
оправдывается. «Он почувствовал, что убил, хоть и не по-рыцарски, сзади, но так же убил,
как и коммунисты убили непокорную Украину»
[7]
.
Как победа сил тьмы звучит и последний аккорд произведения:
Темно на улице, звезда не сияет...
Ветер холодный с севера воет...[7].
В произведении и прослеживается, как автор вместе с героем
чувствуют, что пройдет ой время и Украина станет свободной, самостоятельной, а народ будет жить
счастливо.
Душогубська мистерия продолжает и дальше разворачиваться
на страницах повести «Ротонда
человекоубийц». Теперь она развернется как кінцесвітня панорама. В канве произведения
художник оставит деяния украинских интеллигентов-патриотов. Автор стремится
воссоздать в произведении сутки уничтожение украинского села в 20-30-х годах ХХ ст.. Через что мир, который изображал автор
в произведении и вырисовывается в канве исторических событий между двумя странами: Украиной
и Москвой. Перед читателем главным героем и встанет Иван Брус носитель
национальной идеи украинского народа, а одновременно и герой, которому нет места в
обществе тоталитарного режима. Время действия в повести - это И половина 30-х годов ХХ ст.. Тодось Осьмачка начнет
изображать образ того, кто стал как
организатором, так и главным вдохновителем уничтожения украинского села, но не
носителем национальной идеи для общества. Это забавная характеристика Сталина.
Поскольку осмысление трагедии Украины Тодось Осьмачка выводил из собственной
трагической драмы Украины, то понятно, что он имел и собственное видение относительно национальной
идеи жителей нашего государства. В произведении художник изображает Сталина как палача украинского
народа, но изображает его деяния для разрушения села не самого, а в паре с
Ежовым. Особый интерес у нас вызывают размышления Бруса, в которых
прослеживается сама позиция автора в оценке как политических, так и социальных
острых проблем: ( человек и право, человек и общество, человек и Украина в условиях тоталитарного
большевистского режима). Борцом с этим
злом в произведении предстает Иван Брус, представитель украинской интеллигенции,
пытался своими действиями сделать все
возможное, чтобы Украина стала на путь процветания. Поэтому в образе Ивана мы понимаем
сами деяния автора для расцвета Родины. Особый интерес у нас вызывают размышления Бруса. Известно, что Тодось Осьмачка не воспринимал имперской
политики Москвы по отношению к Украине, глубоко переживал за трагедию
сколективізованого села и идею украинского национального единения. Поэтому он и
отражает в твои противопоставление двух герїв: Ивана и Парцюні. Он изображает
поединок, в котором ничьей быть не может. Автор не преобтяжує повесть героями, а
создает образ только тех героев, кто
олицетворяет определенные социальные группы украинского общества:
·
сельский трудовой люд: Евсей Брус, Шелестян;
·
актив местной власти: Мадес Брус,
Маздигін;
·
городская интеллигенция: Чудєєв, Елена
Щеглова.
Можно сказать, что главные герои повести дают читателю
представление о социальные конфликты, характерные для жизни украинского народа в ту
временную эпоху. Судьба большинства жителей села сложилась трагически, но таким было время
и художник показал его.
Тодось Осьмачка - это оспівувач национальной идеи
украинского народа в сутки уничтожения села и его жителей. Хотя художник и был
живым свидетелем тех событий, общественных катаклизмов, то именно это обстоятельство предоставляло
повестям черты автобиографизма. Он был трагически убежден, что Украина переживет
это клеймение, поэтому художественно осмысливая явления национальной истории, писатель выступил
спикером национальной идеи. Поиск этой
идеи у художника характеризуется такими историческими образами: Сталина и его
рабочих. В связи с чем идейной доминантой его повестей и стал поиск
национальной идеи сквозь призму истории Украины. Вот таким способом художник и
творит национальную идею украинского народа, мир Украины в тревоге на надежду,
на лучшее будущее.
Список использованной литературы
1.
Авера янова Н. украинская национальная идея в творчестве В
вячеслава Липинского и ее роль в
современном государственном строительстве // Вестник
Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Серия
«Украиноведение» . - 2008, вып..40. - К., 2008. - С.40-43
2.
Государственная национальная программа
"Образование" ("Украина XXI века") [ Электронный
ресурс] - Режим
доступа: http://www. ped.sumy.ua
3.
Духовная-Кравченко А.С. Проблемы
определение понятий «патриотизм» и «национальная идея» в современной
философской мысли // Философия, - №3(71) май-июнь, -2010. - С.73-76
4.
Коваль В.А. Патриотическое воспитание учащихся
в процессе изучения украинской литературы в старших классах общеобразовательной
школы: автореф. дис... канд. пед. наук: спец. 13.00.02. «Теория и методика обучения
украинской литературы» / В.А.
Коваль; Ин-т педагогики АПН Украины. - К., 1999. - 16 с. - укр.
5.
Лесной В. Что такое
украинская национальная идея ? // Современность. Литература. Наука.
Искусство. Жизнь Общества. - 2000. - №4. - С.43-64
6.
Тодось Осьмачка «Старший боярин» [ Электронный
ресурс] - Режим
доступа: http://www. ukrcenter.com
7.
Тодось Осьмачка План до двору»[ Электронный
ресурс] - Режим
доступа: http://www. ukrcenter.com
8.
Тодось Осьмачка ПОЭЗИЯ. - ПОВЕСТИ:
Старший боярин; Ротонда человекоубийц. - Научная мысль, Серия "Библиотека
школьника". - 2002. - 424с.