Многоуровневым и художественно неординарным исследованием практически одной теме - испытанием на живучесть и прочность в социально-политических сотрясениях XX века идеи украинской государственности - Улас Самчук обязан славой одного из величайших прозаиков, кто творил в изгнании Сначала добровольном, когда недавний ученик частной гимназии в Кременце (ныне Тернопольская обл.) дезертировал из польского войска в Германии (1927), а после - вынужденном изгнании, с небольшой (1941-1944) перерывом на время войны, что породила надежду на крах коммунистического режима и получения Украиной права на политическое самоуправление. И тем, И тем надеждам сбыться не суждено; приезд на родину (1941) разве что освежил и пополнил знания родной земли, ее впервые осмотренных просторов и реальной - и не всегда ожиданно высокой - готовности населяючого ее народа к противостоянию ленинско-сталинской облуді, беспощадное развенчание которой писатель тоже относил к главнейших своих обязанностей.
Родился Улас Алексеевич Самчук 20 февраля 1905 г. в с. Дермань нынешней Ровенской области в относительно богатой земледельческой семье, ежедневный быт и специфически «земная» духовность которой, была в условиях обрусевшей царизмом Волыни ли не единственным «учебником» по этнопсихологии и бытийной философии родного народа. Впоследствии, уже в противовес насильственной полонизации западноукраинских земель, Самчук отчасти самостоятельно, а в большей степени - в разнообразных молодежных кружках и обществах знакомится с трудами выдающихся украинских ученых, изучает отечественное прошлое, пути становления украинской культуры, литературы и т.д. Добавим, что значительная часть этих образовательных усилий завершается уже в условиях эмиграции, где Самчук определенное время (1929 - 1931) учится в Бреславскому университете и в Украинском свободном университете в Праге.
Первые литературные попытки Уласа Самчука приходятся еще на гимназические времена, вскоре после которых в варшавском журнале «Наша беседа» был опубликован рассказ «На старых тропах» (1926); с этого времени фамилия писателя довольно часто появляется на страницах «Литературно-научного вестника» (Львов), журналов «Самостоятельная мысль» (Черновцы), «Развитие нации» (Берлин). Собрала отпечатанные там и в других случайных изданиях произведения книга «Найденный рай» (1936).
Однако не эти, подчеркнуто современные и формой, и содержанием, рассказы из городского эмиграционной жизни стали визиткой дарованного Самчуку природой художественно-психологического таланта. По-настоящему раскованно и в полную силу он проявился в повести «Мария» (1933), чья героиня является плоть от плоти злютованого с кормилицей-землей народа. И как эта земля, щедрая на добро, без которого мир виродніє. Сейчас - о поистине страшные метаморфозы человеческого бытия в условиях большевистского геноцида, среди тьмы-тьмущої" грехов которого был и не самый большой - Голодомор. Подпадает под мертвенный его пресс на семидесятом году жизни и Мария, что, в конце концов, учитывая ее немалый возраст, не выглядело бы трагедией такого могучего рода, если бы читатель с каждой страницей все произведения чіткіш не осознавал, что в этой старой женщине олицетворяется сама Украина. Несхитна в нравственных своих привычках и убеждениях, но беззащитна перед злом.
На защиту викорінюваного на отчей земле хозяина становится Улас Самчук и в повести «Кулак» (1932), окончание которой совпало с началом работы над наиболее известным произведением писателя - трилогии «Волынь».
«...Я ставил и сейчас ставлю,- писал чуть позже Самчук,- себе достаточно, как на писателя, выразительное задание: хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю. Для этого имею свою выработанную концепцию, свою идеологическую фундаменте и выполняю это задание с последовательной очередностью,..» не полно конкретизирует это задача именно «Волынь» - широкое эпическое полотно, что освещает путь сельского мальчишки Володьки Довбенко сквозь войны, революции до максимально возможного себя самого - сознательного не только наследственно народных своих черт и качеств, но и места этих добродетелей в идейных вируваннях современности. Украина, которой и предстает со страниц «Волыни», конечно же, не напоминает принадлежащие различным государствам клочья этноса, который, по твердому убеждению Самчука, уже увидел себя в зеркалах разнонаправленного (империализм-коммунизм) прогресса и рано или поздно, но начнет - обязан начать! - поиск спасения собственной, так сказать, духовным ресурсам, в котором равнозначно окончательной смерти был бы впокорений послушание порядковые, который делает с разбоя социальную норму, как то видим в эпизоде, где заблудший странник забирает у крестьянина самое ценное - его коня:
«- Дед! Давай лошадь! Выпрягай, раз-два.
Матвей останавливается. Выпрямился. Взглянул. Володька еще держит в руках рукоятки. Большевик обрывает постромки, рвет лошицу, сбрасывает с нее шлейку.
- Стой! - крикнул Матвей.- Ты куда? Твое? - Боль шевик выдернул из кобуры нагана.- А вот!.. Не хочешь в лоб?
Глаза его, словно дробь.
- Падайді только, кулацкая морда! Это тебе не старый режим...»
Без последней фразы грабителя эпизод мало чем отличался бы от издавна устоявшихся отношений вандала и его жертвы, однако теперь, в XX веке, вандализм получает идейное оправдание, которым все ставится с ног на голову: человеческий труд, к ней побуждения, право на ее результат. Не говоря уже об отношении к человеческой жизни, прочь обесцененного абсолютной стоимости нового Молоха - идее. ее непідсудним спикером считает себя и этот изверг, чьи «вип'яті, словно картофелины, скулы, наклонные черные глаза, твердый низкий лоб - словно вылитые из старой бронзы. Пески, пустыня, конский пот. Номад, думает Володька». Определение, конечно, не всеобъемлюще, но достаточно красноречивое - им подчеркивается кочующая, а следовательно и противоестественная для земледельческой души сущность большевизма, который, не имея ничего собственного, готов уничтожать все, отличное от него. Попутно заметим, что эта безальтернативно отрицательная характеристика номадов от марксизма пропитывает все творчество Самчука. «Я грешен. Я никакой не герой,- звучит на страницах одного из последних романов писателя «Бегство от себя».- Я обычный человек. Мне позволено родиться, назначено определенное количество лет прожить, и это задание я намерены исполнить. Имея собственную шею и на ней собственную голову. Но вот, ни с сего, ни с того, приходят индивиды, которые начинают тебя вызволять. Клясова сознание... Какая, к черту, сознание! Кто их что-то такое просит? Освобождение работающих... Откуда они знают, что такое работающий? На лбу серп-молот, а под тем порожнява, не попадет различить зерна пшеницы от зерна ржи... Мастера атмосферы, в которой стыдно жить даже скотине...» И хотя ни сам Самчук, ни герои «Волыни» этой атмосферой непосредственно не травились, и роман, и его автор главным оппонентом имели именно ее. А с тем и всякий из світоустроїв, где крестьянская душа не получает условий для полноценного самовыражения и где слово «хозяин» является лишь синонимом или властно сполитизированой, или напичканной деньгами силы. Впрочем, содержание трилогии этим далеко не исчерпывается, о чем, в частности, свидетельствуют и названия отдельных ее частей: «Куда течет река» (1928-1933), «Война и революция» (1929-1938), «Отец и сын» (1935-1937), каждую из которых можно считать своеобразной ступенькой к окончательной и художественно доказательной убежденности автора в состоянии украинского крестьянина заложить своим трудом и духом фундамент родного государства, почву для которой Владимир с отцом Матвеем пока только готовят: образованием и самообразованием, рядом культурных начинаний, которые понадобятся в будущем так же, как и политическое самосознание земляков, к которым роман «Волынь» шел целых полвека...
В 1936 г. Самчук завершает роман «Горы говорят», который был посвящен борьбе закарпатских украинцев за независимость, а в 1941 г. он вместе с группой культурников (Елена и Михаил Телиги, Олег Ольжич, Иван Рогач, Олег Штуль) отправляется из Львова на Восток, чтобы начать конкретную работу по осуществлению планов на украинскую автономию. Пользуясь должностью редактора официальной газеты «Волынь», которая выходила в Ровно, он много ездит, впервые посещает Киев, Полтавщину, целенаправленно готовясь к написанию давно задуманного багатокнижжя «Ост», про первую часть которого «Морозов хутор» в дневниковых записях автора говорится: «О революции... О семье Морозов, их, над Днепром, хутор. В Украину с севера сближаются большевики, их здесь не хотят, их боятся, но нет сил их остановить. Украина к этому не готова. За Шевченко «в огне пробужденный». Против нее «Железный поток»..., «Грядущий х а м» за Мережковским, «Власть тьмы» по Толстому, «действует самая, самая коротенькая глупость» по Достоевскому. Моей задачей - искать в этом смысл. И причину. Почему? Для кого? Зачем?». Три книги ответов на это (Морозов хутор», 1948; «Темнота», 1957; «Бегство от себя», 1933-1982) вместили картины кількадесятилітніх скитаний Ивана Мороза с семьей, которую не мучила ностальгия по родной земле, а горе этой земли, углубленное разорением родительского гнезда, арестами, тюрьмами, которые из бывшего сознательного монархиста, что не мыслил себя вне вірнопідданством России, сделали патриота щонаймодернішого интеллектуально-духовной закалки.
Собственно, трилогии «Ост» Самчук совершил щонайприскіпливішу ревизию ли не всех политических течений разбросанного по Европе украинства, «проиллюстрировал» их десятками судеб, с каждой добыв то, что в основе будущей независимой Украины должно бы, по убеждению автора, претендовать на роль краеугольного камня. Что из этих надежд сбудется, а что нет - покажет история, которая самого Самчука водила кругами, что выглядят не хуже Дантовых; после освобождения из-под ареста по видрукувану им в газете «Волынь» статью «Так было - так будет!» он возвращается в 1943 году во Львов, а в 1944 г. вновь оказывается в Германии. Капитуляция фашистского правительства приводит Самчука в лагеря Ди-Пи (от англ. displaced person - перемещена лицо), где он сразу же включается в работу, посвященную сплочению писательских сил, которым предстояло творить в эмиграции «большую литературу». Именно так называлась и доклад Уласа Самчука на открытии первого съезда Стены, председателем правления которого он был избран 22 декабря 1945 г. С того времени и до отъезда за океан Самчук сочетает организационные хлопоты с творческими: работает над романом об освободительной борьбе в Закарпатье «Солнце с запада», книгой публицистики «Невольники фразы», пьесе «Любовь и ненависть», которая была начата еще в Ровно и по окончании (17 октября 1947 года) получила название «Шумят жернова». На время пребывания в лагерях для перемещенных лиц приходится и выход в свет повести «Юность Василия Шереметы» (1946), которая была начата и практически закончено еще в Городке под Львовом, после вынужденной эвакуации из Ровно.
После переезда в Торонто (1948) большая часть творческих усилий Самчука приходится на написание воспоминаний: «На белом коне» (1955), «Чего не лечит огонь» (1959), «На коне вороном» (1975), «Плянета Ди-Пи» (1979). В 1980 году вышел последний из начатых и вивершених за океаном романов Самчука «по Следам пионеров», всецело посвященный жизни заокеанской украинской эмиграции. А венчает доработок Самчука (и трилогию «Ост») роман «Бегство от себя» (1982), в котором Иван Мороа находит вторую, канадскую свой дом. Для самого писателя она стала и местом его захоронения: умер Улас Алексеевич Самчук в госпитале неподалеку от Торонто 9 июля 1987 г. Похоронен на кладбище церкви св. Владимира украинского поселения Киев на окраине Торонто.