Лучше в пользу десять
лет,
Неж весь век без
плода.
Г. С. Сковорода
Известная фигура нашего земляка Григория Саввича Сковороды в древней
украинской литературе - одна из самых заметных, его творчество с течением времени
все больше манит к себе новые поколения. Сковорода удивлял современников
разносторонним талантом, энциклопедическими знаниями, соответствием духовных стремлений
своим поступкам, его творческое наследие по праву является достоянием не только украинской,
но и мировой культуры.
Произведения Сковороды - это серьезные раздумья над смыслом и сущностью жизни, над
взаимоотношениями между людьми, между человеком и природой. Жизнь философа была образцом не
только для его современников: можем многому у него научиться и мы, потому что такие же
черты, как смелость мысли, непоколебимость идеалов, верность интересам простых
людей, душевная щедрость, жажда знаний всегда побуждали человека к
самосовершенствованию. И. Драч писал: «Сковорода был духовным мечом своей
суток».
«Мир ловил меня, но не поймал». Мир в понимании Сковороды - это способ
жизнь тогдашнего общества, принцип отношений между людьми. Беззаботная жизнь,
обжорство, роскошь - все это слабости человеческого характера, таким образом, мир в
него ассоциировался с несчастьем.
Григорий Савич ценил откровенность, скромность, свободу, он часто
повторял, что счастье - в познании самго себя, своих склонностей, способностей. Учение
про «сродну працю» тесно связано с его пониманием жизни как театрального
действа, где люди-актеры выполняют свои роли, и, чтобы хорошо сыграть, надо каждому
выбрать такую роль, которая соответствует его возможностям, ибо от этого зависит счастье
человека.
Этой идеей проникнуты его басни: «Пчела и Шершень», «Две курицы», «Орел и
Сорока» и др., в них перед читателями предстают образы гордых персонажей. А одной
из лучших басен Сковороды является «Пчела и Шершень», в морали, или «силе», как
называл ее автор, он наиболее полно раскрывает понятие «сроднятся
труда».
Философия Сковороды имела практическое применение: она учила людей жить
счастливо. Счастье это достигалось благодаря нравственному самосовершенствованию, душевному
спокойствия и независимости от страстей окружающего мира, также
обов’обязательное условие для счастья -
любимое дело. Философ отстаивает мнение, что каждый человек может быть счастливым,
если победит злые инстинкты свободы и будет идти путем добра. Поиски ответа на
вопрос «В чем счастье?» отразились и в поэзии Сковороды:
Щастіє, где ты
живешь? Горлицы, скажите!
В поле ли овцы пасешь? Голубы, извистите!...
(21-я пісня «Сада
божественных песен»)
Г. Сковорода - своеобразная ’єднувальна звено древней литературы с новой, он
унаследовал все лучшее, что было до него, добавил свое новое и передал
преемникам. Именно у него учились И. Котляревский, Т. Шевченко - те, кто творил
литературу нового времени.
Оставил Сковорода завещание и нам. Какие прекрасные слова: «Ищем счастье по
странах, веках, а оно везде и всегда с нами... Оно похоже до солнечного сияния
- приоткрой лишь вход в душу свою».