Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы




Справочник древнеукраинской мифологии

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕУКРАИНСКОЙ МИФОЛОГИИ

ЧЕРТ (НЕЧИСТЫЙ, ЧЕРТ, БЕС, ДЬЯВОЛ, САТАНА, ЛЕШИЙ, ТОТ, ЗЛОЙ) - один из наиболее распространенных отрицательных персонажей древней украинской мифологии и демонологии христианской эпохи. С древнейших времен носил имя и сходство ЧЕРНОБОГА, который был антиподом БЕЛОБОГА и всего прекрасного на земле.

С развитием материальной и духовной жизни древних украинцев Чернобог «переполовинився» на ЧЕРТА и ПЕКА, властителя АДА (за старинными мифами, ЧЕРНОБОГ и его жена МАРА спородили ЧЕРТА, ПЕКА и другие злые силы).

Представлялся Ч. весьма разнообразно. Преимущественно-это худощавая, подвижная, голая человекоподобное существо небольшого роста, с рыжей шерстью, густо покрывает все тело. Имеет коротенькие рожки на круглой свинячоподібній голове. Глаза круглые, малые, красные. Вместо носа - свиное рыло. Зубы мелкие, но острые. Когти на руках, .ліктях, коленях и ногах. Длинный вертлявый хвост. Из одежды - куцые штаны.

Способен молниеносно перемещаться в воздухе и мгновенно перевтілюваться в людей, животных и неодушевленные предметы. По легендам, чаще всего перевоплощается в волка, «знакомого кума», вояка, барана, кота, петуха, мышь и т. п. Молодые чертики убираются в красивых парней, приходят на посиделки с водкой («чертово пойло», «чертями выдуманное») и лакомствами, угощают девушек, сманивают их, ложатся спать с ними и залоскочують к смерти.

По легенде, Ч. сначала был один на весь мир (как сын ЧОРНОБО-ГА и МАРЫ). Но ему наскучило «без общества», и он пошел вотделение к Белобога, заклявся не делать зла людям, а за то - дать ему «товарища». Белобог поверил ЧЕРТУ и позволил подойти к озеру, обмакнуть в живую воду пальца и встрепетнуть позади себя, в результате чего появится «товарищ». Однако ЧЕРТ не обмакнул палец, а всю руку и как стал им трясти, то из множества капель образовались тринадцать чортячих полчищ («жен»), которые тут же взбунтовались против Ирия. Разгневанные боги сбросили чертей из теплых краев. Они летели к земле, по легенде, сорок суток, а когда Белобог сказал «аминь», то «каждый где был, там и остался: в воде - водяной, в лесу - леший, в болоте - болотяник, в поле - полевик» и т. д.

Черти, по поверью, - бессмертны, их «ничто не берет», кроме стрел Перуна. Только молния Перуна может убить черта навеки (в этой особенности слышится старинное происхождение мифа). Поэтому, если молния сожгла дерево, под ним находился черт; когда в грозу сгорела хата - туда забег был черт.

Черти, согласно поверью, делятся на «глупых» и «мудрых». «Мудрые» научили людей добывать огонь, делать телеги и мельницы, печь хлеб, ковалювати, мірошникувати т.д. «Дураки» - придумали водку, корчму и корчмаря, курево, люльку, злые слова и т. п.

Бывают и «лукавые» черти, которые ездят верхом на лошадях, аж с тех пена летит, переворачивают телеги со снопами, бьют людей, топят их в воду и т.д. Есть поверье и о «справедливых» чертей: бедный брат, которого дерзко обманул и прогнал старший, приносит скромную ужин старцу (перевтіленому ЧЕРТОВЫ) и получает щедрое вознаграждение, целое богатство, а когда приносит ужин богатый, его «старец» наказывает и т. д.

По легендам, черти любят позбиткуватись над людьми: пьяного проведут якобы в роскошный дворец, накормят, напоят «заморскими винами», заключат в перину, а когда муж проснется, замечает, что лежит в луже посреди болота. Особенно распространенными были народные сказания о «знакомого кума», который зовет родственников в гости, наливает им рюмки, а когда они перед питьем перекрестятся, видят, что сидят на срубе и держат в руках очеретинку и т. п.

Многочисленные мифы, легенды, сказания о Ч. играли положительную роль в борьбе против зла и злодеяний, в утверждении здоровой народной морали. (По В. Гнатюком).