Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей 2010 года

Автор: Роксолана

Осуждение бездуховности и эгоизма в повести "Кайдашева семья" Нечуя - Левицкого

В истории украинской реалистической литературы творчество Ивана Семеновича Нечуя-Левицкого занимает выдающееся место. Известно, что широкое развитие художественной прозы и, в частности, крупных эпических жанров - повести и романа - является важным этапом формирования национального искусства слова. Выйдя на украинское литературное поле, Нечуй-Левицкий блестяще развил содержание и форму небольшого рассказа и дал первые образцы реалистического романному жанру из современной жизни.
Широко развернуто сущность затяжного, бесконечного конфликта уходит корнями в основы частнособственнического строя, в повести Нечуя-Левицкого "Кайдашева сім"я" (1819г.).
Писатель выводит целый ряд выразительных народных типов: старые Кайдаш и Кайдашиха, - их сыновья "с перцем" Матрена, тихая, мечтательная Мелашка. Крестьянское малоземелье, вечные не достатки, духовная тьма порождают в семье Кайдашей взаимную зависть, сплетни, вражду. Старая Кайдашиха и Мотря соревнуются за домашнюю первенство и делают в ссоре между собой найбезглуздні поступки: б"ют горшки, сжигают в печи обед, сидят в неметеній доме. И больше всего смущает всех груша, выросшая на границе участков Кайдашевих сыновей, собственно сама граница, которую каждый хотел бы отодвинуть на свою пользу. В соревнованиях за грушу вступают родители, мужья, дети.
Описывая "домашнюю войну", писатель прибегает к гоголевского средства, что создает острый комический эффект. Этот способ заключается в преднамеренном контрасте между "высоким" пафосным стилем и жалким содержанием изображаемого. Очередную драку в семье Кайдашей Нечуй-Левицкий изображает в духе народного героического эпоса: "Не черная туча из синего моря наступила, то выступила Мотря с Карпом из своего дома к забору. Не сизая туча над дубравой вставала, то приближается к плетня старая видроока Кайдашаха..."
Смех писателя в повести сочетается с грустью, с теплым сочувствием к тружеников-крестьян. Сквозь смешные несуразные поступки Кайдашей, враждующих за дом, за грань, за Грушу, проглядывает трагедия широких станков крестьянства, которое попало в тупик нового переформеного бедствия. Сами конфликты возникают на почве частнособственнической психологии, что и придает им затяжного характера. В лаконичной редакции произведения ссора за грушу заканчивается примирением: "Дело с грушей кончилось неожиданно. Груша засохла, и две семьи помирились".
В первой редакции конфликт заходит в тупик ("Дело с грушей не закончилось и до сих пор. А груша все разрастается и вширь, и вверх и плодоносит очень обильно, как будто нарочно дразнится..."). Безотносительно к финалу-груша засохла или нет - писатель всей системой образов и отношений показал, что разрастается не только груша, но и непонимание, вражда, дрібновласницький эгоизм, потому что их корни достигало далеко социальной почвы. За силой и правдивостью художественного воспроизведения народного быта "Кайдашева сім"я" занимает почетное место в кругу известных произведений мировой литературы о крестьянстве ("Земля" Е. Золя, "Мужики". Реймонта и другие).