12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Павел Загребельный
Образ Софии Киевской символ духовного достояния украинского народа по роману П. Загребельного «Чудо»)
Народа гений, что не умер,
не умрет...
М. Рыльский.
Киев... Читаем строки романа п. загребельного «Чудо»? «Есть города, в которых прошлое - больше, значимей, чем нинішність». Идешь по улицам столицы, - и чувствуешь, что рядом с тобой шагает история. Выходишь на площадь Богдана Хмельницкого - и народ завораживает белокаменное чудо Софии Киевской. Может, в тот миг, когда видишь ее и глаз не можешь отвести, рождается в тебе художник?
Мысленно будто перелистываешь страницы романа: «1965 год. Ранняя весна. Надмор'я». «Год 992 Большой сонцестій», «1941 год. Осень. Киев», «Год 1004. Весна. Киев» - и путешествуешь из современного в прошлое, затем из глубин веков возвращаешься к XX ст. И удивляешься, как писатель нашел идею, те связи, на которых держатся дыхание из разновременных плоскостей, отчетливо перекликаются между собой или и объясняя друг друга.
Образ архитектурного памятника поднимает вопрос духовной родословной искусства, вечное и бессмертное творческое начало, что рождается в глубинных пластах истории, живет в них, передается от поколения к поколению бессмертного эстафетой народного гения.
София олицетворяет и истоки народной этики и культуры, побуждает к стремлению осмыслить, что же оставляет потомкам история, проходя сквозь частоколы веков и так много губя на своем пути, что именно из принесенного ею живет в нашем дне, став духовным активом современника?
Над многими сложными вопросами бьется в романе зодчий Сивоок, которому выпало осуществить впоследствии великий творческий подвиг - вимріяти и подарить людям чудо странное земли Русской - Софию Киевскую. Сивоок уже построил во многих чужих землях, прочитал уйму старинных фолиантов и задумывается над тем, что мы сегодня называем философией искусства. У него возникает подозрение: а может, есть на свете две истории? Одна - та, что забывается, уходит в прошлое, ибо обречена умереть из-за ее невыгодности для имущих мира, и только скупи единичные намеки о ней встречаются в книгах. Сивоок иногда иронизирует из социальных стереотипов истории: «Так оно, видимо, и ведется в истории. Все были дикие, кто-то приходил и просвещал их... то не большая лжи истории?»
Преодолев таки лабиринты сомнений, Сивоок прозревает, возвышается в человека, социально гораздо более зрелую от других. Он наконец понял причинно-наслідкову природу вещей, их обязательную взаимосвязанность. Приходит к нему и свое понимание сути искусства, краеугольным камнем которого должна быть правда. На каждую краску жизни, думает Сивоок, должна быть своя - непременно точная - барва искусства. У него даже сложился своеобразный «табель о рангах» цветов. Он твердо перекопанный, что «каждый случай требует своей масти, своего оттенка и краски, как люди бывают...» - разные. Ему удалось постичь символическое значение цветов: «красный цвет означает любовь и милосердие, небесная - верность, белая - невинность, черная - траур, грусть, а желтая - ненависть, предательство, золота - святость, совершенство, мудрость, уважение». И это - не просто «технология» искусства Сивоока, такая себе прихотливо вымышленная химерія цветов, это - колористическое отражение сил и страстей того мира, в котором суждено жить и бороться Сивооку. За свою духовную девственность.
«Этот собор уже с первого дня его существования, вероятно, мало кто считал за жилье для бога - он воспринимался как надежное убежище человеческого духа... А вырос он из щедрот киевской земли, стал ее продолжением, громким криком, ее пением, мелодией, цветом. «Чудо!» - пишет П. Загребельный. И действительно, чудо из чудес - Софийский собор - виквіт души народной.
|
|