Парадокс (греч. paradoxon - неожиданный, удивительный, то, что противоречит здравому смыслу) - в логике - умозаключение, которое не принадлежит к ряду истинных или ложных. Случается П. в философии (поименованный Е. Кантом антиномією), в математике и в лингвистике (семантический и синтаксический П.), а также в художественной литературе, где употребляется как художественное средство, отыгрывая отличную по смысловой нагрузке функцию. Иногда П. формулируется в виде афоризма, близкого к Народной пословицы (Тише едешь - дальше будешь"), каламбура ("Екатерина и Демьян / поссорились за сорняк, /Екатерина Демьяну / не уступят сорняка"). Имеет лаконичную, викінчену за мнением форму. Виртуозностью парадоксального мышления отмечались Бы. Паскаль, Ф. Ларошфуко, А. Уальд, А. Франс, Б.-И. Антоныч и др. Иногда П. употребляется как составная часть речи литературных персонажей, очерчивая их индивидуальные особенности (классические образы бабы Палажки и бабы Параски, созданные И. Нечуй-Левицкий). Значительно реже П. наблюдаются как отдельное произведение ("Парадоксы" Цицерона, "способствовало Ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?" Ж.-Ж. Руссо, "Парадокс об актере" Д. Дидро, "Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира" Григория Сковороды и др.). Достаточно яркие черты парадоксального мировосприятия присущи и современным украинским поэтам - И. Драчу, Г. Бабовалу, Эмми Андієвській, М. Воробьеву, В. Голобородьку, И. Калинцю, Г Григоріву, С. Вишенском и др. Часто, особенно в практике авангардистов, принцип П. гипертрофируется, поэтому при потере чувства эстетической меры может превратиться в фарс.
|
|