Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
ПУБЛИЦИСТИКА

СОДЕРЖАНИЕ

В сентябре 1939 года Сталин и Гитлер заключили злочинний4 альянс.. Казалось бы непримиримые враги, но они на определенное время поладили в достижении одной и той же цели - разделения сфер влияния на континенте. И «солидарность» двух кровавых монстров длилась недолго: "22 июня 1941 г. гитлеровцы вероломно напали на СССР. И как писал в воспоминаниях Черчилль, «советские вожди, ослепленные своей догмой, не сделали тех мер обеспечения, которые диктовались смыслом, были застигнуты врасплох и в начале ужасно разгромлены...»

С началом Великой Отечественной войны возникло множество насущных проблем, которые требовали своего оперативного решения. Одна из первоочередных задач писателей-публицистов заключалось в том, чтобы показать народам смертельную опасность фашистского нашествия, сплотить народы огромного государства на решительный отпор нападавшим, помочь людям не поддаться панике и вместе с тем трезво оценить соотношение сил в смертельном поединке.

Перед публицистами встала задача открыть народу истинную сущность фашизма, реалистично обрисовать ситуацию, которая сложилась на границах и фронтах. Об отступлении говорилось неохотно и скупо, в основном лживо. Безосновательными, неуместными и смешными были и утверждение о «слабости» немецкого тыла, хвастливые заверения, якобы фашистские зайди вскоре получат сокрушительный отпор.

Что же до стратегических и тактических ошибок и преступных промахов, то о них официальная пропаганда и вірнопіддана ей пресса молчали. Об этом с возмущением записал А. Довженко в дневнике от 12 июля 1942 г.: «А в прессе уже год ни слова критики, ни слова предостережения, ничегошеньки. Полный «гром-победы, роздавайся!». Стыд и срам! Враг дрожит! Враг трус и прочіє лжи»:

Отсутствие правдивой информации побудила писателей наверстывать ее эмоциями и бранными эпитетами в адрес врага, а также прибегать к ура-оптимистических кликов к своему народу и армии. Этим инвективним пафосом проникнуты очерки и публицистические статьи и самого Довженко («Враг будет разгромлен», «Письмо немецкого офицера», «Великое общество»), а также П. Тычины («Отмщения палачам, мести!»), М. Рыльского («Народ бессмертен»), Г. Бажана («Били, бьем и будем бить!»), В. Василевской («Ненависть» и «Коричневый хищник») и других.

В годы войны многие литераторы становились военными корреспондентами, публицистами, нарисовцями, памфлетистами, авторами патриотических песен и стихов, сатирических плакатних текстов и т.д. На первом этапе войны цель своих выступлений они видели, прежде всего, в оперативной агитации. Что же касается правдивости и глубины отражения действительности, то удовлетворить потребность времени публицистика не смогла. Подавляющая часть публикаций - это описания боевых эпизодов портретные зарисовки, краткие наброски о подвигах советских бойцов, о зверствах фашистов на временно оккупированной территории и т.д. К сожалению, много книг из серии «Фронт и тыл» обозначены этажностью и однообразием и по содержанию, и по форме, в частности «Боевые эпизоды» А. Головка, «Боевые эпизоды» П. Усенко, «Боевые эпизоды» М. Тардова, «Рассказы о храбрости» (боевые эпизоды) М. Трублаини, «В полете» (боевые эпизоды) О. Кундзїча, «Письма от сыновей» (фронтовые записи) Ю. Мартича, «Фронтовые зарисовки» Г. Полянкера, «Из фронтового блокнота» Ивана Ле. Известный публицист и писатель И, Эренбург считал, что «придет время для «Войны и мира». Теперь у нас война без кавычек - не роман, а жизнь». Поэтому, мол, «писатель должен уметь писать не только для возрастов, но и для короткой Минуты, если в эту минуту решается судьба его народа...». Ответственность перед своим временем осознавали и украинские писатели и поэтому в лихую годину стремились помочь своим страстным словом, быть совестью, болью и тревогой своего народа. Высокую миссию возлагал на художественную публицистику в грозный час войны О. Довженко и возмущался тупостью и догматической зашореністю партийных функционеров и сталинско-ждановських идеологов, которые панически боялись правды. Он сетовал, что почти за полгода пребывания на фронте его мало и неохотно привлекали к труду, и считал это «просто надругательством» над собой. А тем временем газета «За Советскую Украину!», по его мнению, была крайне слабенькой, потому что она лишь «информирует, но не ориентирует, не поддерживает дух народа-мученика в полной мере, потому что в газете сидят, да простит меня Бог, холодные люди...», которые только и знают крики «Братья и сестры!», а этого, справедливо считал он, «мало».

Поняв, что от публицистов и военных корреспондентов требуется только одно - иллюстрировать «мудрые указания» «гениального стратега» и его приспешников, немало писателей приняли отведенную им роль иллюстраторов и популяризаторов. О. Довженко не мог смириться с этим. Образ несчастной и до боли милой ему Украины, «на полях и на костях, и на слезах и крови которой будет одержана победа», заслонил в его Душе все. Поэтому, он «бросил сам кино и поехал вызволять Украину», поклявшись жить не лучше своего народа, он стремился разделить его судьбу. О. Довженко всего себя отдал публицистике, о чем в письме к Ю. Сонцевої признавался: «Я пишу статьи для фронтовых газет. Это также оружие, и такая нужна, что ты даже не представляешь».

Следовало освобождаться от благодушия и наивных представлений о враге, опровергнуть некоторые ошибочные взгляды, предостеречь наших бойцов от тщетных надежд на классовую солидарность с немецкими трудящимися, якобы подряд одетых в зеленую униформу и насильно отправленных на фронт. В создании именно таких иллюзий помогла тогдашняя лицемерная официальная пропаганда, о которой О. Довженко записал в дневнике от 2 июля 1942 г.: «получается так, читая наши газеты, что все немцы только и думают, как бы поскорее сдох Гитлер и кончилась война. Мы кричим в газетах: отвращайтесь немцев. Чего же их ненавидеть, когда ежедневно в сводках информбюро мы читаем обратное: каждый день бедные немцы пишут, что войны не хотят и не верят в победу. За что же их ненавидеть? их жалеть хочется. Так получается? Какая убогая, беззубая и неизобретательная наша пропаганда, мертвая и слабкодуха, трусливая и жалкая...»

Однако случались и серьезные публицистические произведения, с глубоким проникновением в проблему. Так, скажем, историк и публицист К - Дубина в брошюре «Варвары двадцатого века» (1942) на поразительных и неопровержимых фактах и цифрах убедительно раскрыл хищническое лицо, цинизм и лицемерие фашистов, которые стали такими благодаря многолетнему шовіністичному, расистской, воспитанию, возведеному в ранг государственной политики, изложенной в печально известной «Памятке немецкого победы», найденной у убитого немецкого офицера осенью 1941 г. и опубликованной в «Ленинградской правде» (1941, 28 окт.). В ней с неслыханным цинизмом «узаконювалась» жестокая и человеконенавистническая «наука убивать», а также система воспитания из немецких юношей и девушек убийц, садистов и нелюдей в спецшколах и организациях типа «Гитлерюгенд» и «Дойче югендфольк».

Но движущей силой подавляющего большинства публицистических статей были эмоции. И хотя они проникнуты чувством жгучей ненависти к дерзкого врага, а в то же время страстной любовью к Украине, все же их пафос называем декларативно-эмоциональным; «Украина не спит. Украина не склонила гордой головы. Горе твое велико, но и большие силы в тебе, Украина. Разгорается пламя общечеловеческой ненависти к врагам и скоро настанет суд, и реками потечет кровь языческая, а потом смоют дожди... из красавицы Украины гадкие пятна от гитлеровских негодяев!» (Коммунист,. 1942. 4 июл.).

О. Довженко призывал воинов быть сторукими, «умножить свой гнев на стократ страданий своего народа», не дать «отчаяния и жалости от зрелища страшных разрушений и зверств, совершенных фашистскими варварами, расслабить наши души». В унисон этим призывам герой очерка Ю. Яновского «Коваль» отзывается так: «Немца не бери на благородство. Он сволочь и ворюга. Его мозг обкипів черной кровью. Сначала его надо сколоть, а потом разговаривать. Когда не успел колоть - стреляй... И, главное, будьте спокойны. Ничего волноваться. Наше дело честное. Мы у себя дома».

Разумеется, в тяжелые времена, когда разорена Украина стонала в изнеможении и истекала кровью, призывы к ненависти, мести были естественными и необходимыми, как, например, в очерке П. Панча «Родная земля», главный герой которого-Нестор Помеха строго предостерегает: «поэтому Рука отсохнет, кто подаст напиться врагу, ясного солнца не увидит тот, кто в сердце впустит жалость, у кого губы сложатся в улыбку, кто с фашистом укусит хлеба или покажется на любовь. Только ненависть, только месть, только смерть должна встретить врага на советской земле!»

Подобные призывы основывались преимущественно на чувствах «советского патриотизма», писатели акцентировали внимание на справедливости, всенародності и священности войны, на любви к «советской Родины». Разоблачая грабительские планы гитлеровцев, их стремление поработить украинский народ, уничтожить нашу национальную культуру, сделать из украинцев сирот, публицисты при этом «скромно» умалчивали то, что сталинская клика и ее ставленники в КП(б)У еще в предвоенное десятилетие сами много сделали для осуществления подобных планов, проторив дорогу к спецсховів и нашу настоящую историю, и литератур и культуру, а до лагерей Гулага - ее создателей.

В самые трудные месяцы 1942 г. официальная власть, осознав весь трагизм ситуации, вынуждена была уступить «классовыми принципами» и смириться с писательскими обращениями в произведениях не только к «советскому», но и даже до украинского патриотизма, пробуждать у «братьев и сестер» национальное самосознание, чувство гордости не только за «большие завоевания Великого Октября», но и за свою славную прошлое. Публицисты охотно обращались к героическим страницам украинской истории, наполняя живым содержанием память о великих предков, корифеев национальной культуры.

Оперируя яркими примерами из истории освободительно-патриотической борьбы, писатели именем великих сынов Украины благословляли народ на борьбу с фашистами за благородные идеалы предков. В статье «За каждую пядь земли!» Ю. Яновский писал: «Благородные тени борцов за дело народ не были незримо присутствуют в бойцовских рядах. Северин Наливайко, Богдан Хмельницкий, Иван Богун, Максим Кривонос, Иван Гонта, Устим Кармелюк, Довбуш, Тарас . Шевченко, Григорий Котовский, Александр Пархоменко - рыцари великой правды и геройства!»

В это же время появляются публицистические статьи и разведки: К. Гуслистого «Разгром немецких псов-рыцарей под Дорогочином» (Украина. 1943. № 1-2) и М. Ткаченко «Максим Кривонос» (Лит. и искусство. 1942. 31 берез.) и «Иван Сирко» (Укр. лит. 1943. № 1-2). При этом авторы охотно прибегали в разных жанровых подвидов - от заметок до художественных очерков. Не чурались и стилизаций под знаменитого «Письма запорожцев - турецкому султану» посланий «Людоеду Адольфу Гитлеру» и «Генералу без армии Антонеску - от внуков великих запорожцев земли украинской».

Едва ли не самой примечательной чертой украинской публицистики времен военного лихолетья стала ее эмоциональная наполненность. Раскрывая мужество и доблесть народа и его ненависть к врагу, публицистика с необычайной теплотой и сердечностью писала о край родной и отчий дом, о реалии мирного бытия, все, что вобрало слово «Отечество»...

Призывными эмоциями полны критические заметки О. Кундзіча «Непокоренная Украина», в которых автор пробуждал в читательском сердце чувство любви к родной земле и ненависти к фашистским нападающих: «нельзя не любить эту Украину; нельзя не стремиться к ее освобождения,- кто бы ты ни был, к какой нации ты не принадлежал бы, но увидев эти росистые утра на селах... Ой, гиля, гиля, гусоньки, на стал!.. Гонит девушка гуси, а пруд дымится, и деревья в цвету, и слышать песню, услышав эти песни, подружившись с этими людьми,- кто бы ты не был,- ты полюбишь этот упаси»...

Защите национальных святынь от фашистских вандалов посвятили статьи Иван Ле-заметки «По Украине», О. Левада «Здесь побывали немцы» (Украина, 1943. № 1-2). I > и л ь и гнев за судьбу родной культуры выразил также П. Тычина в статье «Культура украинского народа и немецко-фашистские вандалы» (Правда. 1943. 12 ноября).

Главным в публицистике той эпохи было раскрытия . духовной и социальной сущности человека на войне, истоки ее героических поступков. Писатели пытались показать внутренние переживания человека, те факторы, которые побуждают ее бросаться на амбразуру вражеского дзота, или со связкой гранат под гусеницы танка, таранить «месершмит», взрывать мосты и дороги. При этом бросается в глаза, что в характеристиках советских воинов немало загальщини, которая не требовала психологической мотивации героического поступка JB экстремальных условиях. Преобладал домысел, чем точные наблюдения и выводы. Даже талантливому эпическом очерке А. Малышка «Киевская битва» и очерковые А. Головка «Капитан Чайка» авторы отделались лишь перечнем общих причин, побудивших их к подвигу героев. Что же до индивидуальных мотиваций, которые проводили героя на заведомую гибель, то все это, к сожалению, осталось вне осмыслением авторов. Ведь путь к подвигу у каждого человека был неповторимым... Как вот хотя бы у героя очерка В. Десняка «Побег» - старшего политрука Руденко, чей рассказ о побеге из фашистского плена поражает не меньше, чем «Судьба человека» М. Шолохова. Точно сказал об этом М. Стельмах в корреспонденции «Победители»: «У каждого из них была своя неповторимая боевая биография смельчака, о них можно было бы написать книгу...» Эту же мысль талантливо утверждают богатые содержанию и интересные по форме корреспонденции и очерки С. Борзенко с Малой Земли («Наши войска ворвались в Крым», «Пятьдесят строк»), где «что ни человек, то своя судьба, свои склонности, привычки, волнение и тревоги». И это не просто декларации, такими они и предстают в лучших произведениях публициста.

Среди тем, которые волновали публицистов, была и трагедия невольничества. За время оккупации Украины вывезено на работы в Германию около 2 миллионов юношей и девушек. Силой экспортируя «остарбайтеров», фашисты пытались скрыть насильственный характер проводимых акций, утверждая, будто едут только «добровольцы». На многочисленных фактах

публицисты раскрывали горькую судьбу украинцев-невольников, рассказывали об этом в многочисленных статьях и книгах. Назовем брошюру О. Левады «Плач пленниц» (1943), раздел книги К - Дубины «778 трагических дней Киева» под названием «В Германию отправлялись эшелоны с рабами», статьи М. Рыльского «Немецкая неволя» (Известия. 1943. 23 мая), Ю. Яновского «Мы слышим вас!» (Известия. 1944. 9 сент.), С/ Крыжановского «Невольницькі плачи» (Украина. 1944. № 1), очерки А. Шияна «Пропащие» и «Слышишь, брат мой!» (сб. «Не сдаюсь!», 1942), П. Усенко «Ревущина» (Советов. Украина. 1943. 13 июл.), М. Стельмаха «Евгения-подо-лянка» (За честь Родины! 1945. С фев.) и др..

В этих статьях, к сожалению, умалчивалось, что тысячи украинцев (и не только сыновей и дочерей «раскулаченных и сосланных в Сибирь, расстрелянных или репрессированных родителей, которые умирали в сталинско-бериевских лагерях Гулага), вкусив прелестей большевистского «рая», при малейшей возможности сами убегали мир за глаза. их не пугали ни .страхіття войны, ни мытарства «на розпуттях многолюдных». Преодолевая границы и преграды, они добирались на разные континенты и там строили себе если и не полное счастье (огорчало чувство ностальгии по родной украине), то, по крайней мере, человеческая жизнь в достатке.

Другая, так сказать, альтернативная правда заключалась в том, что провод ОУН, как и большая национально сознательная часть украинского народа, прежде всего Западной Украины и эмиграции, увидели в приходе немцев в Украину благоприятную ' возможность для освобождения из «большевистской неволи» и развернули активную деятельность по созданию самостоятельного украинского государства. Уже С июня 1941 г. во Львове был торжественно принят «Акт провозглашения Украинского государства», назначен председатель украинского национального правительства во главе с Я. Стецько.

Сначала Гитлер и его наместники в Украине Кох и Розенберг притворились, будто не заметили бурной освободительной деятельности руководителей ОУН. С их молчаливого согласия наряду с немецкими штандартами на зданиях городских и районных управ вивішувалася украинская национальная символика. И коварная игра «новых хозяев» длилась недолго. 9 июля 1941 г. было распущено правление Украинского государства, а самого Я - Стецько и других членов правительства отправлено в Берлин, куда ранее вывезли и С. Бандеру.

Итак, гитлеровцы не позволили руководителям украинского национально-освободительного движения создать даже «марионеточное» правительство. Надежду на то, что большевики и фашисты уничтожат друг друга, оказались напрасными. Ведь за слушчим утверждению В. Самчука, «немцы требовали победы тотальной, абсолютной, безраздельной, а их противники - того самого. Перед нами стоял не немецко-русский фронт, а немецко-мировой. Хоть и кто из них победил бы - для нас там не было места. Что для нас оставалось - нелегальщина. Для сохранения лица» (Самчук У. На белом коне//Колокол. 1993. № 2-3. С 89).

В это время центральный провод ОУН создает Украинскую повстанческую армию (УПА). Уже 22 декабря. 1942 г. начальник полиции безопасности и СД секретно докладывал в Берлин о движении сопротивления в Украине, в частности, о том, что «по мнению руководителя движения Бандеры, немецкий вермахт надо считать главным врагом Украины. Руководящие круги ОУН не верят в победу Германии над Советской Россией. Германия будет в такой степени ослаблена, что не сможет продолжать войну. Воспользовавшись этой ситуацией, армия, созданная из украинцев, сможет нанести сокрушительный удар по немецким вооруженным силам и создать независимое Украинское государство. Созданию этого государства не сможет помешать и Россия, ослабленная после поражения в вгині против Германии...»1.

Активно способствовала проведению политической работы среди подпольщиков и населения края, организации вооруженной борьбы, альтернативная прорадянській, «подпольная» публицистика, которая обращалась к своему народу со страстным правдивым словом, направленным на поддержку и развитие национальных стремлений. В ее создании принимала участие западноукраинская патриотически сознательная интеллигенция. Эта публицистика стала политическим оружием ОУН-УПА; чаще всего она проявлялась в форме обращений, воззваний, листовок, призывов и т.д. В частности, в листовке «Обращение украинских националистов по случаю первой годовщины провозглашения независимого Украинского государства во Львове С июня 1942 года» говорилось: «...Мы никогда не разменяем нашу свободу на кусок Хлеба иностранного захватчика на «новую высшую культуру» или на античеловеческую идею. Мы желаем иметь свою собственную культуру, свой собственный хлеб, мы хотим быть свободными и счастливыми... Что бы не происходило на Украине, какими бы не были идеи и теории, которые пытаются нам навязать чужеземные захватчики, украинский народ никогда не собьется со своего истинного пути. Еще не вмерла Украина!»2.

20 августа 1942 г. начальник полиции безопасности и СД, докладывая в Берлин о украинский, движение сопротивления, в частности, отмечал, что «в Рейхкомісаріаті Украины движение Бандеры продолжает прилагать усилия для влияния на украинское население за распространение пропагандистских листовок». Для большей убедительности был приведен отрывок из Перехваченного листовки «Украина», в которой, в частности, отмечалось: «Во время войны враги нашего народа всегда требовали покоя, обещая лучшую жизнь. Но каждый раз после бури они забывали свои обещания, мучили украинский народ И пытались задушить национальное чувство и тяга к независимости. Наивны те, кто верят, что чужак даст им свободу и независимость. Разве «освободители» 1941 года не сделали то же самое? Они отдали Галичину к Генеральному Губернаторству, а Одессу вместе с Днестровским районом в Румынии» ';

Итак, была создана достаточно мощная и широко разветвленная сеть прессы -189 газет и журналов - органов ОУН-УПА на оккупированной территории, которые повели решительную борьбу на два фронта: как против «коммуно-большевизма», так и «против " германского национал-социализма», то есть как против СССР, так и против немецкой «Свободной Европы». Одним из первенцев такой печати и такой публицистики была газета «Волынь», первый номер которой вышел в Ровно 1 сентября 1941 г. под редакцией В. Самчука. Ее открывала передовица «За мужественную действительность» (автор - У. Самчук). Здесь же помещена его же статью «Завойовуймо города» и репортаж «Сян». Впоследствии - статьи «Требования твердого времени», «Война», «Война и мы», . назначение и пафос которых автор недвусмысленно и откровенно определил так: «Настоящим героизмом является выдержать и победить всех обстоятельств». 28 сентября вышла газета с его передовицей «Киев - сердце Украины», проникшейся «тревогой и желанием выдержать равновесие». В газете активно сотрудничали Есть. Маланюк, Ю. Горлис-Горский, Есть. Яворский и другие. Четыре свои эссе на ее страницах напечатала и поэтесса О. Телига: «Рассыпаются стены», «Братство в народе», «Флаги духа» и «Наростіж окна».

Заметную идейно-организационную роль в консолидации национально-патриотических сил на территории Украины вокруг проблем украинства и практических задач по возрождению и развитию самостоятельного независимого государства сыграла газета «Украинское слово» и приложение к ней «Литература и искусство», редактировал его Н. Сытник (впоследствии вместо этого приложения выходили «Літаври» под редакцией Q. Телиги). Первый номер газеты увидел свет в сентябре 1941 г. в Житомире, а за месяц она продолжала выходить в Киеве.

В газете сложился достаточно сильный коллектив журналистов и публицистов во главе с ее редактором. Ухватом, издание тесно сотрудничало с подпольной сетью ОУН на средне-восточной Украине, которую возглавлял поэт А. Ольжич. По его инициативе было создано Украинскую Национальную Раду, которая имела представителей из всех регионов Украины вплоть до Кубани включительно. Преодолевая суровую немецкую цензуру, редакция смело нарушала духовные проблемы украинства. По свидетельству известного литературоведа западной диаспоры Ю. Бойко, «будить национальное «я» украинца, возрождать национальную душу и нормально-человеческий способ мышления было основной задачей «Украинского слова» ', хотя «лозунг могучей, ни от кого не зависимой украинского государства нигде по цензурным причинам на страницах газеты не могло появиться именно как лозунг, как формула. Но смелая мастерство редакторов именно в том и заключалась, что она всеми своими статьями и литературными материалами так плотно и неотразимо приводила читателя к упомянутой формулы, что каждый, читая газету, безошибочно из всего отбора материала мог приходить только к этой формулы и ни до чего другого.

В ноябре немецкая власть запретила Национальный совет, а само издание было заменено профашистской рептилькою «Новое украинское слово» во главе с коллаборационистом Штепою. В этой газете не было даже упоминания о «украинскую проблему». В первой половине декабря 1941 г. гестапо арестовало и расстреляло членов редакции, а 9 февраля 1942 г. казнен и Елену Телигу.

И репрессии не запугали национал-патриотов, только загнали их в глубокое подполье. Публицистика сосредоточилась преимущественно на страницах газет, других нелегальных изданий, что их готовили Провода ОУН-УПА на оккупированной, в основном Западной Украине. Это, в частности .и прежде всего -- «Вісті з фронту УПА» с характерными для лозунгами: «За самостийную Соборную Украинскую Державу!», «Свобода народам и человеку!» и т.п., орган УГВР «Самостоятельность»; журналы «Свободная Украина», «Развитие нации», «Наша культура», «Наш путь» во Львове, «Леший», бюллетень политотдела УПА «К оружию!», газета «Наши дни» (Львов) и другие.

Ярким образцом этой публицистики была и исключительно активная деятельность на этом поприще выдающегося писателя: Багряного. Уже имея немалый опыт (некоторое время редактировал в немецком подполье газету «Голос Охтырщины»), он переехал на Западную Украину и возглавил пропагандистский центр ОУН-УПА, а также сам писал страстные, публицистически наполнены открытки, как вот «Украинцы», песни, частушки, рисовал агитплакаты и т.д., которые призывали народ к борьбе за освобождение как с коммуно-большевистского, так и. из-под немецко-фашистского ига.

А тем временем в Карпатах начала действовать подпольная типография Дрогобычского провода областного ОУН, так называемая «Техланка им. Лопатинского». Здесь издавался орган Провода ОУН - журнал «Идея и Чин», журналы «За украинское государство», «Летопись УГИА», бюллетень «День в день», сатирический журнал «Украинский перец» и т.д. В подпольной типографии с красноречивым названием «Смерть сталинско-гитлеровским палачам», действовавшей в Карпатах, печаталось немало брошюр о руководителей повстанческого движения, героев-подпольщиков, которые активно боролись с оккупантами разных мастей (подробнее об этом см. статью И. Голубенко «Когда мы умирали, нам колокола не играли... ОУН-УПА в борьбе за государственность Украины. 1942-1953 гг.» - «Колокол». 1993. № 2-3. С 12).

Став один на один сначала с гитлеровским оккупационным, а впоследствии - из сталинско-беріївським режимами, украинские патриоты, а следовательно - и вся большая ветка западно-украинского народа, «как действующее народное поколения» выполняли свой почетный патриотический долг, не заботясь о том, каким венком отметят за это - терновым или лавровым. Они с верой в силу и воскресение свободной Украины своими героическими делами приближали день национального освобождения.

Разумеется, патриотическая деятельность ОУН-УПА были в цене у в Советской Украине резко негативно, как «позорная и кровавая страница», как антинародная деятельность «злейших врагов украинского народа», «буржуазных украинско-немецких националистов». Раздраженные несокрушимостью героев ОУН-УПА, компартийные заправилы устами официальной пропаганды всеми силами пытались скомпрометировать перед миром и сфальсифицировать повстанческое движение, «претендентов на власть» в Украине.

Выполняя волю имперского центра и его ставленников в КП(б)У, выражая компартийную позицию, Я - Галан, М. Бажан, П. Тычина, Ю. Смолич, С. Олейник, С. Воскрекасенко и другие литераторы стремились как можно острее «разоблачить» «сепаратистскую» деятельность национал-патриотов, щедро наделяя их найобразливішими и наиобиднейшими эпитетами, обзывая «гнусными изменниками» и «предателями», «лакузами», «бандеровскими уродами».

С нескрываемой ненавистью клеймил «желто-голубой прислужников фашизма», обзывая их «рыцарями черной руки», «шавками с фашистской псарне», и Я. Галан в памфлетах и фейлетонах: «Люди без Родины», «Збунтовані смердякови», «Школа холуев», «Собачья служба», «От Петлюры до Петлюры» и др. Засвидетельствовать свою лояльность к советской власти и «чистоту своих помыслов» вынужден был и Остап Вишня, который только что вернулся из лагерей Гулага. В сборнике фельетонов «Самостоятельная дыра» -(1945) он клеймил бандеровцев, мельниковцев, бульбовцев, других «кровавых різунів и висельников»...

Обидно, что именно из уст украинских писателей высказывались оскорбления и проклятия на головы национально сознательной и патриотической части народа только за то, что она хотела, чтобы он жил не в большевистско-российской империи, а в свободном, независимом, самостоятельном государстве и был настоящим хозяином на своей исконной земле.

После освобождения оккупированных земель и с выходом Советской Армии на западную границу с особой актуальностью встал вопрос об отношении к немецкому народу. Правда, и в течение войны оно было недвусмысленным: хоть каких страданий претерпели наши люди от фашизма, все же они не стремились кровавой мести, не отождествляли слово «Немец» со словом «фашист». Конечно, были и «наука ненависти», и призывы «мести палачам, мести!» Но они адресовались фашистам.

Обращаясь к народу в тяжелейший час его истории, П. Тычина страстно призывал: «Борись, мой народ, борись! Все, что ты делаешь - делаешь не только для себя, но и для всего человечества в целом!.. Борись, народ мой, борись! Все, что ты делаешь сегодня, в будущем для всего мира расцветет яблоней миролюбивой, душистой» (Коммунист. 1942. 15 ноября). Раздумывая над судьбой советского солдата, его освободительной миссией, Л. Перво-майский уныло обобщал: «Родина, отчизна! Как много людей спасаешь ты, какой большой труд взяла ты на себя в наш грозный час!.. Нет таких людей, как твои солдаты, в одной из армий мира. Это знают не только дружественные нам народы, в этом убедились сейчас даже вчерашние наши враги» («Из дневника венгерского». С. 112).

К сожалению, сегодня призывы П. Тычины и размышления Л. Первомайского воспринимаются с горькой иронией. Конечно, своим спасением от фашистского порабощения человечество в большой степени обязано нашей победе над врагом. Но произошло необъяснимое и неприятное: если «для всего человечества» народы бывшего СССР и прежде всего - украинский народ огромной ценой завоевал мир, а побежденная Германия давно возродилась и расцвела, то Украина все силы отдавала восстановлении имперской «тюрьмы народов», вдоль и поперек обплутаній колючей проволокой лагерей Гулага, а сама и до сих пор прозябает полуголодная и отстала, пристроившись в хвосте «банановых республик».

Сомнительной оказалась и воспетая публицистами «освободи на миссия», в результате которой в освобожденных от фашизма странах Восточной Европы было насильно насажено прокоммунистические режимы по образу и подобию сталинского тоталитарного монстра. .

И все же, написанные по горячим следам событий (часто в землянке, в машине, в самолете, не безупречны стилистически) лучшие статьи, корреспонденции, репортажи, очерки по передовой вобрали в себя горячее дыхание народной борьбы с фашизмом. Они сохранены в пожелтевших комплектах газет и журналов, альманахов: «Украина освобождается», «Украина в огне», «Гневное слово»; в многочисленных коллективных сборниках, выходивших в Москве и Ленинграде, как вот: «Говорит Украина», «Украинские писатели против фашизма», «За землю украинскую», «За родную Украину», «Наши герои», «Сталинград сражается», в ряде книжечек серии «Фронт и тыл». Лучшие из них принадлежат к публицистического летописи войны.

Все, о чем говорилось до сих пор, в полной мере касается и партизанской публицистики и трех радиостанций - «Советская Украина», имени Т. Шевченко и «Днепр», пламенную публицистику которых называют «фронтом в эфире».

По функциональной действенности художественно-публицистического слова в грозный час войны часто употребляем выражения: «Слово, которое вело в бой», «слово - оружие», слово «мобілізовувало», «вдохновляло», «поддерживало», «воспитывало», «помогало бить врага» и т.д. Нет ли здесь преувеличения? Нелегко ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, можно привести много свидетельств бывших фронтовиков, которые считали любимых писателей своими боевыми товарищами, а их оружие - слово - считали острой и разрушительной, и необходимой.

3 другой стороны, в наших исследованиях публицистики времен войны сложился стереотип, согласно которому чуть ли не все, что выходило из-под пера писателей, оценивалось высшим баллом. В течение многих десятилетий узвичаїлась манера безоговорочно хвалить автора независимо от художественных качеств его произведения, то только за тему, за объект, за заслуженного героя и тем самым распространять сияние признание на слабенький или фальшивый произведение, хотя хорошо известно, что далеко не все заслуживает на такую оценку. Но недостаток мастерства можно не наверстать ни значительной темой, ни псевдопатетикою, ни описанием чрезвычайных событий и фактов.

Анализ публицистических жанров во времена войны или, точнее, движения разновидностей художественной публицистики, выявляет определенную закономерность: в первые недели, месяцы и даже годы в публицистике преобладали короткие, добытые в экстремальных условиях, репортажи; очерковые зарисовки, открытки, в которых над жизненным материалом доминировал героико-романтический-пафос. Главным мерилом их стоимости для читателя была правдивость, оперативность, а также искренность, убежденность самого автора, доходчивость написанного.

Далее полосы газет и страницы журналов заполонили очерковые зарисовки типа «боевых эпизодов», в которых наблюдения, впечатления, размышления и чувства высказаны непосредственно и Сознательно направлены на закаливание воли к борьбе, с прямыми призывами отдать все силы на разгром врага. При этом лучшие из них были «запрограммированы» на действенный эффект; в них все составляющие - и сюжет, и композиция, и детали и подробности подчинены определенно акцентированном выводу.

На последующих этапах войны, когда трагическая и героическая действительность начала осваиваться правдивее и глубже, поряснішало основательных, реалистичных исследований и изображений характеров и обстоятельств, синтезированных впечатлений и переживаний. Больше начало появляться фундаментальных публицистических статей. И особенно видное место в это время занимает очерк - это, по удачному определению Л. Новиченко, «ежедневный и устойчивый, «черный хлеб» литературы во всякие времена, а в необычные, в военные - особенно» (Бой шел святой и правый. К-, 1988).

Относительно лучших очерков, статей, корреспонденций, памфлетов, то хоть у них и не все достаточно ярко написано, филигранно отшлифовано, стилистически отточено, зато у них тоже есть свое преимущество: написанные кровью сердца, в самую суровую час истории нашего народа, они были проникнуты высоким патриотическим пафосом, наступательным порывом, теплотой и искренностью. И в этом их неоспоримая историческая и документальная ценность.