Краткое изложение произведения
ЛИТЕРАТУРА УКРАИНСКОГО РОМАНТИЗМА ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Мария
У Иосифа, плотника, Мария в наймичках росла. Выросла, как цветок. Старик относился к ней, как к ребенку, любовался ею. А она то шерсть прядет, то козу с козленочком пасет, то в роще, как в раю, гуляк как-То пришел к ним гость из Назарета. Был он в белом хитоне, «языков нарисован сеял». Мария принесла ужин, сама не ела, только смотрела на странного гостя, слушала его разговор, что падала на сердце. Девушка с кувшином пошла по воду к колодцу, а гость за ней...
После того как гость ушел, Мария изменилась, подурнела. Иосиф на нее посмотрел и предложил обвенчаться, а то могут ее на улице убить. Пошла Мария под венец, так и не дождавшись своего апостола. Люди говорили, что в городе Тіверіаді распяли какого провозвістителя мессии. Мария поняла, что это и есть тот странный гость.
Сидят они в хижине невеселые, Иосиф мастерит колыбель, а Мария шьет распашонки. Тут указ от кесаря - идти на ревизию в огород Віфлеем. Пошли они с Иосифом. В пути Мария родила Сына. Пастухи, что проходили мимо, взяли ее с ребенком в свой вертеп.
В Иудее заговорили, что сбылись пророчества Иеремии и Исайи, - родился мессия. Но тут пришел приказ от царя Ирода, и легион из Иерусалима стал истреблять всех мальчиков-младенцев. Нищие пастухи помогли Марии бежать в Египет.
Иосиф и Мария с сыном жили в тростниковой хижине, работали. Когда не стало царя Ирода, вернулись на родину, но там все было разрушено. Семью Марии приютила старая вдова Елизавета, дальняя родственница, жила в Назарете. Сын Марии рос вместе с Ваней, сыном вдовы. Вместе играли, вместе ходили в школу. Однажды Иосиф и Мария пошли на ярмарку в Иерусалим. Кинулись, а ребенка нет. Нашли его в храме, где он сидел между раввинами и учил, как в мире жить, людей любит. Радуется Мария - она уже видит самого Бога на земле.
Вырос сын и пошел со словом между людьми. А Мария все бросила - и за ним, пока не дошла до Голгофы. Сын «понес лукавым правды слово! Не вняли слову! Распяли!» Осталась Мария сама, потому что не стало уже никого из родни. Не стало и учеников Сына - спрятались, потом разошлись.
Мария, когда у нее собрались погрустить ученики Сына, поддержала их дух «своим святым огненным словом». И мужи разошлись по миру, и понесли слова любви и правды. Мать же, тоскуя, умерла под забором от голода. И только потом ее монахи возвеличили, как Царицу. А она «как золото в том горниле, В человеческой душе возобновилась, И души скорбящій и убогой».
Комментарий
В поэме «Мария» Т. Шевченко подает новозаветное предание о Богородице Марии, но дает ее образу нечто новое наполнение. После гибели сына мать продолжает его дело. Образ Марии символически-обобщенный, - он олицетворяет источник добра, что меняет мир.
|
|