Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Аллегория (греч. allegoria, от alios - иной и agoreuo - говорю - інакомовлення) - способ двопланового художественного изображения, основанное на сокрытии реальных лиц, явлений и предметов под конкретными художественными образами с соответствующими ассоциациями с характерными признаками скрываемого. Например: неодолимый царизмом Кавказ - Прометей (поэма "Кавказ" т. Шевченко), произвол власть имущих над беззащитным человеком - Волк и Ягненок (одноименная басня Л.Глібова), борцы за свободу Украины - каменщики (одноименная поэзия И. Франка). Аллегорические образы преимущественно является воплощением абстрактных понятий, которые всегда можно раскрыть аналитически, они самые яркие в литературных баснях и сатирических произведениях. На А. основаны притчи, апологи, параболы, которые издавна ис-ристовувалися в религиозных проповедях, полемических произведениях, школьной религиозной драме. А. употреблял Г. Сковорода в философских трактатах. Двоплановість аллегорического изображения преимущественно по цензурным мотивам маскируется под эзоповым языком, например, фантазия-сатира на 2 действия В.самийленко "В Гайхан-бея". В драматической поэме Леси Украинки "Оргия" под видом турецкой провинции, оккупированной римлянами Греции, изображен порабощенную Украину. А., в отличие от метафоры, основывается не на перенесении внешних признаков и свойств на другой предмет или явление, а на ассоциативном переосмыслении самой сущности явлений и предметов в их совокупности. Не следует смешивать А. с символом, ибо он бывает многозначным, а А. однозначно выражает суть явления или предмета. Так же А. отличается от художественного моделирования или уподобление, в котором нет двоплановості изображения. Это касается и мифа. Поэтому народные сказки о животных не имеют аллегорического содержания, ибо в них отсутствует двоплановість изображения, персонажи имеют характерные від_природи черты (хитрость лисы, хищничество волка, медлительность медведя). Они только моделируют поведение, взаимоотношения людей (дружба, гости, совместная работа и т.п.). Остальное - литературные сказки или современные "причудливо-мифологические", "причудливо-притчеві" произведения: в них авторами сознательно заложена двоплановість изображения.