Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Шевченко «Гайдамаки»

Листать кровавые страницы истории, судить о том, чему сам не был очевидцем, - дело горькая и не простая. Но могучий поэтический талант Тараса Шевченко достигал в прошлое и охватывал все, что так или иначе касалось судьбы Украины. Поэтому и события времен гайдаматчины, в частности легендарное восстание, известное под названием " Колиивщина", не могли остаться вне поля зрения поэта. Так зародился знаменитый произведение «Гайдамаки».
Шевченко - не историк по специальности, поэтому не фиксировал с научной точностью исторические даты и события. Как художник он выразил свой взгляд на историю Украины, и этот взгляд является неповторимой картиной исторического миропонимания. Он пропустил через собственное сердце и разум давние и тревожные для Украины события, дал в стихотворных строках яркие картины исторической судьбе своей земли.
Видение молодым Шевченко тех трагических дней - это мироощущение поэта-романтика. Поэтому образы главарей восстания Гонты и Зализняка - романтизированные и гиперболизированные фигуры, а не реальные участники событий. Но даже вымысел в разделе «Гонта в Умани» об убийстве Гонтой своих детей играет важную роль. Этот случай завершает картину огромного народного боли, которая ощущается в каждой строке поэмы. Реки крови, о которых все время пишет поэт, - это еще и дань народному видению тех событий.
С Максимом Железняком мы встречаемся впервые, слушая песню кобзаря, где его опоэтизированный образ народной традиции. Эта песня признает заслуги бесстрашного предводителя в борьбе с «ляхами», ставит его в один ряд с гетманами и народными героями:
 
Летом орел, лета сизый
Под небесами;
Шишка Максим, отец шишка
По степям-лесам.
 
Героическое прошлое было для Шевченко образу вчерашнего дня, такого яркого на фоне настоящего. Поэт поет реквием жизнью, которые положены на алтарь свободы, он воспевает не резню, а волю к победе доведенных до отчаяния людей... Исходя из исторического вступления «Интродукция», мы понимаем это ветхозаветное «око за око, зуб за зуб», потому что конфедераты все разрушали, «мучили, церквями топили...».
Поэтому не удивительно, что переполнилась чаша народного терпения и освященные ножи загуляли по Украине. Гайдамацкое движение становится всенародным. Главного героя поэмы Ярему вводит в общество сам Зализняк, и Ярема становится его соратником. Образ Зализняка, созданный Шевченко, - это олицетворение ненависти, которая бьет через край.
Венчает это массовое сумасшествие уже упоминавшаяся сцена убийства Гонтой своих детей. Уманский сотник был женат на католичке, и дети его - тоже католики. Ксендз-иезуит приводит его детей, чтобы апеллировать к чувствам Гонги. Но идея борьбы пожирает родительский инстинкт. Он отрекается их ради того, чтобы гайдамак массы не отступились от него, своего вожака, и фанатично верили в святость этой великой резни, этой мести.
За слепой ненавистью пробивается родительский боль, когда во время пира Гонта идет хоронить детей, прикрыть землей казацкое тело:
 
Тяжело мне жить!
Тяжело мне плакать!
Праведнії зари!
Сховайтесь за облако:
я вас не занимал.
Я детей зарезал!..
Горе мне, горе!
 
Чего-то более неестественного и бесчеловечного, чего-то трагичнее и неймовірнішого от этого жуткого поступка нельзя себе представить. Гуманизм в «Гайдамаках» не присутствует в отношениях между людьми, даже между соратниками. Когда Ярема хочет освободить Оксану и просит напасть на конфедератов позже, Гонта отвечает: «Найдешь другую».
Образы главарей восстания возвышенные и величественные, они являются носителями всенародного чувства. Но Шевченко дает понять, что Колиивщина - не столько вина гайдамаков, как их трагедия. Вечная трагедия народа, доведенного до отчаяния и до бешенства бесконечными притеснениями и издевательствами.