10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Идея матери в украинской литературе XX века: «Я (романтика)», «Мать» Николая Хвылевого, «Скорбящая мать» П. Тычины, «Мать» Г. Косынки,«Мария» Самчука
Женщине-матери посвящено много литературных произведений разных жанров, и не будет ошибочным мнение, что этот образ является сквозным. Эволюция образа воспроизводит те социально-политические изменения, происходящие в мире, предоставляет ему философское звучание.
Нелегкие испытания выпали на долю матери в годы революции и гражданской войны: ее сыновья попали в созданную революционными идеями ловушку, творили насилие, «набухали кровью невинных», а впоследствии и совсем иссякали морально. Безымянный чекист-фанат - сын матери (он об этом вспоминает), олицетворяла любовь и доброту. ее образ в воображении юноши ассоциируется с образом Божьей Матери, что стоит на «гранях неизвестных» и хочет предостеречь человечество от тех бед, что приближаются.
Парень любит свою мать, о чем свидетельствует такой эпизод-воспоминание: «Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична. Это я хорошо помню. Мать говорит, что я (ее м'ятежний сын) совсем замучил себя. Тогда я беру ее милую голову с налетом серебристой седины и кладу на свою грудь...»
Мать чувствовала страх, предчувствовала беду, грозу, а «он в ее глазах видел две хруст альные росинки. И эти глаза напоминали Божью Марию с печальными глазами. Обессиленная обстоятельствами, желала уберечь единственного сына и молчаливо притуляла его до своего угасающего сердца...
Николай Волновой неоднократно переоценивал образ чекиста. А как мы, поколение XXI века, воспринимаем его?
Вихрем мысли пройдут... и все же... Кто он: фанат революционных катаклизмов? Чекист, революционер, мелкобуржуазный интеллигент?! Нет, он просто человек, попавший в водоворот братоубийственным событий. Его захватила революция, пленила «загорная коммуна». Опустела душа ограничилась кровопролитными действиями, которые воплощались в резкое, лаконично-жестокое «расстреливать». Чекист-фанат собственноручно за идею, что овладела его существом, убивает родную мать. Этот эпизод - кульминация новеллы. Он удостоверяет наличие двух начал в душе литературного персонажа. Он разуверился в идее и в отчаянии поднял руку не только на родную мать, но и на мать Украину, которая породила его.
В рассказе «Мать» Николай Волновой рисует образ женщины, сыновья которой оказались по разные стороны баррикад в годы гражданской войны. Мать все делала для того, чтобы Остап и Андрей выросли хорошими людьми. Она поверила в революцию, ее гуманистическое начало, взрыв семнадцатого зазвучал для нее божественным органом,... для матери революция была волшебным бальзамом. Она посвіжішала,... с надеждой смотрела в теплую легко-бирюзовую даль. Шли дни, годы, и вот как гром среди безоблачного неба: Андрей отступал из родного городка, а наседал на него родной брат Остап...В доме матери, на чердаке, скрывается Андрей, на дворе со своей бандой спит пьяный Остап. Мать хочет спасти сыновей. Она уговаривает Андрея бежать, но в «сумерках лунной ночью видит в глазах сына подозрительный блеск и понимает: Андрей задумал убить Остапа». Мать жертвует своей жизнью: Андрей убивает ее в постели. Убивает цинично и жестоко («мать даже не могла вскрикнуть»). Уже первый удар перенес ее в другой мир, а Андрей, думая, что на кровати лежит Остап, наносил топором все новые и новые удары, выполняя свой общественный долг.
П. Г. Тычина в кровавые дни революционного геноцида тоже обращается к образу матери, Божьей Матери, которая всегда олицетворяла добро, уважение и защиту. В эпической драме «Скорбящая мать» автор говорит о том, что Божия Матерь приходит в Украину не с Леной улыбкой, а со скорбно сжатыми устами. Он видит ее такой, какой она была тогда, когда распинали ее сына:
Проходила по полю,
Обніжками, пределами.
Боль сердце озарил
Блестящими ножами.
Созерцая за тем, что творится в Украине («Чей-то труп во ржи чернеет», «Как страшно! Человеческое сердце до края обідніло»... «В могилах поле мечтает, Изобилует дикая рожь»), Божья мать не может сдержать слез. Она понимает, что заповеди Христа погребены, и прогнозирует будущее:
Не будь никогда раю
В этом кривавім края.
Поэзия «Скорбящая мать»- одно из ранних произведений поэта. Сочетание реальных картин революционной эпохи с библейскими символами способствует определению идеи произведения: П. Тычина пытается добыть свет убитой любви, гуманности, сочувствия к человеческим страданиям.
Как утверждает Г. Мовчан, к рассмотрению матери в новелле «Мать» Г. Косынки следует подходить двояко. С одной стороны, автор изображает образ реальной матери (правда, она существует только в воспоминаниях и переживаниях Андрея, хотя ее большие глаза запоминаются читателю), и как сквозной образ материнства. Андрей - один из сыновей - намерен привезти врача для тяжело больной матери. Он в постоянной тревоге, в воображении видит больницу и верит, что врач согласится ехать. То, что творится вокруг, (идет война; на одном пространстве столкнулись поляки, гайдамаки, большевики) не очень волнует его, ибо у него совсем другая цель: сделать все для того, чтобы помочь матери. Андрей - типичный представитель тогдашнего крестьянства, той ее части, которая не прониклась большевистской идеей, не восприняла ее мораль. Гражданского подвига он не осуществляет, но стремится защитить материнство как символ вечности жизни.
«Мария» В. Самчука - рассказ о принудительной коллективизации. Главная героиня произведения - Мария, биографию которой автор рассказывает на фоне исторических событий. Она, как и образ матери в новелле Г. Косынки, символизирует собой материнство - основу жизни на земле. На долю Марии выпало много испытаний: она пережила изгнание из дома собственным сыном Максимом, узнала о самоубийстве дочери, о том, что младшего сына Лаврина репрессирован, стала свидетелем смерти внука, убийства мужем сына...Какое еще большее испытание может выдержать сердце матери? Одинокая Мария умирает от страха и отчаяния, вглядываясь в темноту вечной ночи. ее смерть - явление противоестественное, насильственное. Оно как бы является предупреждением возможного уничтожения Украины, символическим образом которой является образ Марии.
|
|