Вскоре после создания романа «Собор» Григор Тютюнник написал письмо Олесю Гончару: «Только что прочитал «Собор». Орлиный, соколиный роман Вы написали, роман-набат! О, как зашипит та наша ретроградная грязь, опознав сама себя; либо недовольство Вами выскажут...» Именно так и произошло. Роман «Собор» долгое время, около двадцати лет, был строго запрещен... Я думаю, этот запрет был прямым свидетельством того, что писатель не приукрасил ничего в своем произведении, обрисовав реальное положение вещей, поэтому и «зашипели» на Олеся Гончара. Еще бы, потому что была брошена тень на «светлые дела» власти.
Центральным образом романа, что мы видим уже из самого названия, является собор. Какой многогранный образ создал Олесь Гончар! Собор - это и религия, которую пытались искоренить из душ человеческих во времена СССР, и память людская о истории, о делах предков и их наследие, и образ-символ души человека.
Заброшенный, облупленный собор стоит у Зачиплянки, символизируя своим величием и самим своим состоянием, к которому привели человеческая халатность и равнодушие, в каком состоянии находятся и религия, и историческая память людей, и их души.
Олесь Гончар устами одного из героев произведения призывает своих современников и все последующие поколения беречь прежде всего «соборы душ своих». Что такое человеческая душа? Столько философов, ученых, священников билось над этим непростым вопросом, сколько простых людей пытались найти ответ на него? Я думаю, мы не в состоянии выразить обычными словами, что такое человеческая душа, но метафоры, образы-символы могут нам помочь. Предложенный Олесем Гончая-ром образ является очень точным, ярким и глубоким. Собор души - это и система ценностей, то, что человек считает самым важным в жизни (такой себе «иконостас», на котором размещено жизненные ценности, наши с вами), и торжественная тишина, определенное ощущение сакрального места, куда нельзя вносить суетные мысли и повседневные заботы, и таинственные темные углы «служебных помещений» (скрытые стороны нашей души).
Что видел писатель, глядя проницательным взглядом талантливого человека в глаза своих современников, в самые их души? Возможно, чрезмерное внимание к обыденности и безразличие к жизни, жизненную энергию, направленную на неестественные дела, неосмотрительность в отношении собственного будущего, отсутствие мудрости и умеренности, ослаблен или вовсе разорвана связь между поколениями? Эти черты находим в разных характерах персонажей романа, поэтому, вероятно, они присутствовали в реальных людях, наверное, даже в целых типах людей, которые окружали Олеся Гончара. К сожалению, эти черты встречаются и в нашей современной жизни...
Олесь Гончар разносторонне изображает действительность, которая его окружала: рядом с людьми, что не сохранили «соборы душ своих», в романе действуют и представители нового поколения молодежи, которые, полны простой житейской мудрости, несмотря на препятствия и драмы своей жизни, желают лучшего, готовы работать ради будущего и ради сохранения вечных ценностей. Это Елька и Николай Баглай, которые направляют силы не только на то, чтобы сделать что-то новое, но и на то, чтобы оставаться собой при любых обстоятельствах, оставаться людьми.
Так чему учит нас «Собор» Олеся Гончара - «роман-набат», по выражению Григора Тютюнника? Прежде всего, бережного отношения к природе и к людям, сохранение исторической памяти и преемственности поколений, уважения к вере и вечных моральных ценностей человечества, умение ценить красоту искусства и красоту человеческих отношений, а больше всего - сохранять и совершенствовать соборы своих душ...