В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вввійшов как
народный свободомыслящий философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность
не отдаляла его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, что
печет белые блины», так и свои произведения прежде всего адресовал тем, кто жил под
соломенной крышей, видя в этом смысл своего счастья, назначение на
земли.
Известно, что произведения Г. Сковороды вошли в репертуар кобзарей и лирников,
а один из них («Всякому городу нрав и права») использовал И. Котляревский в
своей п’еси «Наталка
Полтавчанка».
Как человек своего времени, как представитель просветительской идеологии Г.
Сковорода добывает свою философию на учение о «естественной» человека и пути
достижения им счастье; в природе, перед Богом, по его мнению, все люди равны.
Общественная организация порождает общественное неравенство, то есть эксплуатацию господствующей
верхушкой низов, что является неестественным, несвойственным самому естеству человека, а потому автор
отрицает не только существующий социальный строй, но и любую
эксплуатацию.
Хищническую сущность господствующих классов Сковорода раскрывает в стихотворении «Всякому
городу нрав и права», сатирическое направление которого отражает позицию трудового
народа.
Поэт также не воспринимает мира, что разрушает в человеке человеческое, - стремление к
честного труда, желание иметь сердце, «как чистый хрусталь»... И его в первую очередь
интересуют извечные человеческие моральные и духовные ценности, главное для него -
посмотреть в корень, выяснить причину всех человеческих бед, которая, по мнению
просветителей, состояла в отступлениях от Богом заведенного порядка, природной
жизнь, этот взгляд нашел отражение в «Баснях харьковскіх», мудрость басен
Сковороды - это в основе своей мудрость трудящегося человека с его пониманием добра и
зла.
Из источника народного представления о мире, народного понимания первоосновы
счастье - и мотив свободного, независимого человека, тема «вольности» является одной из
ведущих тем в творчестве Г. Сковороды.
О, когда бы же мне в
дураки не пошитись,
Даби вольности не могла
как остаться.
Волю автор идеализировал не только в творчестве, но и в жизни. Избегая
какой-либо зависимости от общества, места и обстоятельств, он в обществе пса
ходил от села к селу, не имея с собой никакого добра, кроме нескольких книг, а
поэтому и завещал на своем надгробии написать : «Мир ловил меня, и не
поймал».