Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Автор: Елена Акульшина

Творчество Григория Сковороды как отражение народных идеалов и стремлений

В сознание современников и потомков Григорий Сковорода вввійшов как народный свободомыслящий философ, как странствующий учитель жизни. Высокая образованность не отдаляла его от простого народа, он стремился быть «черной сковородой, что печет белые блины», так и свои произведения прежде всего адресовал тем, кто жил под соломенной крышей, видя в этом смысл своего счастья, назначение на земли.

Известно, что произведения Г. Сковороды вошли в репертуар кобзарей и лирников, а один из них («Всякому городу нрав и права») использовал И. Котляревский в своей песи «Наталка Полтавчанка».

Как человек своего времени, как представитель просветительской идеологии Г. Сковорода добывает свою философию на учение о «естественной» человека и пути достижения им счастье; в природе, перед Богом, по его мнению, все люди равны. Общественная организация порождает общественное неравенство, то есть эксплуатацию господствующей верхушкой низов, что является неестественным, несвойственным самому естеству человека, а потому автор отрицает не только существующий социальный строй, но и любую эксплуатацию.

Хищническую сущность господствующих классов Сковорода раскрывает в стихотворении «Всякому городу нрав и права», сатирическое направление которого отражает позицию трудового народа.

Поэт также не воспринимает мира, что разрушает в человеке человеческое, - стремление к честного труда, желание иметь сердце, «как чистый хрусталь»... И его в первую очередь интересуют извечные человеческие моральные и духовные ценности, главное для него - посмотреть в корень, выяснить причину всех человеческих бед, которая, по мнению просветителей, состояла в отступлениях от Богом заведенного порядка, природной жизнь, этот взгляд нашел отражение в «Баснях харьковскіх», мудрость басен Сковороды - это в основе своей мудрость трудящегося человека с его пониманием добра и зла.

Из источника народного представления о мире, народного понимания первоосновы счастье - и мотив свободного, независимого человека, тема «вольности» является одной из ведущих тем в творчестве Г. Сковороды.

О, когда бы же мне в дураки не пошитись,

Даби вольности не могла как остаться.

Волю автор идеализировал не только в творчестве, но и в жизни. Избегая какой-либо зависимости от общества, места и обстоятельств, он в обществе пса ходил от села к селу, не имея с собой никакого добра, кроме нескольких книг, а поэтому и завещал на своем надгробии написать : «Мир ловил меня, и не поймал».