Владимир Винниченко наиболее известен в Украине как писатель и политический деятель. Более пятидесяти лет его жизни посвящены украинской литературе и борьбе за украинскую государственность. Немало испытаний выпало на его судьбу. Неоднократное заключение в Лукьяновской тюрьме за политические убеждения, пребывания в дисциплинарном батальоне, на нелегальном или полулегальном положении, вынужденные эмиграции. И несмотря на все - богатая и напряженная литературное творчество. Поэтому не удивительно, что эти две самые большие страсти - политика и литература - очень часто взаимно влияли друг на друга. Это давало основания многим современникам называть публицистическим, пропагандистским его художественный талант. Темами произведений этого писателя очень часто бывали социальные контрасты и конфликты, революционные и послереволюционные события. С другой стороны, литературный талант каждый раз становился пригодится Винниченку-политику. Правда, кое-кто считал и считает, что корень его политических неудач - как раз в его художественной сущности. Мол, пустили к политике лирика и мечтателя. Винниченко действительно был очень эмоциональный, ранимый, искренний - а такой человек беспомощен в политических хитростях. Непродолжительное пребывание в составе молодого украинского правительства, дипломатические игры с русской большевистской властью убедили его в том, что напрасно ждать «коммунизма с украинским лицом». Империя стремится слабых и послушных «окраин». Винниченко вынужден был эмигрировать, ибо нетрудно догадаться, какая судьба ждала бы его, бывшего Председателя Украинской Центральной Рады, в разгар сталинского произвола.
Разлука с родным краем была его крупнейшим болью. Советская Украина стала ужасной пародией на ту страну, о которой Винниченко мечтал всю свою жизнь. Его, оторванного от Родины, уставшего годами труда для украинской нации, официальные источники называли теперь не иначе как «старым волком контрреволюции», что со своей «буржуазно-националистической» колокольни не видит счастливого будущего украинского советского народа. А тем временем до эмигрантов-изгнанников доходили ужасные слухи о красный диктат, голодоморы, репрессии. И Винниченко, лишенный не только Родины и доброго имени, но и элементарных условий для жизни, забытый соотечественниками в своем далеком Мужене, пишет последний роман - «Слово за тобой, Сталино!»
Произведение написано за сто дней до смерти. Вскоре после этого умер и сам кровавый диктатор. А еще через некоторое время началось повсеместное развенчание сталинского режима. Почему-то хочется видеть в этом некий мистический связь, а может, жизненную закономерность, согласно которой гибель таких, как Винниченко, неотвратимо приносит за собой кару на голову того, кто сеял смерть.
Винниченко и в этом романе остался верен себе и преданным сыном своего народа. Произведение задуман и выполнен как «политическая концепция в образах». Итак, писатель до последних своих дней мучительно искал рецепта согласования национальных украинских интересов с принципами социального равенства и справедливости. Даже больше - не только в пределах Украины, Советского Союза, а в планетарном масштабе он стремился той справедливости, здорового общественного строя, благородных отношений между государствами и постепенного стирания конфликта между социалистической и капиталистической формами устройства. Это была стоящая, хоть и невыполнимая, по крайней мере на то время - мечта. И сам автор понимал это, считая роман утопией. Устами «литературного» члена политбюро выкладывать Сталину критику им же взлелеянной безумной империи, а после этого предлагать план спасения ситуации - это была, конечно, большая наивность. Теперь, пятьдесят лет назад, такой же наивностью кажется и сама идея «колектократії» - коллективной собственности на землю, фабрики или другие объекты и места работы - без уничтожения права собственности как такового.
Однако есть в романе особенность, которая и составляет его наибольшую ценность для нас. Винниченко с удивительным мастерством «снимает лак» из «счастливой Советской Украины». И выбирает для этого самый лучший способ. Его главный герой с весьма красноречивой фамилией Иваненко делает в Москве довольно стремительную карьеру. Но однажды все начинает разрушаться. Его брат - «враг народа» - перед смертью в лагере для политзаключенных зовет его к себе и передает письмо, в котором рассказывает о подпольной организации «термитов», к которой принадлежал и сам. Эти «термиты» вроде бы незаметно и беспощадно «выгрызают» изнутри протрухлявілу здание советской империи, то есть вредят ей, приближая неизбежный конец. Действие происходит в тот страшный период репрессий, взаимных подозрений и обвинений, когда каждый донос мог бесповоротно определить судьбу человека. Поэтому Иваненко ради искупления грехов перед партией отправляют на Украину, чтобы выявить ту подпольную организацию «термитов». Тщательный службист, он проникается этой миссией и стремится очистить от подозрений в причастности себя и свою семью.
Но судьба сыграла с товарищем Иваненко грустная шутка. После приезда на Украину в нем проснулась генетическая память его народа. Он застал настоящую руину на родной земле. Только и того, что по-прежнему пахла чабрецом, цвела вишнями (точно, грустная ирония на шевченковский мотив). И на этом не закончилось. Роль провокатора так хорошо удалась усердном чиновнику, что очень быстро он познакомился со всем, что предстояло отведать «термітові». Пришло страшное прозрение. Вспомнился замученный брат, исполнилось проклятие опороченного, презренного рода. Нет, это не было сентиментальное перерождения. Это была наука, втовкмачена в «энка» дубинками и кастетами. На Украину ехал оборотень-функционер - до Москвы, пройдя все испытания, возвращался украинец. Он возвращался, чтобы искупить грехи перед Родиной. Чтобы просветить правдой Сталина (такое уже было в истории: «царь добрый и справедливый, он просто ничего не знает об этом...»). Наивно? Очень. Реальность была далека от идиллии, и понятно, что Сталину было известно все - и больше, чем все. Геноцид и репрессии входили в программу. Но писателю хорошо удалось что-то важнее. Эта притча о блудном сыне была нужна читателю, потому что она с большой художественной силой демонстрировала, какое жалкое существование ждет нацию, лишенную самоуважения и несостоятельную на протест против чужих идолов.