Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Стус
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ В. СТУСА

15 ноября 1989 года из Киева в Пермь вылетела группа людей, чтобы перевезти на Украину останки Олексы Тихого, Юрия Литвина и Василия Стуса (1938-1985), замученных в лагере смерти в с. Кучино.

А началось все для В. Стуса 4 сентября 1965 г., когда он в киевском кинотеатре «Украина» после просмотра фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» воскликнул: «Кто против тирании, встаньте!». Так он выразил свой протест против арестов украинской интеллигенции. И уже в сентябре того же года В. Стуса исключили из аспирантуры Института литературы. Начались годы страданий, унижений, издевательств. Пришлось работать даже кочегаром, ведь на работу нигде не брали. Не вышла ни первый сборник стихов «Круговерть», ни вторая - «Зимние деревья...».

Родившись на Винниччине и начав там обучение, мальчик продолжал учиться уже в Донбассе, куда переехала семья. И хотя школа не оставила в памяти ничего радостного, именно там Василий почувствовал потребность писать стихи. Один из самых выдающихся украинских поэтов XX века вспоминал: «В четвертом классе что-то срифмовал про собаку. По-русски. Шуточное. Скоро прошло. Возродилось в старших классах, когда пришла любовь». В. Стус получил высшее образование на историко-филологическом факультете Донецкого пединститута. Затем учительствовал, служил в армии, работал в газете. Первое стихотворение напечатано в 1959 г. В том же году подборку стихов в «Литературной газете» сопровождало теплое вступительное слово А. Малышко.

Шестидесятники, к которым принадлежал В. Стус, стремились осмыслить человеческую личность не как мелкий винтик, а как целый духовный всесвіт. их творчество, общественная деятельность способствовали пробуждению национального самосознания народа. Был создан клуб творческой молодежи, в который входили художники. Горская и П. Заливаха, литературоведы и писатели И. Дзюба, М. Коцюбинский, И. Светличный, Есть. Сверстюк, режиссер Л. Танюк. Они протестовали против гонений на национальную интеллигенцию и первыми подверглись преследованиям.

В. Стус болезненно реагировал на искажение принципов национальной политики. Спорил, возмущался, протестовал. В то же время признавался: «Я просто иначе не могу! И жить не могу спокойно, и не смогу! Я знаю, что за мной однажды придут, знаю свою судьбу, но я чувствую, что должна ее пережить именно вот так». В годы духовной самоизоляции поэт скажет:

Вот так живу: как обезьяна среди обезьян.

Лбом прогрішним с клеймом печали

все бьюсь о твердые каменные стены.

как их раб, как раб, как жалкий раб.

В 1972 г. В. Стуса арестовали. В приговоре суда будет указано: «систематически изготовлял, хранил и распространял антисоветские клеветнические документы, порочили советский государственный строй, а также занимался антисоветской агитацией в устной форме». Вот строки, которые поэт написал, находясь под следствием:

Уже целый месяц обживаю дом,

что, видимо, и навикнути пора.

Стул и кровать, свободных три квадрата,

в окошке решетку, а в углу - пара...

«...Здесь, в следственном изоляторе, я сделал почти половину того, что сделал за прошедшие 7 лет, на сегодня я перевел более 6 печатных листов стихов Гете и почти 10 печатных листов своих собственных. Так, кажется, я раньше не работал». А что было написано за прошедшие 7 лет? Снова приводим слова поэта: «7 лет жизни - а как мало я сделал хорошего! Я написал несколько стихотворений, несколько статей, перевел ряд произведений Гете, Рильке, Брехта, Мопассана, Лорки, немецких поэтов XX века и средних веков, некоторые стихи белорусов, русских, французов, поляков, чехов, латышей, несколько невикінчених рассказов, повестей, сценарную разработку - вот и все!». И это не все. В частности в 1970-71 гг. В. Стус написал книгу «Феномен эпохи (восхождение на Голгофу славы)». Два десятилетия рукопись находился в архивах КГБ. В предисловии к книге М. Он писал: «Представляете силу ее смыслового заряда? Литературный труд подрывала безопасность самой могущественной на планете государства, самой демократической в мире страны. Так и было сказано в приговоре Киевского областного суда: враждебная, антисоветская, националистическая.

А на самом деле это книга любви и боли. С глубоким проникновением в такое выдающееся и трагическое явление украинской литературы, как Павел Тычина. Но цс книга не только о Тычине - она о трагедии человека в условиях тоталитарного режима, о губительном действии казарменного социализма на культуру, духовность народа.

Такое произведение мог написать только В. Стус, и он его написал, получив в награду тюрьмы, лагеря, ссылки, расплатившись за него собственной жизнью».

Поэт чувствует, что готов пойти путем Т. Шевченко, М. Чернышевского, стать мучеником и пронести свой крест, не упрекая судьбы.

Над этот тюремный мур, над эту печаль

и над Софіівську колокольню сносит

меня мой дух. Пусть-ка и умру -

и он за меня відтонкоголосить

три тысячи отпетых вечеров,

три тысячи рассветов, что зблудили,

как оленями шли между кустарников

и мертвого меня не разбудили.

И это дает поэту право обратиться к народу с категорическим приговором:

Народ мой, когда тебе простится

крик предсмертный и тяжелая слеза

расстрелянных, замученных, забитых

по соловках, сибирях, магаданах.

Государство напівсонця, напівтьми,

ты крутишься в гадину, сколы

тобой неспокутний трясет грех

и угрызения совести дух потворять.

Он знает цену неправедным судьям, чей приговор не является справедливым. Они не дождутся от поэта даже минуты слабости, намека на раскаяние:

Как хорошо то, что смерти не боюсь

и не спрашиваю, тяжелый мой крест,

что перед вами, судьи, не клонюся

в предвкушении недовідомих верст...

В словах «перед вами, судьи, не клонюся», подчеркивают исследователи, слышится перекличка со строками стихотворения И. Франко «На суде» («Судите меня, судьи мои, без милости фальшивой»), лирический герой которого тоже устойчиво принимает приговор.

Украинская поэтесса из Бразилии Вера Вовк описала портрет художника-бунтаря: «Профиль Василия Стуса напоминал мне Данте в лавровом венке, что его Рафаэль увековечил на стене Сикстинской часовни. Он также имел такую габсбургскую нижнюю губу, что придавало его лицу выражение упрямства. Упрямый он и был, говорил протяжно и важно. Не припоминаю, чтобы он когда засмеялся. «Он был невероятно острый профиль, который пригодится и для карбівень нашего времени. А такие профили имеют большое влияние на сутки, хотя она не всегда это подозревает» (И. Драч).

Заслуженный учитель Украины. Лутейко пишет: «258 стихов относятся ко всем периодам творчества поэта от 1958-го до 1985-го, последнего года Васильева. Поэзия Стуса разнообразна по форме. Мы встречаемся и с модерновой романтикой автора 50-х - 60-х, и с вариациями народнопесенных мотивов, и с суровым чеканкой последних лет. И - самым главным, самым решающим является Стусова философствующая заземленість, непривычная для малопідготовленого читателя, «космичность» его мышления поэта. Отсюда у некоторых читателей тезис: «Стус - слишком сложный для нас...».

И не будем спешить с выводами. Леся Украинка и Иван Франко, и ранний Тычина, и символический Довженко тоже были для нашего народа сначала «сложными». Видимо, всем нам надо «подтягиваться» к Стусового обсервування действительности, его мирового уровня. Ведь сферой его предпочтений, исследований были не только родные украинские поэтические вершины и низины, не только богатства русской литературы, но и Гете, Хемингуэй, Пруст, Рильке, Фолкнер, Верхарн, Лорка»

Поэзия Стуса наплывает на читателя спокойными гомінливими волнами, вливается в душу, ум, сердца, возникает свежие мысли, строит ассоциации. Мало найдется в поэта «сюжетных» стихотворений балладного строя, которые читатель мог бы пересказать своими словами. Тугое плетение образов, каскад мыслей Стуса не позволяют этого сделать, нельзя его поэзию расчленять к первоосновам, действовать по «классическим» школьными принципами: вот это тема, а вот это идея, вот гипербола, а вот олицетворение, а вот здесь аллегория... Слились воедино в сплошное горькое Стусова поэтическое море и его страдания - боли, и сыновняя жгучая любовь к матери-Украины, и понимание своего невигойного трагизма»:

Пусть Днепра уроча течение

хотя бы во сне у бредовые струится,

и я гукну. И край меня услышит.

Верни меня, памяти моя.

«Шевченковским космізмом веет от этих прометеївських Стусових слов»:

Нет Господа на этой земле:

не стерпел Бог - перед глазами убегает,

чтобы не видеть нечеловеческих обид,

дьявольских пыток и окрутенства.

В краю потворнім есть безобразный бог -

почвар властелин и владыка ярости

бешеной - ему нет отрады

за эту единственную: все крушить в пень,

и калечить, и понемногу неба

наземь попускать, чтобы мир

безнебим стал. Отечеством безумных

истязаемых палачей. Господин бог - умер.

Михайлина Коцюбинская заметила: «Поэзия Стуса не экстенсивного, а интенсивного типа». Иначе говоря, не количеством, а точностью отличаются его образы. Другой исследователь В. Я. Недилько считает: «Основным средством образности, поэтического воссоздания мира и собственных чувств и мыслей в поэзии Василия Стуса является метафоризация. Действительно, рассмотрим начало поэзии «По летописи Самовидца» - образ солнца, что смотрит на землю, является ключом для понимания идейно-художественной сущности всего произведения. Гак же и образ красной тени калины на черных водах («Яровой, душе, яровой, а не рыдай»).

Образная палитра поэзии Стуса разнообразна и самобытна. Вот примеры только некоторых тропов: был зал, словно выстрел - длинный и гулкий; пение калиновый эта боль - как алкоголь агоний; думы идут, как будто колокола; калинова кровь - такая же крутая, такая же терпкая как в наших жилах.

Образы непростые для восприятия и требуют дополнительных усилий для осознания их глубины и точности. Часто логика мысли бессильна отыскать те ассоциативные связи, которыми создается определенное впечатление от тропов. Но она воспринимается как данность, на уровне подсознательного, интуитивного. Как вот сравнение вечера с сурой (стих) Корана, священной книги мусульман.

Характерные Стусу пейзажи, к которым он часто удается, всегда психологически насыщенные, способствуют раскрытию внутреннего состояния лирического героя.

Язык его стихов отличается богатством, оригинальностью, смелым вмешательством в устоявшиеся формы. Он часто прибегает к словообразования, неологизмов, деформирует слова, но с тонким чувством такта, меры, так, что новообразования помогают глубже раскрыть замысел поэта (наниз, додосвітки, надсмеркання, поранок, безоко и др,)».

Об интимной лирике В. Стуса В. Я. Недилько говорит так: «Она в основном написана в тюрьме, и воспоминания о самых дорогих людей - жену, сына, мать или обращения к ним, мысли о самом сокровенном в жизни - воспроизведены через призму мрачной неволе, затененные мучительным чувством того, Что лирический герой принес дорогим людям боль и страдания. И даже там, в аду страданий, смертей, издевательств, он сохранил тепло и нежность интимных чувств.

Несмотря на лагерную грязь, злобу и насилие, просто поражает созданный автором светлый образ возлюбленной, к которой обращается он с щемящим чувством недосягаемости и любви: «Вбери-но белое платье». Белый как символ чистоты и девственности, а дальше повторяет эту просьбу, каждый раз меняя эпитеты к слову платье: пречистую платье, девичье, славную. И все эти определения одного ряда подчеркивают глубину и искренность чувств, верность.

Стремясь мыслями из-за тюремных стен или таборних колючих проволок до близких и родных, поэт, как и каждый человек большой души, переживает их горе острее, чем свое. Он не то что чувствует свою вину за вынужденную разлуку, - если бы можно вернуть все назад, то, наверное, снова пошел бы тем же путем, но и представляет, как им горько и больно:

Сколько набилось тоски!

Чем я ее разведу?

Женщину оставил на поругание,

маму оставил на беду...

Горе жены, которая потеряла любимого мужа, в творчестве Стуса приобретает глобальных, уселюдських масштабов. Это особенно ощутимо в стихотворении «В пустой комнате». Преимущественно интеллектуально-философствующая поэзия, в которой образы строятся на основе сложных, в основном метафорического характера, ассоциаций, здесь расцветает пышным цветом народного творчества, поражает простотой выражения при глубине мысли и чувства. Начинается она сдержанными, словно даже малоемоційними словам:

В пустой комнате

белая, как стена,

притомившись ждать,

спит одинокая жена.

И все же эпитеты пустая комната, одинокая жена, народное сравнение белая, как стена создают предчувствие чего-то недоброго, тревожного. И эта тревога все усиливается: про мужа - даже слухи нет. А дальше - нарастающая картина горя и тревоги:

Лячні довжаться тени,

звонят нимбы икон,

и растет причитания

из-за сосновых ослон...

Тревога переходит в страстное рыдание-обращение к мужчине (прямые реминисценции народных причитаний), в котором безмерность отчаяния:

мой сокол обтятий,

в ту гостиную, где ты,

ни пройти, ни спросить,

ни дороги найти.

От народной песни идет и выражение глаза видивила, употребленный в последней строфе:

За тобой, любимый,

глаза видивила.

Словно конь на аркане,

мир становится дубала».

Один из бывших политзаключенных рассказывал, что больно было смотреть, как Стус разговаривает с отсутствующей женой, глядя на стену тюремной камеры.

Еще в ссылке ему постоянно виделась Украина. Именно здесь он почувствовал сыновнюю связь с ней. Чужинецька земля лишь обостряло тоску по родному краю:

Необъятная осонцена денек,

и собором звонким Украина

написалась на стенах тюрьмы.

1979 г. произошло возвращение домой. Только на 8 месяцев. Его вновь обвинили. Теперь в принадлежности к Украинской Хельсинской группы. Приговор: десять лет лишения свободы в лагерях строгого режима, пять лет ссылки. Андрей Сахаров тогда же обратился к общественности: «1980 год ознаменовался в нашей стране многими несправедливыми приговорами и преследованиями правозащитников. Но даже на этом трагическом фоне приговор украинскому поэту В. Стусу отличается своей не человечностью... Приговор Стусу - стыд советской репрессивной системе. Стус - поэт. Неужели страна, в которой уже погибли или подверглись репрессиям и преследованиям многочисленные ее поэты, - требует новой жертвы, нового стыда?»

Вот такой ценой было заплачено за то, о чем думал поэт:

Поэтому дай мне - дойти и не зотліти,

дойти - и не зотліти - дай мне!

Позволь мне, мой вечоровий свет,

упасть зерням в родной борозде.

Ему непонятно, откуда такая жестокость палачей, их бесчеловечность, двуликость:

Умирает поздно человек,

а родится досрочно,

поэтому и на свете жить привык,

как раб и рабовладелец.

Он като-жертва, жертво-палач,

страдает и богує,

идет вперед, словно назад,

как душу гнев разрушает.

О боже - боже - боже мой,

ей-бо, никак не привыкну:

неужели твой сын - то только злой,

а добрый - то калека?

А все глупое. Доживу

вика, докалічію.

Пока жили не сорву

Не сломаю шеи.

Сергей Тоймы назвал свою статью о В. Стуса так: «Шевченко, который не вернулся из неволи». В ней есть такие слова: «Сорок семь лет прожил Стус. Тринадцать из них - в лагерях. А общий срок, присужденный ему, - 22 (!) годы - не дала отбыть до конца смерть.

Двадцать два года - не. за убийство, не за разбой - за стихи.

Тарас Шевченко за участие в тайном Кирилло-Мефодиевском обществе (не за поэзию! Хотя в стихах своих царя и вельмож его клеймил, призывая к бунту, и москалям перепадало) был сослан в солдаты на десять лет.

В. Стус в каких тайных антиправительственных обществах не был, нынешних вельмож не клеймил, а что уже про «москалей», то и не говорю - такого слова вообще нет в его поэзии. Он просто писал стихи. Но - искренние, розкріпачень И говорил об одном - о любви к Украине, свободной, независимой...

Все учебники с возмущением пишут, что при жизни Т. Шевченко вышла единственная (!) сборник его стихов - знаменитый «Кобзарь», забывая упомянуть, что поэт увидел три его издания.

В. Стус до выхода своей первой на Родине книги («Дорога боли», 1990) не дожил пять лет. Вот почему я не могу согласиться с бодрым и уже избитым образом: Стус - Шевченко наших дней.

Так, в их судьбах и поэзии удивление много общего. И есть что-то мистическое в том, что оба прожили ровно по 47 лет. Но надо откровенно сказать: то, что выпало на долю Стуса, своей беспощадностью и жестокостью, своей антиукраинской направленностью нельзя сравнить даже с тем, что пережил Шевченко. Стус - это действительно Шевченко. Но то, что не вернулся из ссылки. Умер в неволе. Здесь пролег водораздел. И в этом - величие и трагизм его личности».

1989 г. прах поэта был перевезен на Родину, а 19 ноября его похоронили на Байковом кладбище. Пророческие слова В. Стуса уже сбываются:

Народ мой, к тебе я еще верну,

как в смерти обернусь к жизни...