Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО

Трагичность судьбы художника (по произведениям А. Довженко «Автобиография», «Дневник»)

«Кто в искусстве имеет разум, а не имеет чувства, тот не имеет гения. А кто не имеет разума, а чувства, тот сумасшедший. Только тот, кто в искусстве имеет и ум, и чувства, - держит в себе свет дня...» Эти слова Тодося Осьмачки можно полностью отнести к творчеству Александра Довженко. Только надо добавить, что синтез разума и чувства делает гения несчастным человеком.

Кажется, Довженко имел все, о чем только мог мечтать художник. Издавались большими тиражами его произведения: зрители восхищались его кинокартинам; власть щедро награждала орденами и званиями, о нем писала зарубежная пресса. Но и в «Автобиографии», и в «Дневнике»_ в каждой строчке звучат боль и тоска глубоко несчастной и усталой человека. Его душа была настроена на полет, но на ее светлых крыльях жизнь тянуло вниз.

Нам, молодым, живущим в XXI веке, иногда кажется странным, как можно чувствовать себя несчастным от того, что кто-то дал негативную оценку признанному всеми произведения. Ощущение радости от творческого успеха после выхода кинофильма «Земля» было жестоко подавлено фельетоном Демьяна Бедного. Писатель был совершенно потрясен этим фельетоном, ему было стыдно ходить по улицам Москвы. За несколько дней он буквально поседел и постарел и хотел умереть. Это была настоящая психическая травма. Критика со стороны Бедного была глупой и абсолютно примитивной, но этот фельетон напечатали в «Известиях», и он мог иметь страшные последствия, ведь наступали времена, когда по любому доносу люди бесследно исчезали. Этот пасквиль подхватили другие блюдолизы, и фильм после триумфального показа запретили.

Довженко мечтал снять фильм «Тарас Бульба», задумал картину о героях покорения Арктики, но руководство поставило перед ним требование написать что-то такое небудничное о современной жизни на Украине, а не в Арктике. Молчание и уход от творчества могли воспринять как контрреволюционный акт, и он «...немедленно вытеснил из своего сознания Амундсена и за двенадцать дней написал неудачный сценарий «Иван» и начал съемку». Довженко заставили работать над этим фильмом, и поэтому он был просто обречен на провал, ибо насквозь фальшивый. Тогда фальшивили все, но фальшивые произведения посредственностей забывались вместе с именами авторов, а вот Довженкова фальшь была заметной и не исчезла бесследно. Художник сам понимал, что фильм «Иван» - работа ложная, конъюнктурная и слабая, мучился от этого понимания, убегал от воспевания строительства Днепрогэса, вставлял или растягивал позасюжетний материал. Вот на экране проходит панорама степи, бушуют воды Днепра, радует глаз женская красота хора.

От постоянного унижения Довженко стал уязвим к болезненному. Он пишет в «Автобиографии»: «У меня стал портиться характер. Я сделался нервным и излишне впечатлительным. Я жил замкнуто...» Писатель понимает, что уже не сможет работать в Украине, и чтобы «...не жить в украинском окружении, не быть одиозной фигурой и не мучиться от различных случайностей», переезжает в Москву.

В «Дневнике» А. Довженко воспроизведено размышления художника о жизни, и снова звучат нотки отчаяния и боли. «Часто думаю, как напрасно пропало мое жизни. Какую ошибку сделал я, пойдя работать в кинематографии. Шестнадцать лет кінокаторги в этом... Сколько погублено здоровья, жизни с людьми, с которыми я не хотел бы никогда видеться. Сколько напрасно потрачено духовных сил и времени!» (10/IV.1942 г.) Но и в Москве Александру Довженко не дают работать. 26 декабря 1943 года он делает запись: «Сегодня я снова в Москве. Сегодня же узнал от Большакова и тяжелую новость: моя повесть «Украина в огне» не понравилась Сталину, и он ее запретил для печати и для постановки. Что его делать, еще не знаю. Тяжело на душе и тоскливо». Довженко душа болит не столько за то, что будут радоваться мелкие чиновники и презирать его, а сколько потому, что «Украина в огне» - это правда, которая так и останется прикрытой и запертой на долгие годы.

Москва душила украинского гения в своих «дружеских» объятиях. Он не принадлежал ни Сталину, ни Хрущеву, ни ГК, но все время должен был оглядываться на их отношение к его творчеству. 27/VII-1945 год, «Дневник»: «Зачем вы обратили мою жизнь в муку? Для чего отняли у меня радость? Растоптали мое имя?»

27/XI -1954 год, «Дневник»: «Трудно жить и творить без счастья. Я уставший, обессиленный душевно крайне...».

Талант Александра Петровича Довженко был таким большим, что ему было тесно на том пьедестале, который ему пытались построить власть имущие. Он не был первый, он был один, он не вмещался в рамки, он был сильным в слове и несчастным в жизни. Он видел мизерность тех людишек, от которых зависела его судьба, но сам так до конца и не понял, что люди забудут или проклянут их имена, а фигура Довженко навсегда останется верным ориентиром в жизни грядущих поколений.