Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Григорий Сковорода
«Счастливый человек», «сродна праця» - основные понятия философии и творчества Г. Сковороды. Как их понимать и как они соотносятся с народными представлениями?


Главными размышлениями Г. Сковороды как творческой личности были размышления о счастье человека и пути его достижения. Ими полна вся его творчество, но наиболее отчетливо они представлены в философском трактате «Разговор, называемый алфавит, или букварь мира», в баснях, а также в латиномовних стихах. «Как хочешь быть счастливым, не ищи своего счастья за морями, ...не странствуй по Єрусалимах», ибо, как считал Г. Сковорода, оно не только рядом с тобой, оно «внутри тебя»: в твоем чистом сердце, в твоей честной душе, что живет по законам Божьим и по повелению Божию.

Эта мысль повторяется в самых разнообразных вариациях, сентенциях, библейских тезисах, но самое лаконичное она передана в формуле: «Щастіє твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутрь тебя есть». Достичь счастья - значит прислушиваться к своему внутреннему голосу, выслушать себя, то есть сполна войти «в храм свой», жить в гармонии с природой, с Богом, ибо только то приносит счастье, предусмотренное тебе «блаженной натуре».

То, чего хочешь,с тобой.

Оно, дружище,- внутри тебя.

Если доволен судьбой, будешь спокоен.

Не тот счастлив, кто желает лучшего,

А тот, кто доволен тем, чем владеет.

. («Узнай, что называю счастливой жизнью»)

Все, что нужно человеку, силы, которые держат ее на мире противостоят злу, она имеет в себе от природы. Надо лишь все то познать, открыть в себе и использовать на благо. Основой счастья, как считал Г. Сковорода, является «сродна праця», то есть та, к которой человек имеет естественный наклон способности. Представляя мировоззрение украинцев как трудово-крестьянского рода, он, естественно, почерпнул из народной мудрости и народной этнопедагогики здоровый народный обзор на труд как на источник жизни. От народа переняв Г. Сковорода и мысль о том, что воспитание должно осуществляться по принципу «вродженості», уместности ля того или иного человека какого-либо вида деятельности в силу «природы». Ведь есть в сокровищнице народной мудрости множество пословиц и поговорок, в которых перелається многовековой опыт и взгляды на труд и воспитание: «Знай швец свое шевство, а в портниха не мішайся», «Волка в плуг, а он в луг», «кому Что, а курице просо», «Сколько волка не корми, а он все равно в лес смотрит», «Сесть на коня» и т.д. В народной фразеологии нет дошкульніших, в'їдливіших оценок, чем в адрес тех, кто занимается не своим, кто примеряет на себя чужой кожух: «Конь йогу кует, а жаба и свою дает», что-то кому-то нужное, «как лысому гребень; как корове седло; как зайцу бубен; как собаке пятая нога; как свиньи налитники» и т. д.

Этот здоровый народный смех послужил источником насмешек, осуждения и оценки соответствующих человеческих пороков в баснях Г. Сковороды. Отдельные из названных пословиц он использовал или как исходный тезис для развертывания сюжета басни (и тогда фабула является иллюстрацией к народной пословицы), или же как сентенцию в морали («силе»). Однако заимствовано из народной казны, так же, как и из мирового литературного опыта (басен Эзопа, Лафонтена), подвергалось в творчестве Г. Сковороды трансформации, переплавлялось в горниле его незаурядного таланта. А потому наследие писателя самобытная и по идейно-тематическому направлению, и по художественной форме.

«Сродна праця» приносит счастье, придает сил, «делает нужное нетрудным, а трудное - ненужным», так же с человеком Бог, а, как напоминает Сковорода, «премудрая ходит в Малороссіи пословица: «Без Бога ни до порога, а с ним хоть за море» («Собака и Кобыла»). Под покровом «блаженной натуры» человеку немного надо приложить усилий для счастья. Следует лишь познать себя, а познав, быть деятельным, ибо «сродность трудолюбіем утверждается», а «сложившему крылья трудно летьть и самому орлу» («ДвЬ курицы», «Алфавит, или букварь мира»). К тому же не стоит страдать,что Бог одному дал малое, а другому большое («изрядное дЬло»), ибо «несродное дьланіе всегда чего-то тайного есть лишенное (творчества, искры Божьей), «без сродности все ничто».

Не каждый рожден до «книгочества», философии или ангельской жизни. Ползание не хуже от летания, так не годится посягать на чужое, тебе природой не вділене. Потому что Черепаха, что училась в Орлов летать, «лЬтанье свое благополучно на камень окончила с большим шумом и треском» («Жаворонки», «Орел и Черепаха»). Так вот те, что «без природы изрядный дЬла зачинают», «худо кончат». Надо довольствоваться своим, а не «несть должность, природь противную» и «обучаться к чему не рожден» («Алфавит...»). Единственный путь для познания своей «натуры», «работы» - образование и обучение. их Г. Сковорода расценивал как способ достижения счастья и для отдельного человека, и для общества. Счастливым может быть каждый, стоит только «читать блаженны те книги, которые очищают душу и учат управлять чувствами» («Ты спрашиваешь: если счастье жизни в каждом из нас...»).

Учение Г. Сковороды о пути достижения человеком счастья, хоть и привлекало своей самобытной мудростью, было утопическим. Ведь речь шла в нем о естественной, а не общественную человека. Человек же вне общины, вне общества, которое часто диктует свои условия,- немыслима. Однако то, что ценил философ-просветитель XVIII в., не утратило своего значения и прелести и сейчас. Оно побуждает к размышлениям: имеет ли право на существование такое общество, которое не ценит в человеке врожденных способностей, не дает ей возможности раскрыть эти способности в полную силу, а значит - реализовать себя сполна.