На самом деле нет более злободневной комедии и нет полной картины
человеческих нравов, чем это чудо рифмованной речи - «Горе от ума» А.
Грибоедова.
Чацькому противостоят его лучшие идейные противники, наделенные живой и
по-настоящему русским языком - той самой, на защиту которой так горячо встает
главный герой. В благозвуччі московской говоры Фамусова просто купаешься («Вот
вот, все вы гордецы», «Вкус, батеньку, отменная манера» и др.), а какая бездна
юмора в репликах Скалозуба («Так для поддержки ищет мужа», «Фельдфебеля в
Вольтери дам»).
Старая Хльостова списана с известной фрейлины Офросімової, которая не боялась ни
Бога, ни правителя, вычитывала венценосному буяне так же, как и
Чацькому.
Главному герою противостоят совсем не глупые люди, а княжне Тугоуховські
не показатель, потому что слишком молоды. Эти люди объединены общей моралью и интересами.
Однако, это не монолит: роз’їхавшись, они злословят не только над взбалмошным
Чацким, но и друг над другом. Тем более, этих «чудаков» развелась целая толпа:
двоюродные братья, племянники завсегдатаев московских дворянских салонов. Можно
сказать, в комедии с бунтовщиком обошлись еще по-человечески: дали возможность
остаться на свободе, ведь до психа какие вопросы.
Итак, защитники «века минувшего» не какие-то монстры, а вполне добропорядочные
люди, не лишены положительных качеств. Они стоят на страже своей жизни, что
уже сложилось, где они все знают и ко всему давно привыкли.
Наши предки не возражали против’язниць и дурдомов для новейших Чацьких, не
противоречим и мы нынешнему укладу вещей. Нам в нем удобно, а высокие слова в
свое оправдание мы всегда найдем - может, не такие благозвучные, как в комедии,
но это, в конце концов, неважно...