В романе Лины Костенко изображено трагической судьбе легендарной народной певицы, жизненный путь которого тесно связан с всенародной драмой - кровавой борьбой порабощенного народа против поработителей. Древняя легенда доносит нам образ Маруси Чурай. Мелодичность ее песен убеждает, что эта девушка была чрезвычайно талантливой, а известная история отравления ее любимого говорит о сильном характере и пылкие чувства. Лина Костенко дала новую жизнь этому легендарному образу.
Маруся унаследовала от своих родителей благородство, достоинство, честность и душевную красоту. А еще ей достался поющий мамин голос. Впервые она обратилась к песни маленькой девочкой, когда погиб от вражеской руки ее отец. Маруся увидела выставленную на боязнь его отсеченную голову, и это незглибиме горе вылилось в пении: «А смерть кружит, кружит, кружит вокруг сваи. Наносит белого снега в глаза его впалые...» А окончательно девушка открыла душу песни, когда услышала, как отцовская слава звучит в кобзаревій думе:
Все казалось: «Орлику Чураю,
Ой забили тебя ляхи в своем краю!»
Все думала: хоть бы было спросить,
кто сочинил слова о нем, о тот край.
Что он был родной мой папа,
а вот теперь он - орлик, он Чурай.
Личная драма Маруси Чурай была тесно связана с всенародной драмой. Поэтесса обратилась к песни, чтобы выразить свое отношение к тому всеобщего бедствия, которое постигло ее Родину. Общенародное болело в ее душе как личное. Ее песни удивляли многих мещанок, потому что, по их мнению, составлять их должны только кобзари:
Да и то сказать, -- что она поет?
Сама себе выдумывает слова.
Таких девок на свете не бывает.
Разве для того девке голова?
Герои романа по-разному относятся к ее песням. Одни восхищаются ими, другие - не любят, потому что часто испытывают осуждение своих поступков со стороны Маруси. Таких персонажей немало в произведении. Это прежде всего гласные, Бобренчиха, Горбун и, конечно же, Вишняк и его родня. Чураивне, болеющий за судьбу своей земли, обидно осознавать, что «во всех этих скорбях и печалях... - и чураївські головы на сваях, и вишняківські головы на плечах».
Трагедия его личности заключалась прежде всего в несоответствии между Мару-синими представлениями о чести, достоинство, совесть, самопожертвование во имя народа и тем, какими были ее земляки. И поэтому больно поразило девушку то, что ее возлюбленный оказался такой же мелочной и нешляхетною человеком: «Неровня душ - это хуже, чем имущества». В отчаянии она приготовила для себя яд, но ее случайно выпил Гриша. Невинно она попала под суд, но не сказала и слова в свою защиту. Она была обманута в своей любви, и выжженная ней дотла.
От смерти ее спас Иван Остряница, который привез универсал от Богдана Хмельницкого об отмене приговора. Слова универсала о значении народного певца звучат уже не так для Маруси, как для людей, чтобы они поняли, что именно певец дарит их деяниям бессмертие.
Маруся, неся в сердце свою боль, отправляется на богомолье в Киев. Мы видим глазами Чураивны и странствующего дьяка разрушение Украины. Перед путешественниками страница за страницей гортається большая книга жизни украинского народа. Перед их глазами мысленно проходят мученические смерти его главарей, «подвиги» ката Яремы Вишневецкого, вдовьи села, голод на Волыни и еще много такого, о чем « в селах навзрыд плачут кобзари».
Еще Украина в слове не зачат.
Дай Бог ей родить это дитя!
...Маруся болезненно переживала смерть любимого, причиной которой она считала себя. Однако личная драма не отвлекла ее глаза от страданий народа. ее талант продолжал служить людям - песни Маруси поет полтавский полк, выходя в поход. У них оказывается непокоренный дух и нравственная красота девушки, которая болезненно переживает за судьбу родного края. Поэтому все сказанное ею за ее непростую жизнь ей уже не принадлежит.
II
Співцям дарована вічність. им не суждено было умереть, ибо жизнь, виспіване в песнях, становится легендой. Именно с легенды/пришла к нам Маруся Чурай. И пусть твердят историки, что эта девушка - только миф, что документальных свидетельств о ней нет, и как-то в это не хочется верить. Потому что Лина Костенко сделала ее образ для нас таким живым и зримым, словно подарила ему вторую жизнь.
Читала роман этой гениальной поэтессы - и казалось: коснулась чуда, нашла эту «неопалиму книгу», «уцелел в пожарище...», словно магическая «купина», воскресла из руин Полтавы.
До глубины души взволновал меня роман. Каждая строка запал в сердце, побуждая проникнуться судьбой Маруси, идти вместе с ней на казнь, всем существом чувствуя, как оно, когда несколько шагов и несколько минут отделяет тебя от безвозвратной момент. Переполняет гордость за эту великую стратенницю, которая и в этой - думалось - последний своем путешествии вызывает у людей почтительный восторг:
Преступница, - а так бы и снял бы шапку.
На смерть идет - а так бы и поклонивсь.
Судьба одарила ее редким талантом: волшебным голосом и умением творить песни. Впервые в ней обізвалося слово рождено из боли и тоски по отцу. Старый кобзарь распевал о «орлика Чурая», а в Марусиній памяти кружил тот незабытый снег заметал дочери и матери путь к мужа и папы - Гордея Чурая, которого выдали полякам на казнь.
А потом их головы на сваях
Повыставляли в полковых городах.
Людей сгоняли. Мать моя упала,
И крик замерз в нее на устах.
А смерть кружит, кружит, кружит вокруг сваи.
Наносит белого снега в глаза его впалые...
Из жгучего воспоминания родилась первая песня. И с тех пор ее израненная, но чувствительная и открытая миру душа пела про любовь и ненависть, походы и победы, о грустном и радостном, горькое и возвышенное. Маруся и сама не знала, что это все будет значить для людей, для Полтавы, для Украины, что люди будут воспринимать «ее песни - как перло многоцінне, как дивен сокровище среди земных сует».
Бог не дал моему народу судьбы, но дал силу духа. Невидимого, непостижимого, но воссозданного в Слове. Оно прорывалось сквозь боль страданий, радость побед - и лился песней. Песенный украинский наследство - то наш постоянный оберег. Обращаешься к нему и думаешь: как хорошо, что не только яремами и бобренками, которые запятнали свою честь и достоинство изменами, підлотами, не только примитивными галямы и захланними вишняками полнится наша земля. Богата она и Хмельницкими, остряницями, байдами. И я горжусь этим. И хоть украинский народ на долгие годы был лишен врагом-братом истории, независимости, процветающего государства, он имел спасительницу, «то, что не умирает» и бережет национальные корни - песню. И тех, кто имел этот удивительный дар к ее творению.
Лучшие нравственные черты моего народа, его высшие духовные взлеты воплотила Лина Костенко в образе своей героини. И этим пленила нас. Истинное благородство, верность, душевная красота певицы, ее великий дар Любви, чистота и мудрость делают легендарной и стражей хвали ее фигура и ее творчество. Я верю: пройдут годы, века, но Маруся Чурай будет говорить с потомков устами Лины Костенко, будет говорить со страниц книги, которая неподвластна времени, так же как Песня, как человеческие добродетели, как Искусство, соединяет их воедино.