Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАНАС МИРНЫЙ
Борьба добра и зла в романе Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»

И
Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» - это талантливое художественное исследование украинской действительности от разрушения Сечи к так называемой «голодной воли», то есть пореформених лет. В нем нашли отражение немало социальных, национальных, исторических, бытовых проблем. Но все произведение пронизывают мучительные раздумья автора над соотношением в жизни светлых и темных сил.
Изначально идет на земле борьба между добром и злом, которой не видно конца. И поле этой борьбы - душа человеческая. Не случайно центральный персонаж произведения Чипка Варениченко - человек сложной судьбы и не менее сложной натуры. Наверное, ничто так ярко не иллюстрирует авторских размышлений над сосуществованием добра и зла в человеческой природе, как барахтанье сильного человека между этими двумя противоположными началами.
Незаконнонародженість Корточках стала началом его неприкаянности. Еще с малых лет он почувствовал, что такое человеческая обида. Ни его мать, ни он сам не были виноваты в том, что отец его оказался двоеженцем. С тех пор, как выяснился этот факт, Цепкая обречен на глумление и издевательство.
Его отовсюду гнали и травили, не принимали в свои игры дети. Тогда впервые закипела в детском сердце ненависть к жестоким людям. Это был первый злой засел, прорастание которого препятствовала баба Оришка, что пыталась приучить внука прощать людям. Цепкая в детской наивности своей спрашивал Бога, почему тот не хочет казнить злых, чтобы они не обижали добрых? Но шло время - а Бог не наказывал неправедных.
Тогда недоля та неволя, в которой рос Цепкая и жили близкие ему люди, начали пробуждать в его сердце те давние зерна ненависти.
Надругательство над любимым дедом Уласом, которого на старость сделали барским прихлебателем, и рассказ о родительском обездоленность растерзали на клочья то всепрощение, которое пыталась привить Чепцы баба Оришка. Он все больше начал напоминать людям своего отца: был такой же свободолюбивый, не терпел унижений, имел достоинство, которое в человеческих представлениях не вязалась с нищетой.
Труд круг своего хозяйства, утешение от матери и надежды на будущее до какого времени усыпили его мятежный дух. Размышления о неправде, царящей в мире, в очередной раз облепили голову молодого парня, когда община отсудила за взятки их землю другому мужчине.
Цепкая пустился берега. Он запил и медленно растранжирил все то добро, которое приобрел тяжелым трудом вместе с матерью. К нему пристало стремное общество пьяниц и проходимцев, в который входили Бревно, Крыса и Мотня. В такой компании парень научился пить и воровать.
Однако даже тогда, когда Цепкая стал вполне «своим» среди этих шалопаям, он все равно остается недосягаемо выше них, ибо это пьет и гуляет отчаяние и уныние. В водке не тонет его постоянное стремление правды. Именно ЕЕ ища, Цепкая приходит к выводу о необходимости всех уравнять и берет эту миссию на себя. Зло в его душе начало «самосовершенствоваться»: оно притлумило добро тем, что «цель оправдывает средства», и помогало Чепцы скрывать свое истинное лицо . Днем он возился по хозяйству, радуя этим глаза матери и людей, ночью занимался грабежом: «Ни бог, ни люди не страшны ему... Бог страшный взлома, а Цепкая дума, что он добрый, а злые люди его раздражают...»
Для сравнения с Цепкой в произведении выведен образ Григория Чупруненка. Их судьбы очень похожи между собой. Оба небольших состояний, обоим выпало тяжело работать на чужих людей, чтобы хоть немного встать на ноги. Однако у Григория нечего искать Чіпчиної вспыльчивости и неравнодушия. Он весь положительный, трудолюбивый, добропорядочный, вполне благонадежный и глух к чужому горю. Это о таких, как он составлен поговорки: «Моя хата с краю, я ничего не знаю», «Своя рубашка ближе к телу».
Цепкая имел великую душу, злые или добрые, большую и открытую для людей. Хоть непутевый был, хоть истерзанную людьми и панской неволей имел натуру, однако всегда думал не только о себе, но и о всех тех людей, кого обошла добрая судьба. И обида деда Власа, и барское пренебрежение к «мужиччя» в земстве - все находило отклик в сердце Корточках. «И росло беда в его сердце - и вырастало до горячей возмездия, которая не знает ни впину, ни запрета...»
Но постепенно зло из средства наказания неправедных и неситих человеческих вымогателей стало для Чипки самоцелью. Занимаясь разбоем, он опьянел от крови и от осознания собственной силы и власти над людьми. Не заметил, как перешел границу и зарезал восемь невинных душ - всю семью казака-хуторянина Хоменко, включая маленьких детей.
Так, в поисках правды, зашел Цепкая этапом в Сибирь. Злу свойственно маскироваться в своей борьбе за человеческую душу, но добро не может использовать средства зла. Человек, который способен причинить беду ближнему, не может служить добру, какими бы высокими идеями она не руководствовалась. Цепкая доказал это своим бездарным жизнью.
II
В мире происходит постоянная борьба добра и зла. Хочется верить, что добро победит. Однако довольно часто зло берет верх. Эту проблему освещали в своих произведениях многие писатели. Среди них - Панас Мирный, в частности в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» Это произведение писатель написал вместе с Иваном Билыком после путешествия от Полтавы до Гадячого. Во время этого путешествия автор услышал предания о разбойнике - «зарізяку» Гнедко. Они и побудили писателя к написанию романа «Разве ревут волы, как ясли полные?».
Главный герой, Цепкая, - сын попираемой крестьянки, убогой, что и дома собственного не имела, и чрезвычайно трудолюбивой женщины. Он - гордая, непокоренная и вспыльчивый человек.
Задумываясь над судьбой главного героя, мы прослеживаем ту ожесточенную, извечную борьбу между добром и злом, справедливостью и ложью, С детства Цепкая вынес теплые воспоминания о добрую, нежную, искреннюю бабу Оришку, и вместе с тем - образа от маминых драк, боль от издевательств и насмешек ровесников. Все это переполняло душу парня, и на поверхность, заступая добрые помыслы и намерения, часто вихлюпувалися зло и несправедливость, стремление к мести.
И вот Цепкая - юноша. Судьба улыбнулась ему. От дальнего родственника в наследство им с матерью досталась земля. Цепкая - хозяин. Он почувствовал себя человеком счастливым. И мир вокруг него был таким хорошим, добрым. Да еще и встреча с Галей - «полевой царевной»... Кажется, что еще может желать человек?
И беда не пришло. У Чипки отбирают землю. Поиски справедливости ни к чему не привели. Возмущен ложью, он ищет утешения в пьянстве, в компании Бревно, Крысы, Мотни. Постоянные гулянки сделали с бывшего хозяина гиблое человека, злую, жестокую, равнодушную к родным. И так продолжалось очень долго.
Однако вскоре Цепкая очнулся. Может, кии москалей помогли ему вспомнить, что он все-таки человек. Вареник возвращается в семью, чинит дом, хозяйство, женится. Его выбирают в земство. Он мечтает защищать права простых людей, верит, что нужен своим односельчанам.
И снова несправедливость. Такие, как Цепкая, в земстве не нужны. Он возвращается к пьянству, а вскоре доходит и до разбоя. И что самое страшное - считает свои поступки справедливыми: отбирает у богатых то, что принадлежит ему. В минуты трезвости Варениченко осуждает себя, но, к сожалению, только в течение минут. Зло, ложь, жестокость, насмешки, издевательства - все то, чего было так много в его жизни, заставляли Цепкую обижать других. И из борца «за правду» он сам превратился в преступника, стал «пропащей силой».
Своим романом Панас Мирный стремится предостеречь нас от ошибок, учит быть внимательными, воспитывать в себе силу воли. Человек должен стать устойчивой и уравновешенной, иначе, попав в водоворот жизни, может превратиться в «гиблое силу», как это произошло с героем произведения.