Баллада (фр. ballade, от Прованс, ballar - плясать) - жанр лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового сорта с драматическим сюжетом. Претерпела посутніх изменений от начала своего существования (ХІІ-ХІІІ ст.), когда употреблялась как любовная песня к танцу, распространялась в Провансе. Вскоре в Италии, в частности в творчестве Данте Алигьери, под влиянием канцону потеряла свой плясовой рефрен. Во французской поэзии XIV в. Б. приобрела канонических признаков, имела постоянные три строфы, постоянную схему рифмовки (аб аб бв бв), обязательный рефрен и обращение к определенному лицу; понесла расцвета в творчестве Ф.Війона (1431-63). Б., модернизированная в англо-шотландском варианте, раскрылась в напряженном драматическом сюжете, углубленном романтиками (Дж.Макферсон, Р.Бернс, С.Колрідж, Ф.шиллер, Л.Уланд, А.Міцкевич, В.Жуковський и др.). В украинской поэзии Б., проявляя свою жанровую родство с думой и романсом, распространялась в активе П.Гулака-Артемовского, Л.Боровиковського, І.Вагилевича, раннего Т.шевченко и др., достигая второй половины XIX в. (Ю.Федькович, б. гринченко и др.); напряженный сюжет в ней разворачивался на фоне преимущественно буряної природы, иногда занимался фантастическими признаками. В таком виде она появлялась в украинской лирике не так часто ("Баллада" Ю.Липи: "Вьется тропинка между кустами, / Что чар-зельем заросла..."), вытеснялась историко-героическими мотивами, связанными с эпохой освободительных соревнований 19JJL21, к которым обращались поэты "расстрелянного возрождения" и эмиграции, в частности событием этого жанра была "Книга баллад" О. Близка (1930). Во второй половине XX в. Б. приобрела социально-бытового взмістовлення, но не потеряла своей драматической напряженности, заверенной, скажем, творчеством. Драча, который небезосновательно назвал одну из своих сборников "Баллады будней" (1967), постоянно подчеркивая сознательное заземления традиционно балладного пафоса.
|
|