Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Фольклорные источники повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков"


Песней, думой, легендой, волшебной сказкой называют эту повесть, ибо источник ее - из гуцульской жизни, из глубин народной песни, легенды, сказки.
С первых страниц мы погружаемся в мир народных преданий и верований. Малый Ваня живет среди таинственных рассказов о леших и нявок. В скалах есть злые духи, а в реках - русалки. Веселый чугайстер подарил ему песню, которую он так долго искал. Ваня разбирается в травах: одомен, підойшла - это целебно зелье. Маричка обращается к гадалке и носит на теле чеснок, наговорений ней. Мир народных обычаев, легенд, верований, народной медицины - это стихия, в которой любят, поют, умирают, живут гуцулы. А такое слияние с природой, когда ты i полонина, Черемош, біланя i голубаня - единое целое, это от народного мировоззрения, от народного мировосприятия.
"Тени забытых предков" -- дума про добро и зло, любовь и ненависть. Извечное стремление человека к красоте, любви, добра. И на пути всегда злые силы, земные и небесные. Песней переплелись они в жизни Ивана, главного героя повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков".
В сказочный, волшебный мир природы покатился он зелеными царинками, маленький и белый, словно банька одуванчика. Встретили его горы своим синим дыханием, песни веселого чугайстра. Но печальные черные ели нашептывали ему о господстве нечистой силы, русалок, нявок, щезника. Не раз содрогалась душа Иванкова от этих рассказов...
Да и в мире людей не легче. Родилось в семье Палийчук двадцать детей, а в живых остались только пятеро. Не раз звучала трембита, повествуя о смерти в господе Палийчук. И отец и брат погибли от рук вражеского рода. Знала ненависть дорогу и к сердцу Иоаннова. Не раз хватался за папину топорик в желании отомстить родовые Гутинюків. И страшные минуты слепой злобы растопили глубокие матовые черные глаза Марички. То была большая и единственная песня жизни Иванково, потому вквітчала все полонины своими спеванками об их любви Маричка, а с кружевные дудки Иванка "с горы на гору, с текучка на поточок пухала коломийка, такая легенькая, прозрачная, что слышишь, как от нее за плечами треплют крылышки..." То же невмоготу было жить Иванкове, когда погибла Маричка.
Этой светлой силе любви противопоставлены чувства Палагны и Юрка. Не прячась ни от кого, изменяет она Ивану i становится любаскою Юры. Да и он, спізнавшись с нечистой силой, олицетворяет зло, темную сторону жизни.
Погибает Иван, очарованный нявкою. Зло побеждает. Но смертью своей он утверждает бессмертную силу любви. Заключительная сцена повести является еще одним тому утверждению. Победу сил жизни над смертью мы видим в последних строках произведения. Ими писатель завершает размышления о силах добра и зла, ненависти и любви.