УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Почему про славного гетмана Б. Хмельницкого Т. Шевченко сказал: «Если бы ты на свет не родился...»?
Впервые обратившись к сюжету из жизни гетмана в офорте «Смерть Богдана Хмельницкого» 1836-1837 гг., Т. Шевченко снова и снова возвращается к этой исторической фигуры в поэзии, прозе, драматургии, дневниковых записях, археологических заметках и завершает свои размышления о сущности национального героя стихотворением «Якби-то ти, Богдане пьяный...» (1859 г.). Уже сам этот перечень свидетельствует, что гетмана Б. Хмельницкого Т. Шевченко выделяет среди других славных героев как фигура первостепенную, оказала значительное влияние на судьбу нации.
Задумав альбом офортов «Живописная Украина» и составляя его проспект, Т. Шевченко в одном из пунктов отмечал, что материалом будут служить ему "важнейшие события, известные из бытописании Южной России, имевшие влияние па судьбу обитателей того края». Это, прежде всего, должны быть как места, связанные с Б. Хмельницким (Чигирин, Суботов), так и сама фигура славного гетмана. Следовательно, обращение к этому образу интересовало Кобзаря в связи с судьбой украинского народа, обусловленное было таким общественно-политическим и национальным идеалом поэта, как свобода его народа, который его исповедовал в своей деятельности и Б. Хмельницкий. Но все, что было, прошло, не вернется опять». Осознавая это, Т. Шевченко обращается к запорожской вольницы и Бы. Хмельницкого как ее символа, чтобы выяснить, почему правнуки «славных прадедов великих» «господам рожь сеют», почему Украина, в которой такое славное прошлое, имеет такое гнетущее современное, «за что она погибает? За что ее дети в кандалах молчат?»
Оценка Т. Шевченко Б. Хмельницкого основывалась на глубоком изучении соответствующих исторических источников, монографий, летописей, «Истории Русов», народных дум, песен, преданий. Решающее влияние на становление исторических взглядов Т. Шевченко имели «История Русов» и фольклор, в которых образ гетмана подавался идеализировано. Он - «отец вольности», «батько Хмель», защитник широчайших народных масс. Естественно, что Т. Шевченко в целом такой взгляд принимает, но углубляет и дополняет его своим гениальным видением и прочтением.
Исключительно положительно оценивается гетман Хмельницкий в малярной наследии Т. Шевченко. Посетив места, связанные с освободительной войной под предводительством Б. Хмельницкого, Шевченко-художник свои впечатления от увиденного передает в работах «Дары в Чигрині 1649 года», «Богдану руины в Субботове», «Богданова церковь в Субботове» и других. их элегическое настроение, отбор соответствующих композиционных элементов свидетельствуют о глубоком интересе художника материалом, передают его душевное состояние. В письме к Я. Кухаренко Т. Шевченко писал: «И на Хортице, и везде был и все плакал, осквернили нашу Украину катової веры немота с москалями». Что же до Б. Хмельницкого, то художник нигде не дает его портретного изображения, гетман везде в центре групповой композиции. Этим подчеркивается его связи с народом. Отношение Т. Шевченко к Б. Хмельницкого конкретизирует такой прием, как игра светотени на офортах «Дары в Чигрині 1649 года» и «Смерть Богдана Хмельницкого». На первом солнечный свет, что идет из покоев, где находится гетман, падает на посла российского народа, потому что таким был Бы выбор. Хмельницкого, поддержанный казачеством." На втором - фигура обессиленного гетмана и тихое сияние, которое окутывает его всего, напоминает изображения святых на иконах.
Исключительно положительное трактовка образа Б. Хмельницкого в малярной наследстве в определенной степени объясняется спецификой самого искусства, где образ, ситуация подаются статично, не в развитии, речь идет о ситуации середины XVII ст., а не о ее последствиях. Т.е. передаются в своеобразный способ намерениях Б. Хмельницкого, а они были национально оборонительными, государственническими, поэтому изображение фигуры гетмана и не могло быть другим.
Деятельность Б. Хмельницкого как предводителя национально-освободительной войны, как политика и дипломата отражена в поэтических произведениях Т. Шевченко«Разрытая могила», «Большой погреб», «Стоит в селе Субботове», «За байраком байрак», «Осии. Глава XIV», «Якби-то ти, Богдане пьян...» и др.), в его драмах («Назар Стодоля», «Никита Гайдай»), в прозе («Близнецы», «Прогулка с удовольствием и не без морали»). Одобрительно оценивая добрые намерения гетмана относительно объединения, «чтобы москаль добром и злом с казаком делился», Т. Шевченко уважительно называет Б. Хмельницкого «славным», «благородным», «праведным гетманом», «казацким умным отцом». Именно поэтому в мистерии «Великий льох» девушка перешла Хмельницком дорогу с полными ведрами, когда тот ехал со старшинами до Переяслава. Это символическое выражение одобрения самой идеи объединения, а значит и политической инициативы, стратегии Хмельницкого-политика. В повести «Близнецы» Шевченко расценивает Переяславскую раду как совет всенародную, подчеркивая, что успехи и слава гетмана - в его единении с народом.
Однако намерения не оправдались, «не так оно произошло»,- пишет поэт в стихотворении «Стоит в селе Субботове». Он корит Бы. Хмельницкого за печальные последствия объединения, за уничтожения «сироты Украйны». Называя Богдана царе другом, приятелем царских вельмож, «саранчой сели» на украинских степях, то есть подчеркивая антинародный характер социальной политики гетмана как землевладельца-феодала, Т. Шевченко, однако, виновато заключает: «Мир душе твоей, Богдан...» В стихотворении «Разрытая могила» поэт устами матери-Украины дает Хмельницком сокрушительную характеристику, которая имеет свое логическое продолжение в не печатном до недавнего времени стихи «Якби-то ти, Богдане пьяный...» Это произведение полон резких высказываний, одвертого осуждения и отрицания:
Если бы ты на свет не родился
Или в люльке еще напи лся...
То не купал бы я в луже
Тебя преславного. Аминь.
Снижение и даже пренебрежение образа достигается употреблением глаголов с отрицательным значением («утопивсь», «если бы не родился», «напи лся»), что напоминает народнопоетичний прием отрицания. Им Т. Шевченко воспользовался для характеристики того же народа: «Когда бы дети не росли, что в неволе родились...», «О роде суетный, проклят, Когда ты видохнеш?»
Иронические реплики, обидные, а то и саркастически язвительные интонации в оценке Б. Хмельницкого были проявлением национальной самокритики, которая не уничтожала, а оздоровлювала, помогала нации осознать свою сущность и свои ошибки. Т. Шевченко не отрицает деятельность Бы. Хмельницкого. Он лишь неоднозначно относится к намерениям гетмана и тех последствий, к которым привели события 1654 года за непродуманности до конца дипломатических шагов (колонизация Украины, ограничения ее прав и вольностей, социальный и национальный гнет). Поэт оценивал ситуацию 1654 года с расстояния времени, имел возможность проанализировать и сделать выводы на будущее. «Пора перестать кадить фимиам перед порфирородными идолами»,- запишет он в «Дневнике» под впечатлением от чтения «Зиновия-Богдана Хмельницкого» Г. Костомарова. Пора перестать канонизировать своих героев, даже таких великих и славных, как «гениальный бунтовщик» Бы. Хмельницкий. Тем более, если учесть, что украинцы от этого страдали особенно.
|
|