Владимир Дрозд
Владимир Дрозд двадцатитрехлетним
юношей издал первую книгу новелл и рассказов («Люблю синие зори», 1962) и сразу
был принят в Союз писателей. Начав литературную работу как новеллист
и продолжая изредка печатать новеллы, В. Дрозд постепенно утверждается как
автор повести и романа.
Несколько особняком стоят в творчестве
писателя романы-биографии «Ритмы жизни» (1974), «Дорога к матери» (1979) -
о семье академика В. Богомольца, «Добрая весть» (1907) - о Ювеналия Мельникова,
«малоросса» из Черниговской губернии, «російськопідданого», одного из первых
марксистов в Украине Все написано неіндивідуалізованим словом учебника по
истории с обязательными для литературного произведения «художественными картинками». Но
эти, можно сказать, случайные - тематически и жанрово - для прозаика романы совсем
не случайны в психологическом, мировоззренческом плане: в целом все его произведения
можно разделить на две группы - такие, что их мог бы написать «кто-то другой», и
такие, что их мог написать только В. Дрозд. С одной стороны - что-то бадьореньке и
оптимистичное о колхозное село (повести «Так было, так будет», «Новоселье»,
1987), о неустанном справедливость советской юриспруденции («Инна Сиверская,
судья», 1983), о тех же героев-революционеров. С другой стороны - произведения, которые мог
написать только В. Дрозд и которые не имели «зеленой улицы»: повесть «Оборотень»,
на всякий случай переименована в издательстве на «Одинокого волка», шла к
читателя двенадцать лет, «Ирий» - шесть; опубликован лишь в журнальном
варианте роман «Катастрофа» (Отчизна. 1968. № 10) - более двадцати и др.
По глубине волнительно-достоверного
самоанализа персонажа-писателя из романа «Спектакль» Ярослава Петруни,
раздвоенного на «чиновника от литературы» и действительно талантливого литератора,
который из-за нехватки характера, чувство долга перед людьми, эгоизм, жизненные
обстоятельства не смог себя реализовать, отчетливо прочитывается проблема раздвоения,
расщепление творческого сознания самого автора.
Биография писателя - «сын
колхозника из глухого полесского села» сразу после школы стал журналистом в
районной газете, закончил университет, дорос до известного столичного писателя
- вошла в его произведения как производительный литературный прием, устойчивый архетип
его творчества.
Основные произведения - повести и романы
«Маслины» (1967), «Семирозум» (1967), «Ирий» (1974), «Катастрофа» (1968),
«Спектакль» (1985), «Листья земли», много новелл - изображают, повторяют,
доосмислюють полесскую Йокнапатофу, малый вселенная, которая имеет все признаки большого
мира, с центром в Пакулі. Если кто-то из героев и вырывается за пределы
этого мира, то за подтверждением своего бытия возвращается назад, в Пакуль.
Пакульський мир герой Дрозда, исходя
вне свои пределы - улетая в Ирий (Ирієм называется первая остановка «отлета»
автобиографического героя, городок, куда его, подростка, забирают дядя и
тетя заканчивать школу), - то Андрей Литвин («Маслины»), Петруня
(«Спектакль»), Харлан и Шишига («Одинокий волк», 1983) - берет с собой хоть
бы и не хотел: он, мир, Край, навечно вписан в его душу и память.
Каждый возвращается в Пакуль - физически или мысленно, как возвращаются птицы из теплых краев, как
возвращается туда сам автор в своих произведениях. Пакуль - место, откуда берет начало и
где заканчивается мистерия человеческой жизни Дроздового героя, эдемский сад его невиновности
(грехопадение происходит вне мира Пакуля) и долина плача, раскаяния и
искупления, куда возвращается душа на страшный суд совести.
Эта исповедальность, которая разрушает защитные -
словесные, поведенческие - стены между человеком и миром, что анатомує, «раздевает»
человеческую душу, открывая миру, всевышнему все ее телодвижения, нервы,
страсти, открывает и общее психологическое состояние данной человеческой души. В
прозе. Дрозда это прежде всего всеобщее состояние раздвоения. Он раскрывает на
кардиограмме времени именно 70-х годов и авторское сознание, и сознание героев -
раздвоение между селом и городом, между голодным детством и сытым благополучием
зрелого возраста, между искренностью и притворностью, игрой между правдой и правдоподобием,
талантом и графоманством - на две души, отражая психологию абсурдного
общества «развитого социализма», психологию действительно нового человека, которую
воспитали коммунистические экспериментаторы.
Герои В. Дрозда, уроженцы забитого
и бесправного колхозного мира, мечтая вырваться из него, вступить в мир феодальный,
«выщеньких», пытались достичь прежде всего его вещественные знаки, как вехи
восхождение вверх, - маслины, галифе, портфель, шапку, сапоги, машина, импортный
одежда. Безоговорочно принимали и «моральные» законы мира номенклатуры: учились
умело врать, знали, как и о чем надо писать, чтобы быть опубликованными, и т.д.
Для этого должны были отрекаться от себя вчерашнего, настоящего, что и порождало
трагедию раздвоения души, а следовательно - отравление ее лицемерием, ложью,
притворными страстями. В. Дрозд ставит в своей прозе проблему экологии души,
часто запущенной до такой степени, когда она уже не способна самоочиститься.
Герои Дрозда постоянно играют как актеры,
мир для них - сцена в театре - помещение учреждения по лестнице вверх - низ
и верх («Одинокий волк»), или плантация свеклы вблизи родного села
(«Спектакль»), и их жизнь - спектакль, где и смерть - лишь переодевания за
кулисами жизненного театра. Собственно, такой и есть концепция жизни в прозе. Дрозда
- бесконечный спектакль, мистерия жизни человечества, «в связи с религиозными
представлениями: невинность, грехопадение, труд в поте лица, барахтанье среди
мелочей, путаница идей, желаний и - страшный суд и покаяние, и искупление»
(«Спектакль»).
Они так выкладываются на роли,
сосредоточивают на них все внутренние ресурсы прирастают к ним, потеряв
способность к личностному, интимному, искреннего общения. Есть у него и герои,
которые не играют, живут, - это сосед Сластена, тракторист Николай («Баллада о
Сластена», 1983), Великий Механик и Прагнімак («Одинокий волк»), дядя Кирилл
(«Маслины»), «принципиальные и упрямые светочи духа, известные и любимые трудовым людом»
- настоящие писатели («Спектакль»). И слишком уж они плоские и невыразительные,
по сравнению с типичными дроздівськими героями, просто стаффажные фигуры в глубине
сцены, где разыгрывается спектакль жизни типичных героев.
Особняком стоит Галя Поночівна,
украинская мать из повести «Земля под копытами» (1980), написанной в другой манере
- другой жизненный материал, не только во времени, но и психологически - война; другая
поэтика, другая концепция жизни и человека. Множество раз фашисты убивали Поночівну,
и убить не могли, она и умереть не имела права, потому что дети и «столько работы на
одни руки», да и надо кому-то и после войны возделывать землю и квітчати. Реальная и
в то же время легендарная Поночівна олицетворяет непобедимость нашего народа и
материнской любви, вечное материнское начало жизни.
С произведениями В. Дрозда, такими, как
повести «Ирий», «Замглай», «Баллада о Сластена», «Одинокий волк», новеллы
«Солнце», «Три волшебных жемчужины», «Белый конь Шептало», связаны достижения
причудливой прозы, украинского варианта модного в литературе 70-х мифологизма.
Надо сказать, художественная условность. Дрозда вполне оригинальная, несилувана,
причудливо раскованная, вырастает из традиций национальной «химерии» и демонологии -
и литературной (В. Дрозд подчеркивает влияние на него Гоголя и Лесиной «Лесной
песни»), и фольклорной сказки, легенды, бывальщины, обломков
славянской мифологии, которая до сих пор держится «полесских лесов и болот со всем
их чертовней». Густая мифологичность, но другого, более философского
плана, пронизывает все клетки отмеченного Шевченковской премией романа «Листья
земли». Оригинальный В. Дрозд и в своей автобиографической «повести-шоу» «Музей
живого писателя...» (1994).
И все же, по словам писателя, его
«всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», стиль, форма - производное, а
главное для него в литературном произведении «не литература, а душа». Собственно,
человеческая душа, состояние души современного человека, именно трагедия деформации, раздвоение
души советского украинца, чаще всего, как сам автор, интеллигента в первом
поколении, болезненного расщепления ее в условиях больного общества, а также ее
экология, спасение души и является основным предметом исследования, главным героем
прозы В. Дрозда.
С Андрусив
История украинской литературы ХХ ст. -
Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.