Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Владимир Дрозд

(1939 г. рожд.)

Владимир Дрозд

Владимир Дрозд двадцатитрехлетним юношей издал первую книгу новелл и рассказов («Люблю синие зори», 1962) и сразу был принят в Союз писателей. Начав литературную работу как новеллист и продолжая изредка печатать новеллы, В. Дрозд постепенно утверждается как автор повести и романа.

Несколько особняком стоят в творчестве писателя романы-биографии «Ритмы жизни» (1974), «Дорога к матери» (1979) - о семье академика В. Богомольца, «Добрая весть» (1907) - о Ювеналия Мельникова, «малоросса» из Черниговской губернии, «російськопідданого», одного из первых марксистов в Украине Все написано неіндивідуалізованим словом учебника по истории с обязательными для литературного произведения «художественными картинками». Но эти, можно сказать, случайные - тематически и жанрово - для прозаика романы совсем не случайны в психологическом, мировоззренческом плане: в целом все его произведения можно разделить на две группы - такие, что их мог бы написать «кто-то другой», и такие, что их мог написать только В. Дрозд. С одной стороны - что-то бадьореньке и оптимистичное о колхозное село (повести «Так было, так будет», «Новоселье», 1987), о неустанном справедливость советской юриспруденции («Инна Сиверская, судья», 1983), о тех же героев-революционеров. С другой стороны - произведения, которые мог написать только В. Дрозд и которые не имели «зеленой улицы»: повесть «Оборотень», на всякий случай переименована в издательстве на «Одинокого волка», шла к читателя двенадцать лет, «Ирий» - шесть; опубликован лишь в журнальном варианте роман «Катастрофа» (Отчизна. 1968. № 10) - более двадцати и др.

По глубине волнительно-достоверного самоанализа персонажа-писателя из романа «Спектакль» Ярослава Петруни, раздвоенного на «чиновника от литературы» и действительно талантливого литератора, который из-за нехватки характера, чувство долга перед людьми, эгоизм, жизненные обстоятельства не смог себя реализовать, отчетливо прочитывается проблема раздвоения, расщепление творческого сознания самого автора.

Биография писателя - «сын колхозника из глухого полесского села» сразу после школы стал журналистом в районной газете, закончил университет, дорос до известного столичного писателя - вошла в его произведения как производительный литературный прием, устойчивый архетип его творчества.

Основные произведения - повести и романы «Маслины» (1967), «Семирозум» (1967), «Ирий» (1974), «Катастрофа» (1968), «Спектакль» (1985), «Листья земли», много новелл - изображают, повторяют, доосмислюють полесскую Йокнапатофу, малый вселенная, которая имеет все признаки большого мира, с центром в Пакулі. Если кто-то из героев и вырывается за пределы этого мира, то за подтверждением своего бытия возвращается назад, в Пакуль.

Пакульський мир герой Дрозда, исходя вне свои пределы - улетая в Ирий (Ирієм называется первая остановка «отлета» автобиографического героя, городок, куда его, подростка, забирают дядя и тетя заканчивать школу), - то Андрей Литвин («Маслины»), Петруня («Спектакль»), Харлан и Шишига («Одинокий волк», 1983) - берет с собой хоть бы и не хотел: он, мир, Край, навечно вписан в его душу и память. Каждый возвращается в Пакуль - физически или мысленно, как возвращаются птицы из теплых краев, как возвращается туда сам автор в своих произведениях. Пакуль - место, откуда берет начало и где заканчивается мистерия человеческой жизни Дроздового героя, эдемский сад его невиновности (грехопадение происходит вне мира Пакуля) и долина плача, раскаяния и искупления, куда возвращается душа на страшный суд совести.

Эта исповедальность, которая разрушает защитные - словесные, поведенческие - стены между человеком и миром, что анатомує, «раздевает» человеческую душу, открывая миру, всевышнему все ее телодвижения, нервы, страсти, открывает и общее психологическое состояние данной человеческой души. В прозе. Дрозда это прежде всего всеобщее состояние раздвоения. Он раскрывает на кардиограмме времени именно 70-х годов и авторское сознание, и сознание героев - раздвоение между селом и городом, между голодным детством и сытым благополучием зрелого возраста, между искренностью и притворностью, игрой между правдой и правдоподобием, талантом и графоманством - на две души, отражая психологию абсурдного общества «развитого социализма», психологию действительно нового человека, которую воспитали коммунистические экспериментаторы.

Герои В. Дрозда, уроженцы забитого и бесправного колхозного мира, мечтая вырваться из него, вступить в мир феодальный, «выщеньких», пытались достичь прежде всего его вещественные знаки, как вехи восхождение вверх, - маслины, галифе, портфель, шапку, сапоги, машина, импортный одежда. Безоговорочно принимали и «моральные» законы мира номенклатуры: учились умело врать, знали, как и о чем надо писать, чтобы быть опубликованными, и т.д. Для этого должны были отрекаться от себя вчерашнего, настоящего, что и порождало трагедию раздвоения души, а следовательно - отравление ее лицемерием, ложью, притворными страстями. В. Дрозд ставит в своей прозе проблему экологии души, часто запущенной до такой степени, когда она уже не способна самоочиститься.

Герои Дрозда постоянно играют как актеры, мир для них - сцена в театре - помещение учреждения по лестнице вверх - низ и верх («Одинокий волк»), или плантация свеклы вблизи родного села («Спектакль»), и их жизнь - спектакль, где и смерть - лишь переодевания за кулисами жизненного театра. Собственно, такой и есть концепция жизни в прозе. Дрозда - бесконечный спектакль, мистерия жизни человечества, «в связи с религиозными представлениями: невинность, грехопадение, труд в поте лица, барахтанье среди мелочей, путаница идей, желаний и - страшный суд и покаяние, и искупление» («Спектакль»).

Они так выкладываются на роли, сосредоточивают на них все внутренние ресурсы прирастают к ним, потеряв способность к личностному, интимному, искреннего общения. Есть у него и герои, которые не играют, живут, - это сосед Сластена, тракторист Николай («Баллада о Сластена», 1983), Великий Механик и Прагнімак («Одинокий волк»), дядя Кирилл («Маслины»), «принципиальные и упрямые светочи духа, известные и любимые трудовым людом» - настоящие писатели («Спектакль»). И слишком уж они плоские и невыразительные, по сравнению с типичными дроздівськими героями, просто стаффажные фигуры в глубине сцены, где разыгрывается спектакль жизни типичных героев.

Особняком стоит Галя Поночівна, украинская мать из повести «Земля под копытами» (1980), написанной в другой манере - другой жизненный материал, не только во времени, но и психологически - война; другая поэтика, другая концепция жизни и человека. Множество раз фашисты убивали Поночівну, и убить не могли, она и умереть не имела права, потому что дети и «столько работы на одни руки», да и надо кому-то и после войны возделывать землю и квітчати. Реальная и в то же время легендарная Поночівна олицетворяет непобедимость нашего народа и материнской любви, вечное материнское начало жизни.

С произведениями В. Дрозда, такими, как повести «Ирий», «Замглай», «Баллада о Сластена», «Одинокий волк», новеллы «Солнце», «Три волшебных жемчужины», «Белый конь Шептало», связаны достижения причудливой прозы, украинского варианта модного в литературе 70-х мифологизма. Надо сказать, художественная условность. Дрозда вполне оригинальная, несилувана, причудливо раскованная, вырастает из традиций национальной «химерии» и демонологии - и литературной (В. Дрозд подчеркивает влияние на него Гоголя и Лесиной «Лесной песни»), и фольклорной сказки, легенды, бывальщины, обломков славянской мифологии, которая до сих пор держится «полесских лесов и болот со всем их чертовней». Густая мифологичность, но другого, более философского плана, пронизывает все клетки отмеченного Шевченковской премией романа «Листья земли». Оригинальный В. Дрозд и в своей автобиографической «повести-шоу» «Музей живого писателя...» (1994).

И все же, по словам писателя, его «всегда интересовало, что сказать, а не как сказать», стиль, форма - производное, а главное для него в литературном произведении «не литература, а душа». Собственно, человеческая душа, состояние души современного человека, именно трагедия деформации, раздвоение души советского украинца, чаще всего, как сам автор, интеллигента в первом поколении, болезненного расщепления ее в условиях больного общества, а также ее экология, спасение души и является основным предметом исследования, главным героем прозы В. Дрозда.

 

 

С Андрусив

История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.