Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО

Мое слово о Цветке (размышления о творчестве Григория Квитки - Основьяненко)

Квитка-Основьяненко для Слобожанщины - это прежде всего выдающийся общественный деятель. К сожалению, об этом человеке больше говорят и пишут как о писателе (что, безусловно, справедливо), но если бы не Цветок, то вряд ли мы бы имели нынешний Национальный университет имени Каразина. Или могли ли бы мы сейчас гордиться историей печатных изданий, которые в свое время основал Квитка-Основьяненко. Поэтому о Григория Федоровича следует говорить как о выдающегося общественного деятеля, который много сделал для развития культуры, науки, образования, издание газет и журналов.

Когда же речь идет о литературе, то имя Квитки - Основьяненко связывают с сентиментальным направлением в литературе. Да, это правда. Но мало кто задумывался над тем, почему Цветок создал свою «Марусю» с ярко выраженными признаками сентиментального жанра. Это было новое явление в украинской литературе, но не настолько, чтобы сам писатель считал это за какую-то особую новацию. По моему мнению, Григорий Квитка-Основьяненко просто хотел показать, что этот жанр литературы приемлемый для любой литературы, и для украинской. Он старался своим словом сказать, что украинский язык - не «наречие», что она принадлежит к европейских языков. А в Европе, как мы помним, именно жанр сентиментального направления был достаточно хорошо развит и долгое время был самым популярным среди других жанров, даже после того, когда уже начинали развиваться другие направления.

В подтверждение своей мысли еще одно соображение. Если внимательно рассмотреть произведения, которые написал Григорий Федорович, то станет очевидным, что произведение «Маруся» не единственный сентиментальный произведение среди большого количества других произведений, имеющих ярко выраженную сатирическую направленность («Салдацький патрет», «Конотопская ведьма», «Пан Халявский» и др.). Произведение же «Маруся» - это подтверждение того, что украинская литература достойна представлять себя в разных жанрах европейского уровня. Она не является такой, что кого-то подражает, а самодостаточная в своем развитии. И образ Маруси, обычной сельской девушки, тоже не случаен, он является признаком того, что начинает развиваться мощная литература, достигая своими корнями в народ и вырастая из него. Еще одно замечание: жанр сентиментальной литературы не был особенно распространенным в украинской литературе. По крайней мере, мы не имеем таких ярких и самобытных произведений как в Квитки - Основьяненко. Развитие литературы в различных европейских странах имеет свои особенности, и это касается предпочтения определенным жанрам, что имеет историческое оправдание, а также определенное национальную основу.

Итак, я утверждаю, что повесть «Маруся» Г. Квитки - Основьяненко - это лишь демонстрация способности украинской литературы быть представленной в разных жанрах и направлениях европейской литературы. На то время это была, возможно, дань моде, потому что перед писателями стояла другая задача - стать выразителем взглядов и настроений своего народа. А украинцы на протяжении веков стремились к свободе и независимости, поэтому целесообразно им было восхищаться сентиментальными произведениями, когда народ стонал в ярме?