Драма (от гр. действие) - литературный род, изображает действительность непосредственно через высказывание и действие самих персонажей. Генетически драма связана с народными обрядовыми действами. В древней Греции - родине драмы - обряды в честь богов, покровителей земледелия, иногда превращались в культовую драму. В VII-VI веках до нашей эры распространяется культ Диониса, и имел решающее значение в возникновении драматического искусства. Дионису были посвящены торжественные богослужения («дионисии»), во время которых люди танцевали, пели о страданиях Диониса и его победу, надевали шкуры козлов и маски. В честь Диониса исполнялись дифирамбы - гимны, состоящие из партий хора и декламации запевалы (корифея), - и похабные песни. По свидетельству Аристотеля, трагедия и комедия возникли сначала с импровизации.
Со времен Аристотеля до драмы постоянно обращались выдающиеся ученые и деятели искусства разных стран и народов. Теория драмы в ее историческом развитии непременно отражала все изменения в литературном и сценическом творчестве, которые происходили под влиянием реалий жизни. Выдающиеся ученые прошлого неоднократно отмечали, что драма имеет лучшие условия для воплощения возможностей художественного творчества. Аристотель в своем труде «Поэтика» разработал теорию трагедии как одного из жанров драматического рода литературы. Его определение трагедии - как подражание важной и завершенного действия, что имеет определенный объем, реализуется через действие, а не через рассказ, и вызывает очищение, то есть катарсис, - на много веков определило подходы к драме.
Н. Буало, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Ф. Прокопович, Г. Довгалевский также в основу своих концепций драмы ставили действие. Однако подходы у каждого из них были разные. Теория драмы эпохи классицизма отличалась нормативностью. Отдельные советы, которые давал, например, Н. Буало («Поэтическое искусство») содержали такие требования, что существенно ограничивали творческую активность писателя. Универсальные нормативы классицизма подверглись ревизии в эпоху Просвещения; произошла демократизация драмы и ее языка. В начале XIX века весьма оригинальную драматургійну систему создали романтики (Байрон, Шелли, Гюго). В течение последних веков драма стала активно читаться, переходя из искусства сценического действия в искусство художественного слова. Большую и богатую историю как выдающиеся литературные произведения пьесы Бомарше, Гольдони, Клейста, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Островского, Франко, Леси Украинки, Чехова, Винниченко, Ибсена, Роллана, О'Кейсі, Кулиша, Пристли. Случалось, что некоторые драматические произведения так и не пробивали себе дороги на сцену, однако становились известными широкому кругу читателей.
Некоторые драматические произведения по определенным причинам не были предназначены авторами для постановки. Такие пьесы составляют в мировой драматургии целый пласт и называются «драмами для чтения». Они созданы прежде всего с установкой на читателя, а не на зрителя. К этой группе драм принадлежат пьесы Гете («Фауст», «Торквато Тассо», «Эгмонт»), Байрона («Сарданапал», «Манфред»), Шоу («Человек и сверхчеловек», «Назад к Мафусаила»), Роллана (цикл драм о Великой французской революции). Байрон, например, в предисловии к сборнику своих пьес отмечал, что они были написаны без всякой мысли о сцене, а Шиллер был уверен, что его «Дон Карлос» и «Орлеанская дева» непригодны для постановки.
Теоретики литературы отмечают два жанровые типы драмы. Первый из них - это «арістотелівська» или «закрытая» драма. Она раскрывает характеры персонажей через их поступки. Такой драме присуща фабульна строение с необходимыми при этом атрибутами - завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. В этом типе драмы сохраняется хронология событий и поступков героев на относительно ограниченном пространстве. Генетические истоки такой драмы кроются в творчестве античных писателей (Еврипид, Софокл). Своего пика она достигла в эпоху классицизма (Корнель, Расин), не исчезла в эпоху Просвещения (Шиллер, Лессінґ), развивалась в литературе XIX века (Гюго, Байрон, Котляревский, Квитка-Основьяненко, Островский, Карпенко-Карый, Франко). Существует она и в современной драматургии.
Другим жанровым типом драмы является так называемая «неарістотелівська» или «открытая» драма. В ее основу положен синтетическое художественное мышление, когда до драматического рода активно проникают эпические или лирические элементы, создавая впечатление міжродової диффузии. Если в данном жанровом типе доминируют эпические элементы, то драма называется эпическим. Присущими ей элементами могут быть условность, интеллектуализация содержания, активное вмешательство писателя в действие. Эпическая драма ярко представлена в творчестве Б. Брехта, Н. Хикмета, М. Кулиша, И. Кочерги.
Лирическая драма - это такое драматическое произведение, в котором заметную роль играют лирические элементы. В центр изображения автор выносит внутренний мир героев. В лирической драме значительно усиливаются эстетические функции условности, деформируются временные и пространственные параметры, сложнее становится композиция, доминируют ассоциативные связи («Волшебный сон» М. Старицкого, «Одержимая» Леси Украинки, «Соловей-Сольвейг» И. Драча).
Драма является специфическим видом искусства, который одновременно принадлежит как литературе, так и театра. Только в коллективном творчестве писателя и режиссера, а также художника, композитора и актеров она может стать заметным явлением литературно-художественной жизни. В истории украинского театра сложилось несколько эстетических систем, связанных с творческими поисками драматургов, режиссеров и актеров. На рубеже XIX-XX веков такой была система М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого; в 20-х - начале 30-х годов ХХ века - система М. Кулиша - Л. Курбаса. В литературе и искусстве дальнего и ближнего зарубежья такими были системы А. Чехова - К. Станиславского, Б. Брехта, М. Товстоногова.
На протяжении всей многовековой истории драмы рождаются, развиваются, а порой и умирают разнообразные жанровые формы. Так, в Древней Греции возникают трагедия и комедия, что существуют и сегодня. В драматургии средневековья появляются произведения духовной драмы, были связаны с богослужением и с сюжетом Библии и литературы (литургическая драма, ауто, мистерия). В тот же период рождается и светский театр с системой собственных жанров (фарс, соти, фастнахтшпіль, моралите, интерлюдия). Во времена Ренессанса расцветает итальянская импровизационная комедия дель арте. В XVII-XVIII веках распространяется интермедия. Новые драматические жанры возникают в XVIII веке (водевиль, драма, мелодрама). Театр нынешнего века характеризует растущая тенденция к всевозможным междужанровых сплавов, взаимопроникновение жанровых форм. В XX веке доминируют жанры-гибриды, в частности трагикомедия и трагифарс.
Трагедия - это драматическое произведение, основанное на остром, непримиримом конфликте личности, которая стремится максимально воплотить свои творческие потенции, и объективной невозможностью их реализации. Этимология термина «трагедия» связана с культовыми обрядами, сценическим разыгрыванием мифа. Конфликт трагедии имеет глубокий философский смысл, является чрезвычайно актуальным в политическом, социальном или духовном планах, отмечается высоким напряжением психологических переживаний героя. Трагедия почти всегда заканчивается гибелью главного героя. Каждая историческая эпоха давала свои ответы на причины зарождения трагических конфликтов. По мнению древних греков, в их основе лежало вмешательство в судьбу отдельных людей фатума, поскольку существующий миропорядок, в том числе и судьбы отдельных людей, всецело зависели от него. Такая точка зрения ярко отражается в античной трагедии. Например, в произведении Софокла «Эдип-царь» все было сделано для того, чтобы главный его герой Эдип избежал зловещего предупреждения Оракула. Однако ничто не дало возможности Эдипу избежать убийства отца и брак с собственной матерью. Серия убийств сопровождает трагедию Эсхила «Агамемнон»: в гневе за то, что царь Агамемнон, спасая флот в Авлиде, принес в жертву богам свою дочь Ифигению, его жена без всяких душевных мук убивает мужа, который только что вернулся победителем с Троянской войны. Орест, убивая мать, выполняет акт мести за отца. Клитемнестра во всем обвиняет фатум: «Судьба в деле той виновницей есть». Идейно-художественное содержание античной трагедии обуславливался мифологическим мировосприятием греками окружающей действительности со стороны греков.
Драматургия более поздних эпох (Шекспир, Лопе де Веґа, Кальдерон) потеряла мифологическое видение мира. Конфликты трагедии этого времени в основном крылись в общественном устройстве. Уже не фатум, не воля богов, а реальные социальные обстоятельства определяли судьбу персонажей. В трагедиях Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет») герои выступают борцами против старых, устоявшихся обычаев и традиций, общественных отношений.
Трагедия классицизма базировалась на культе античности и разума. Конфликт в произведениях Корнеля («Сид», «Гораций»), Расина («Федра») возникал между чувствами героев и их обязанностями перед государством.
Позднее, в эпоху Просвещения, конфликт в трагедии меняется. В произведениях Вольтера герои погибают, отстаивая просветительские идеи, борясь со сторонниками социального и национального гнета, фанатизма в вере. Заметную роль в развитии трагедии играет драматургия Гете («Гец фон Берлихинген», «Еґмонт») и Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»), в которой трагическим является именно осмысление истории. В трагедии романтизма («Манфред» Байрона, «Рюи Блаз» Гюго) отразилось трагическое разочарование личности в действительности. Содержанием романтической трагедии становится трагедия внутреннего мира героя. В пушкинской трагедии «Борис Годунов» звучит тема «судьбы народной». В отрыве от интересов народа - глубокие корни трагедии Бориса.
В середине XIX века интенсивность развития трагедии заметно ослабляется. Одним из немногих проявлений трагического начала в драматургии этого периода становится творчество Г. Ибсена («Борьба за престол», «Бранд»). В XX веке трагедии создают Ф. Гарсиа Лорка, Б. Брехт, Ш. О'Кейсі. В современной драматургии трагедия не является доминирующим жанром. Некоторые авторы вообще отвергают саму возможность создания пьес трагедийного жанра в XX веке, считая, что трагедийное искусство является невозможным «в кукольной комедии нашего века».
В украинской литературе зарождение трагедии приходится на XVIII столетие. Первым произведением этого жанра исследователи считают «Трагедию о смерти посліднього царя сербского Уроша V и в паленії Сербского царства» М. Козачинского, написанную писателем во время преподавания в Сербии на сюжет из истории этого государства. XIX век дал несколько образцов трагедий. Следует отметить произведения М. Костомарова («Переяславская ночь», «Кремуцій Одеял»), И. Карпенко-Карого («Савва Чалый»), Г. Старицкого («Оборона Буши»).
Украинская литература XX века заметно расширила горизонты жанра трагедии. В 1918 г. появляется сочинение В. Пачовського «Большой Роман», события которого разворачиваются в XIII веке. Семейная трагедия галицкого князя Ярослава Осмомысла стала предметом изображения в произведении М. Грушевского «Ярослав Осмомысл» (1917 г.). События революции и гражданской войны отражены в трагедии В. Винниченко «Между двух сил» (1919 г.). Личность и революция, герой и народные массы - эта проблема поднимается в трагедии Я. Мамонтова «Когда народ освобождается» (1922 г.). Народной трагедией глубокого социального содержания стало произведение М. Кулиша «97» (1924 г.). Позже появляются пьесы Ю. Яновского «Дума о Британке», О. Левады «Фауст и смерть», Я. Баша «Профессор Буйко», Г. Зарудного «Тыл».