Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА ПРЕДЕЛАМИ УКРАИНЫ ЛИТЕРАТУРА В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ (ДО 1939 Г.) ОСИП ТУРЯНСКИЙ
Вне боли
Посвящение жене и сыну
Вступительное слово
«Я и мои товарищи пали жертвой ужасного преступления. Это было преступление, которого люди и природа допустили на нас и который и нас приневолив стать преступниками против духа человечества. И суждено нам пройти по жизни ад, которое бросило нас за пределы человеческой боли - в страну безумия и смерти».
Автор решил написать о своих погибших товарищей, тени которых ему появляются во сне и наяву. Это будет им траурным венком, а совместные мучения пусть «падут проклятием на старый мир, который еще до сих пор тонет в море крови и никчемности». «Пусть ясна идея... ведет... все выше и выше на солнечный путь свободы и счастья великого украинского народа и до всечеловеческого братства и любви.
И когда наша борьба за свободу такая тяжелая и кровавая, то не падаймо нгна волну в темноту отчаяния, потому
Через слезы и терпение
Путь ведет к просветлению:
Кто боролся, скованный тьмой,
Поэтому солнце - мечта мечт».
И
Штранцінгер, который продвигался со своими шестью товарищами, вдруг остановился. Он был слепой, и скрипка - то единственное, что оставила ом военная судьба. Идти больше не мог, сказал, что останется здесь. Товарищи сказали, что останутся с ним. Подошел старый серб-охранник, нацелился на Сабо. Тот ударил его палкой по голове. В сумке у стражника были патроны, но ни крохи съестного. Вокруг были заснеженные горы, обрывы и пропасти, везде подстерегала смерть. Нигде и следа людей. Если и встретят дом албанца, то и там их подстерегает пуля. Усталость тянет всех вниз, но садиться нельзя - замерзнешь сразу.
Только как бы из-вне сумерків, с бескрайних засвітів, из-за океана чем-о тихонько что-то шумит: «Тату, тату!» Сын.
Надо огня, без него погибнут. Нашли какой-то корягу, оторвали от него, что могли, но мокрые веточки не загорались. Книги Шекспира, Гете, Канта сожгли еще три дня назад. Каждый оторвал от себя кусок сухой одежды, но и это не помогло. Нужен был целый одежду. Значит, кто-то ради общего блага должен был умереть. Но все хотели жить. Тогда решили, что умрет слабейший. Они будут скакать, танцевать вокруг того куста, пока кто-то не упадет. «Без малейшей тени сопротивления начали скакать человеческие скелеты, замерзшие с мороза, смертельно исчерпаны голодом, бегать и скакать вокруг куста. Лишь одна мысль вводила в движение их закостенелые ноги: «Скачи, скачи и выдержи... а то, может, твои товарищи тебя добьют!» Начался дикий танец. Герою-рассказчику хотелось упасть, прыгнуть в бездну, но слабенькие ручки сына, которые он будто чувствовал на шее, держали его.
Добровский смеялся и показывал элегантные фигуры танца, потому что был когда-балетмейстером. Сказал, чтобы товарищи вообразили себе, что танцуют на балу с прекрасными дамами, которым говорят комплименты, которых целуют.
Один упал обессиленный, но сейчас же вскочил, как мячик, боясь оказаться самым слабым. Бояне заплакал и стал звать маму. Добровский разговаривал с любимой женщиной, говоря, чтобы не пугалась его настоящего вида. «Вы ведь знаете, откуда у меня мертвецькі руки и щеки? С грома пушек, из тяжких ран души и тела, с голода и тоски они. С героической борьбы за ваши толстые щеки и руки, за ваши золотые ожерелья и жемчуги. И когда я погибал среди шаров в яме, вам не стало терпения ждать меня». Теперь он уже не плачет, как тогда, только смеется. Бояне не мог больше скакать, хотел броситься в пропасть, но ему не дали. Он посмотрел на каждого из товарищей и призвал маму на спасение. Сабо взглянул на него и сказал сочувственно, что и он человек, пусть тот не думает плохо о нем. Бояне усмехнулся, попросил передать какие-то хорошие слова его маме и успокоить ее, что умер он в теплой комнате на мягкой постели.
Товарищи стащили с трупа одежду и разожгли огонь. «Тяжелое молчание перебил Добровский: «Это должна быть человеческая судьба! Родилась человек, плакала, смеялась, пела, научилась ходить и при чимчикувала, бедная, аж сюда, чтобы после страшных мучений положиться здесь, в той проклятой ледовой пустыне на покой.
- Проклятое то жизни, в котором более слабый должен погибнуть, чтобы более сильный мог жить».
Комментарий
Исторический материал Первой мировой войны стал для О. Турянского предметом художественного обобщения. Писатель показал борьбу в человеке биологическим инстинктам и духовной воли к жизни, преподнес общечеловеческие ценности - дружбу, верность, гуманизм, любовь к родным и родине, соединяющие человеческие сердца, освобождают и просвещая душу.
|
|