Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Мои размышления над повестью "Земля" Ольги Кобылянской

Ольга Кобылянская - один из тончайших психологов нашей литературы. Талантливая писательница-демократка была современницей и другом I. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, В. Стефаника. Она была настоящим новатором художественного отображения действительности.
Повесть "Земля" была создана писательницей за 2,5 года и напечатана впервые в 1922 году. Но творческий замысел вызревал постепенно. Основная проблема повести - человек и земля. К этой теме в украинской литературе обращались i I. Нечуй-Левицкий ("Кайдашева семья"), Панас Мирный и Иван Билык ("Разве ревут волы, как ясли полные?"), i М. Коцюбинский ("Fata morgana"), i I. Карпенко-Карый ("Хозяин"). Но еще не было в украинской литературе произведения, в котором бы за право владения землей брат убил брата. А мы знаем, что в основе повести лежат реальные события. Действительно, земля имела какую-то магическую власть над людьми. Она была и кормушкой, и счастьем, и горем. Это тоже один из образов повести, а, точнее, главный образ.
В центре повести - семья Івоніки Федорчука. Все персонажи находятся под властью земли, но каждый относится к земле по-разному.
Ивоника прожил беспросветная жизнь, тяжело зарабатывая на строительстве железной дороги. Ценой изнурительной, каторжного труда, ценой собственного здоровья, пропащей молодости он стянулось на несколько моргов земли и стал хозяином.
Марийка, жена Івоніки, тоже привязана к земле, как ребенок к матери. Земля для нее стала мерилом правды, мерилом стоимости человека. Кто не имеет земли, тот ничего не имеет. Но самое красивое любит землю Михаил - старший сын Івоніки. Он сам - прекрасный человек, и любовь его - красивая, романтичная. Михаила все в деревне любили, потому что он был спокойным, тихим и даже покорным сыном своих родителей. Учился всему рьяно, любил работать и работал с радостью. Смеясь, выходил из дома, смеясь, возвращался домой. Одна трагедия только мучает его - он не рожден для службы в цесарском войске. Его призвание - труд на земле, которая приносит ему истинное удовольствие. Такого парня нельзя не любить. Полюбила его и служанка Анна. И здесь Михаил прекрасный: в своем отношении к Анне он также красивый и порядочный. Сама Кобылянская им любуется. Хотя Михаил очень уважает землю, но она для него не самоцель. Когда встает перед ним вопрос - земля или любимая девушка-сирота, у которой за душой нет i сажени земли, он, не колеблясь, остается с безземельной девушкой. А вот Савва - младший сын Івоніки - к земле относится совсем по-другому. Он ее не любит, но понимает, что это есть средство для существования. Ведь он живет в деревне и видит, что в селе человек без земли ничего не стоит, а с землей она имеет силу, вызывает уважение крестьян. А родители отдадут землю не Савве, а Михаилу. Савва не мог не ощущать преимущества Михаила над собой. Ольга Кобылянская психологически мотивирует, как зародился замысел убийства брата. Все складывалось постепенно: с детства Савва не любил работать, а ходил на охоту и бездумно стрелял птиц. У него понемногу зарождается жестокость и безответственность. Мог не накормить и не напоить скот, мог обмануть родителей. Был злой и человеко ненавистный. Все были виноваты в него. Он по-настоящему не любил ни родителей, ни брата. Брата он открыто не любил, потому что тот пытался перевоспитывать его возвращения к земле. Пожалуй, основная причина такого поведения была в любви его к Рахіри, его двоюродной сестры, напівциганки. Любовь это было какое-то странное и нездоровое. Это была страсть, которая забирала у Саввы силу воли и здравый смысл. Убить Михаила - это была идея Рахіри, точнее, она вырастила ее своими хитростями в Савиному сердце. Составные части этого страшно го замысла: лень, безответственность, жестокость, почти садизм, нездоровое любовь, зависть, неуважение к родителям и земли, отсутствие принципов. I Савва убивает Михаила.
Но земля не сделала Саву счастливым. Два года они жили с Рапирой не венчаны, потом обвенчались, но родители даже не пришли на свадьбу. Савва потерял покой, его душа, как без строя стала. Или, может, уже с детства была такая? Трудно сказать! Никто не следил за объявлениями той предивної игры психических струн". I Рахира не сделала Саву счастливым: "она выпила из него душевное благородство до последней капли, а, потеряв это, - казнил и самого себя..."