Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Философский мотив смысла человеческой жизни в драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»

Бессмертную драму-феерию «Лесная песня» Леся Украинка написала за 12 дней, хотя вынашивала ее в своем сердце всю жизнь. Это произведение - гимн единения человека и природы, это искренняя песня о величии духовного, о порыв человека к счастью, о сложные мучительные пути к нему. Создана на богатом щедрому почве украинской мифологии, устного народного творчества, она стала шедевром не только украинской, но и мировой литературы. Причем следует отметить, что фольклорно-мифологический материал поэтесса пропустила через свою душу и пришла к глубоких философских обоснований по вопросу смысла человеческой жизни.

В чем же смысл человеческой жизни? Каким оно должно быть? Что нужно для того, чтобы жизнь была полноценной? Что такое счастье? Эти вопросы является синонимическим рядом к главной проблеме драмы-сказки. Чтобы ответить на них, надо осмыслить жанровую особенность, содержание произведения, характеры главных персонажей и, безусловно, конфликт, потому что пин является основой любого драматического произведения.

Жанр произведения определила сама писательница. Как уже упоминалось, это драма-феерия. А если это так, то именно эта жанровая разновидность драматического рода дала право писательницы, «сила которой в пышности фантазии, безудержном полете воображения» так оценил талант Леси Олесь Гончар), ввести в повествование человеческие и мифологические характеры.

По мнению В. Давидюка, в этом плане писательница выступила как новатор, потому что до появления «Лесной песни» не было в нашей литературе ни одного произведения, где бы так широко были использованы мифологические пласты. Некоторые мифологические персонажи имеют у Ларисы Петровны авторское происхождение: Заря, Океан, «Тот, что плотины рвет», Метелица Горная т.д.

В чем же главный конфликт драмы? Где тот ключик, который дает возможность читателю понять сущность этого конфликта? Думаю, я не ошибусь, если дам на этот вопрос такой ответ: главный конфликт драмы «Лесная песня» -еще конфликт между призванием человека, которое дает ему природа от рождения, и сущностью ее в соответствующих социально-политических условиях, между величественно-возвышенным и нелепым, между красотой и обыденным, между добром и злом. Этот конфликт в пьесе имеет философско-психологическую основу, вложенную Лесей Украинкой в уста Мавки:

Нет, дорогой, я тебе не упрекаю,

а только грустно, что не можешь ты

своей жизнью к себе равняться.

Если глубоко осмыслить последнюю строку из приведенной цитаты, то можно прийти к выводу, что для раскрытия темы произведения, пожалуй, надо дать более полную характеристику не Мавке, а Лукашу, ибо по своим драматизмом он превосходит образ Мавки, ибо именно через образ этого талантливого парня определяется противоречие между высокой поэтической мечтой и повседневным практицизмом, что, по сути, и становится препятствием на пути к счастью.

Неизведанное до сих пор чувство окрыляет лесную царевну и одновременно приносит мучительные раздумья. И уже в конце второго действия мы видим, как Мавчині переживания нарастают, усиливают ее душевные страдания: ее поэтический мир, мир духовности столкнулся с меркантильным миром.

Лукаш теряет под воздействием окружающей среды щедрость, искренность, нежность чувств, и Леший, для которого Нимфа - дочь, превращает его в оборотня. Фигура Лукаша вурдалаки - это образ, полный противоборства человека с собой.

Мавка более понятна нам, ее величие в том, что она борется за любимого человека, она хочет освободить Лукаша от губительной морали, от злых устоев общества.

Лукашу труднее. На примере этого персонажа Леся говорит об дискомфорт души, что находится в неподходящем ей теле. И от такой постановки вопроса образ приобретает еще более трагическое звучание.

По поверьям, человек, превращенная в оборотня, становится ясновидящей: она видит и осмысливает все, что творится вокруг, и знает все наперед. В этих условиях маленькие жизненные радости теряют для нее свой смысл.

Сюжет драмы осмысливается нами так, что Лукаш избавляется от чар. Но, став всевидющим, он осознает, как много потерял из того, что другим людям доступно.

Мавка погибает в конце произведения, чтобы ранней весной вновь возродиться, потому что «в сердце то, что не умирает». А Лукаш? Присыпанный снегом, без свиты и шапки, он не подает надежды на свое возрождение. Он остается одиноким и равнодушным. Мавка хочет вернуть его к полноценной человеческой жизни, но вместо Лукаша - человека она видит подобие человеческое. Душевное состояние парня - оборотня лучше всего характеризует тот эпизод из драмы, когда он, поднявшись на ноги и закрыв лицо руками, убегает от Мавки - освободительницы. Действительно Лукаш убегает от своей любви? А может, иначе надо осмысливать эту сцену?

Пожалуй, так. Лукаш убегает от самого себя, от прозрения. Он понял, каким будет жизнь того, кто не смог «к себе равняться».

Итак, если Мавка в конце произведения вспыхивает вдруг древней красотой в звездном венке, то Лукаш живет, чтобы быстрее умереть.

Смысл жизни Нимфы - в гармонии с природой, в этой жизни она хочет вернуть и Лукаша, однако домашний рабский дух побеждает. До героя в конце произведения приходит судьба. По народным поверьям, судьба сопровождает человека всю жизнь, но на глаза показывается ей только тогда, когда та находится на пути в небытие.

Соответственно, подводя итоги, констатируем: Леся Украинка в образе Мавки воплотила свои мечты о свободном, гармоничное, духовно богатую жизнь, а образу Лукаша утвердила другое мнение: человек с противоречивым характером, раздвоенной душой, дрібновласницькою психологией, ограничена и бездуховная, не имеет права на счастье, потому что нарушает своими действиями извечные законы природы.