Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Александр Довженко

(1894-1956)



АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО

Дополнительная биография

Стать настоящим художником - значит умереть. Этот трагический парадокс украинского послереволюционного возрождения осуществился и на Довженко, хотя он был еще наиболее удачливый из создателей Расстрелянного Возрождения. Первые зрелые фильмы Довженко - «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930) - завоевали ему цілии мир; но отобрали Украину, подрезали его творческие крылья, укоротили ему жизнь.

Пользуясь железным занавесом, имея Довженко у себя в плену в Москве, Россия так прятала от мира трагедию Довженко, что ее не заметили даже самые ярые поклонники его искусства в Европе и Америке. А оценили его в свободном мире чрезвычайно высоко и щедро. В периодической прессе и в толстых профессиональных курсах по истории кино, наконец, в постановлении жюри Международной выставки в Брюсселе 1958 года Довженко признан как один из первого десятка ведущих художников всей 60-летней истории искусства фильма. «Первый поэт кина» - так назвал его Левис Джекоб в своей «Истории американского фильма» (издание 1939 и 1947); «Земля» Довженко имела глубокое влияние на молодых кіномистців, в частности Франции и Англии», - пишет Жорж Садуль в своей «Истории искусства кино» (Париж, вид. 1949 и 1955); лучшие японские фильмы «Роша мун» и «Врата ада» сделаны под влиянием Довженко - утверждает Артур Найт в своей книге «наиболее живые искусство. Панорамная история кино» (Нью-Йорк, 1957); «Земля» Довженко -- это произведение гения; ему пришлось уступить первое место российские кіномистці Эйзенштейн и Пудовкин - пишет Айвор Монтегю в своем эссе «Довженко - поэт жизни вечной» (международный кіноквартальник SIGHT AND SOUND, Лондон, ч. 1, лето 1957). Это лишь несколько примеров из сотен. Довженко признали в мире действительно безоговорочно.

Западные киноведы обратили внимание на резкий упадок творческого гения Довженко после «Земли», но никто ничего не сказал о причинах. Правда, польский журнал в Варшаве «Trybuna Ludu» (4 января 1957) в статье К. Тепліца осторожно, и все же достаточно отчетливо отметил, что Довженко «не дали развиться полностью», что его заставили замолчать и что «великий поэт Украины, создатель искусства так сильно национального, что аж всечеловеческого, замолчал в половине слова, оставляя, однако, по себе несколько произведений, которые навсегда останутся в истории фільмового искусства как явление неповторимое и великое».

Да, но Польша теперь не принадлежит к «Западу». На Западе почти не знают о годы погрома Украины и ее культуры (1930-34) и о том, что Довженко за свои фильмы «Звенигора» и «Земля» был проклят в прессе как «украинский буржуазный националист», что он стоял под угрозой расстрела. «Меня арестуют и съедят», - говорил он тогда в семье известного художника Василия Кричевского (О. Плавский. «Александр Довженко», УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, Мюнхен, ч. С, 1957).

Довженко позаботился о том, чтобы потомкам было ясно, что с ним произошло: он 1939 года написал «Автобиографию» (опубликована посмертно в киевском журнале «Днепр» за декабрь 1957), а также оставил свои предсмертные «Записные книжки», что по его смерти появились в отрывках под заглавием «Заметки и материалы к «Поэмы о море»» («Днепр», чч. 6 и 7, 1957).

Довженко пишет в «Автобиографии» о том, что произошло с ним после выпуска «Земли»: «Радость творческого успеха была жестоко подавлена страховинним двопідвальним фельетоном Демьяна Бедного под названием «Философы» в газете «Известия». Я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Сначала я хотел умереть».

Довженко попробовал одкупитись фильмом о індустріялізацію - «Иван» (1931), но нападки на него еще больше обострились. То ли по собственной инициятиви, а, может, и по совету «сверху» - Довженко 1934 года бежит из Киева (где тогда массово арестовывали и стреляли украинскую интеллигенцию) в Москву и подает письмо товарищу И. Сталину с просьбой «защитить меня и помочь мне творчески развиваться».

Стероризувавши Довженко и запретив его фильмы, Сталин сыграл роль его спасителя, записал его в российские кіномистці, поставил его на труд в Мосфильме, сам дал ему темы для фильмов, послал на Дальний Восток. А тем временем международный успех «Звенигоры», «Арсенала» и «Земли» присвоил русскому кинематографии. Это последнее не было трудно: на Западе мало кто принимает всерьез конституцию СССР как союз равноправных республик; русское и советское, СССР и Россия - там часто воспринимают как синонимы. Довженко во встречах с зарубежными кінознавцями и кіномистцями должен был выдавать себя не за украинский, а за «советского». Он должен был прилюдно изображать из себя счастливого и равнодушного к разгромленной Украины: «Стоя на берегу Тихого океана и глядя на запад, я вспоминал Украину, и она предстала перед моими глазами в своем настоящем размере, где-то там далеко на западе в левом углу, и это умножило мою гордость гражданина великой Советской страны».

По темам Сталина Довженко поставил фильмы «Аэроград» (1935), «Щорс» (1936-37) и «Мичурин» (1948). Всего только три фильма за 22 года вавилонского плена в России! и ни один из них не равен его «Земли», не добавлял ничего в той международной славы, которую он приобрел своими украинскими фильмами, сделанными всего за три года в бедных условиях украинских кинофабрик.

Это расточительство гения в чужом плену точило здоровье Довженко. «Мне сейчас сорок пять лет. Признаюсь, я очень устал», - пишет он 1939 года. В его душе происходили величественные мнимые украинские кинопроизведения, он уже собрался писать сценарий для своего фильма по повести Гоголя «Тарас Бульба» - Сталин заставил его делать «Мичурина» (тогда как уважаемого Довженко геніяльного украинского садовода Семеренка Москва замучила в концлагере). Между прочим, в «Мічуріні», первой цветной фильме Довженко, есть такой момент: создатель новых форм, потеряв свою жену, остался изолированный, одинокий, непризнанный. Из ярких цветов сада трагическая фигура садовода переходит вдруг в черноту ветряной осенней ночью, в вихри сухих листьев, в одиночество, в смерть... Это ситуация Довженко после запрета «Земли» и изгнания из Украины.

Вторая мировая война вызвала надежды была в Довженко на какие-то перемены в общей ситуации, она дала ему возможность присмотреться опять ближе к Украине (он сделал хроникальные фильмы «Освобождение» - 1941, «Битва за нашу родную Украину» - 1943 и «Победа на Правобережье» - 1945). Он увидел, что новая большая руина не уничтожила Украину окончательно, но возродила ее национальный свободолюбивый дух. Этот духовой и политический рост и героизм русского человека надхнув Довженко написать «Повесть пламенных лет» (1944-45).

Однако надежды на лучшее были развеяны новым погромом Украины 1946-52 лет. Довженко, вместо ставить «Повесть пламенных лет», должен делать давно упомянутый Сталиным фильм о Мичурина, а потом писать сценарий «Открытие Антарктиды» (1952), в котором, согласно тогдашней требованием ЦК КПСС, он произносит «ура!» не только во всем идеальным «русским людям», но и русским царям Александру i и Петре. Возможно, это были самые черные годы в жизни Довженко, зря он тогда был высокопоставленным российским вельможей с дачей в Переделкино круг Москвы и со всеми возможными орденами и титулами.

Этот «вельможа» был узником. Он не имел права вернуться домой, на Украину. Только во второй половине 1952 года, когда корейская война и близок конец Сталина породили чувство грядущих перемен, удалось Довженко вырваться в Украину, на Днепр, до строительства Каховского, которое он пообещал сделать объектом своего нового фильма. Его личные записные книжки, о посмертной публикацию которых в журнале «Днепр» мы уже упоминали, однако, показывают, что Довженко задумал фильм-реванш, фильм о вечном море украинского жизнь, фильм, в котором он хотел спасти Запорожскую Сечь и Большой Луг, которые должны были пойти под воду, и в котором должна была встать Украина, что вышла преодоленным с террора 30-х годов и второй мировой войны. Фильм еще одной победы жизни над смертью. В тех записных книжках (хотя они не опубликованы полностью) видно, как сохранил свою душу под московскими орденами сын Расстрелянного Возрождения. Встреча с Украиной словно воскресила его.

Тот же Довженко, что писал для Сталина о маленькую Украину «в левом углу» с перспективы Дальнего Востока и «советского патриота», теперь отвечает инженерам, что зовут его ехать с ними на Восток: «Желаю вам счастья. Но я останусь на Днепре...» и затем записывает: «Я смотрю на синий Днепр, слушаю плеск волн. Ничего дороже в мире нет для меня. Я не хочу уже ни за что не расстанусь с моей рекой. И если суждено мне сделать еще что-то красивое и большое в жизни, то только на ее берегах, ласковых и чистых... Никогда еще я не был таким, никогда так не чувствовал жизни и не был так переполнен любовью к своему народу... Річко моя, жизнь моя... чего так поздно пришел к твоему берегу, теплого и чистого?»... «Когда мне посчастливится написать сценарий в добром здравии и я не потеряю працездатности, я сделаю свой фильм на Киевской студии... Я будто помолодел душой, збагатшав и стал человечным и чистым. Я никуда не хочу ехать. Я вижу проявления красоты моего народа, и сердце мое переполнено хвалой».

Довженко (точно как и Остапа Вишню по повороте с русской каторги) захватывает, что русский человек не змаліла, а выросла в неописуемых трагедиях террора 30-х и войны 40-х годов: «Вырос народ умственно, политически, морально, особенно после войны и, конечно, за войну так, как ни один народ в мире». И прямо в ответ на тогдашнюю разнузданную официальную пропаганду какой расовой и культурного вищости русского народа Довженко, который при всем своем пламенном украинском патриотизме всегда был далек от шовинизма, записывает: «Мы первый народ в мире, первый, и лучше, и достойнее». Встреча с обычной украинским домом потрясает поворотця из русского плена до глубины души: «Белые родные стены с полотенцами возле потолка, с двумя темными балками. Чисто. В меня праздник на душе. Как давно не был я в доме. Как оторвался от народа. Кто оторвал меня? И что вообще можно творить, оторвавшись от народа? Можно потерять малейшее понимание истинной жизни». В этих словах Довженко прямо сказал западным поклонникам его искусства, чем его творчество упадок после запрета его фильма «Земля».

15 октября 1952 года в Каховке Довженко записывает, что начал писать сценарий: «Вчера начал писать сценарий. Но, написав несколько страниц, начал плакать ед волнение и от наплыва высоких каких-то чувств, что их вроде уже не выдерживали мои нервы и сердце. Сердце болело от этих наплывов. И я подумал - что со мной? Или не предвещает мне беды сей взрыв священных огнів, чего так стрепенулись все мои чувства?» И далее: «Это должен быть огромный фильм. Все, что есть у меня святого, весь опыт и талант, все мысли, и время, и мечты, и даже сны - все для него. Создать произведение, достойное великости моего народа, - вот единственная цель, единственный смысл моей жизни. Благослови, Господи, мои нетвердії руки...»

С Каховки Довженко 4 ноября приехал в Киев, куда переселиться плянував из Москвы и где на киностудии хотел делать новый фильм. Он записывает в записной книжке: «В Киеве. Волшебный незабываемый день. Тепло и столько ласки в воздухе... Добра так много, такой я богатый, такой умиленный и растроганный, и приподнятое духовно, каким давно себя не чувствовал. Кому и благодарить, не знаю. Поблагодарю чистом небу, его чистоте, его благородному воздуху. Юной, бессмертной красоте его поэзии. Украина моя... Как друзья меня поздравляли, как мне было тепло и радостно с ними, с моими родными братьями и сестрами. Я возвращаюсь на Украину. Украина, родная моя земля, радость моя...»

В этой радости отражается вся трагедия насильственной разлуки Довженко с Украиной, все горе ее Расстрелянного Возрождения. Но уже в этих криках «я не хочу никуда ехать» - чувствует, что кто-то имеет силу и намерение таки не допустить его окончательного возвращения домой. И действительно, он же должен был вернуться к Москвы, где его постигла преждевременная смерть.

Как выглядел и был проведен этот последний акт насилия над гениальным художником - даст Бог, позже окажется. Факт тот, что Довженко Москва не дала возможности сделать главное произведение его жизни, ибо он был задуман как украинский сочинение. За четыре года Довженко удалось сделать лишь некоторые підготовні воспарение. («Звенигора» он сделал за сто дней, а «Землю» менее чем за год!). Когда же Довженко умер, то «Мосфильм» по украинскому сценарию Довженко сделал свою российскую кинокартину, к выполнению которой не были допущены ни украинские актеры, ни маляры, ни режиссеры. И это тогда, как в Украине кинофабрики, за свидетельством киевской прессы, переживали острый дефицит сценариев.

Очевидно, Довженко видел, что последнего и главного фильма его жизни ему не дадут сделать, тогда он бросился к перу. Он всегда имел тягу к изящной словесности и признался в этом: «Я любил писать сценарии, потому что я особенно люблю - это рождение идеи». 1952 он возобновляет потерянный сценарий запрещенной «Земли», а 1954-55 пишет повесть «Зачарованная Десна», которая, как Гімаляї, поднялась над голым выжженным соцреализмом степью рядянской литературы и преподнесла украинскую прозу до уровня прозы Гоголя. Также закончил сценарий «Поэма о море». За «Зачарованную Десну» украинская литература в УССР пережила своеобразное чудо воскресения духа и размаха 1920-х годов. Но российские «спасители» Довженко и здесь не упустили: они не позволили выдать сначала на Украине кінопоеми Довженко, которые все (может, за исключением одного «Мичурина») были написаны на украинском языке и затем переведены автором на русский, а выдали их сперва в русском переводе и в переводе на английский с перевода русского. Довженко было представлено миру как русского писателя. В московском англоязычном журнале SOVIET LITERATURE, ч. 6, 1958 напечатан английский перевод «Зачарованной Десны» без указания, какой національности автор и на каком языке написан оригинал повести. В российском издании прозы Довженко ИЗБРАННОЕ (Москва, из-во «Искусство», 1957, 610 стр.) не указано на титульной странице, что это перевод с украинского языка, а в предисловиях от издательства и известного русского поэта Николая Тихонова ни слова не сказано, что Довженко был украинский режиссер и писатель. За свою «Зачарованная Десна» Довженко посмертно поставленный в кандидаты на Ленинскую премию не как украинский, а как российский писатель - список «деятелей искусства и литературы РСФСР» (см. орган союза российских писателей «Литература и жизнь» за 14 января 1958). Или же удивительно, что когда 25 ноября 1956 года навеки закрылись глаза, которые без рентгенового лучей видели сердце жизни и смерти, то агентство Рейтер распространило по газетам Англии и США телеграмму из Москвы о смерти «РОССИЙСКОГО режиссера Довженко»? И можно ли найти в истории человечества много примеров такой разбойничьей кражи художественной души и гения порабощенной нации? Конечно, в конечном счете, эта кража позорно окажется, и то благодаря самому Довженко, его художественным шедеврам, его собственным заявлениям (мы привели выше часть из них) - благодаря всей его трагической и чисто украинской дороге и судьбе.

Как подает Довженко в «Автобиографии», он родился 30 августа 1894 года в селе В'юнища круг Соснице на Черниговщине, в семье казаков-хлеборобов. Он подчеркивает, как пал под российским господством его казацкий род, потеряв все - даже умение читать (еще дед был грамотный, а отец уже нет); как с одиннадцати братьев и сестер дожили до зрелого возраста только их двое; как мать, «рожденная для песен», «проплакала всю жизнь»; как в Глуховском институте (1911-14) «из нас готовили учителей - обрусителів края», а он все же украдкой приобретал запрещенные украинские книги (журнал «Литературно-Научный Вестник», газету «Совет»). Поэтому такая безгранична была его радость с первых же дней украинской национальной революции и государственного возрождения Украины: «Я кричал на митингах общие фразы и радовался, как пес, сорвавшийся с цепи, искренне веря, что уже все люди братья, что уже все вполне ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина у украинцев, Россия у россиян, что завтра об этом узнает весь мир и, пораженный умом, что озарил нас, сделает у себя то самое»... «Украинский сепаратистичний буржуазный движение казался тогда самым революционным движением... о коммунизме я ничего не знал» («Автобиография»). Как свидетельствует Довженко земляк инженер Петр Шох (теперь в эмиграции), Довженко вместе с ним был 1918 года воином 3-го Сердюцького полка Украинской Армии. В Киеве в те годы власть изменилась с кровавыми боями 13 раз. Довженко, никогда не отступая и не убегая, пережил в подполье немецкие, русско-советские, российско-монархические и польской оккупации, видел смерть на каждом шагу и сам бывал под расстрелами, от которых его спасало только чудо.

С коммунизмом Довженко сошелся во второй половине 1919 года, когда левое крыло крупнейшей украинской партии эсеров решило, что история не оставила осажденном в «четырехугольнике смерти» возрождению Украины другой возможности, как УССР в союзе с РСФСР и под идейной эгидой Коминтерна. Возможно, Довженко пристал к созданной тогда УКП (борьбистов) и вместе с ней вошел в начале 1920 года в КП(б)У. Мы видим его 1919-20 года среди борьбистов в Киеве в напряженном труде по организации украинской культурной жизни в рамках УССР.

По протекции борьбистов ему удалось поехать в Западную Европу. Сначала он работал в Варшаве при украинско-польской комиссии обмена и репатріяції пленных, затем был управляющим дел посольства СССР в Варшаве, чтобы 1922 года перебраться в Берлин на должность секретаря генерального консульства СССР в Германии. Здесь осуществилась его мечта изучить современное европейское искусство. Он бросил нелюбимую ему работу в посольстве и, имея 40-долярову месячную стипендию от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили борьбисты, учился в частной художественной школе экспрессиониста Геккеля. В это время его исключили из партии якобы за непредставление документов на чистку.

Из Берлина Довженко вернулся летом 1923 года в Харьков, где сразу оказался в обществе харьковских романтиков во главе с Волновым. Он прославился своими карикатурами и шаржами (за подписью Саша), а также иллюстрациями к книгам (напр., до «Голубых эшелонов» П. Панча т.д.).

Довженко стал одним из співфундаторів и выдающихся деятелей ВАПЛИТЕ, взяв участие уже в первых подготовительных сборах ВАПЛИТЕ 14 октября 1925 года, а также распространив на изобразительные искусства тезисы Волнового о независимом от Москвы путь украинской литературы. Это прежде всего его статья «К проблеме изобразительного искусства» в теоретическом сборнике ВАПЛИТЕ, тетрадь первый, 1926 (ниже публикуем ее с небольшими сокращениями). Здесь Довженко дал решительный отпор на поддержанное московским правительством попытку АХРР (Асоціяції Художников Революционной России) подчинить себе неоромантические искусство Украины и накинуть ему московский «соціялістичний реализм» и убогую российскую художественную традицию «передвижников» 19 века. Довженко смело отметил изолированность от Мероприятия и отсталость и нищета русской живописи, в том числе и «передвижников». Он жестоко высмеял протокольное постановление АХРР об обязательности для советских художников всех республик соціялістичного реализма (тогда его называли пролетарским, монументальным и т. п.): «Это первый случай в истории культуры, где стиль «принимают на заседании», - смеется Довженко. Он провозглашает собственный независимый путь украинского искусства с его глубоким исторической и народной традициями и с его живым контактом с модерным европейским искусством. АХРРові Довженко противопоставил АРМУ (Асоціяція Революционных Художников Украины), которая была своеобразным эквивалентом ВАПЛИТЕ в живописи и позже уничтожена органами НКВД.

Что Довженко до конца остался верен этим взглядам, свидетельствует то, что уже за год до своей смерти, в условиях полной монополии московского соцреализма, он в рецензии на Всесоюзную художественную выставку в Москве отважно повторил ваплітянські тезисы своей молодости, которые утвердили убогие результаты чвертьстолітньої диктатуры соцреализма. Он высмеял псевдоаристократичну бутафорию новой роскоши господствующего класса партбюрократів, отображаемую в картинах - «с множеством повторяющихся портретов, пышных сияющих люстер, красных дорожек, позолоченных лож, парадных форм». Отмечая «бестолковость» картин, Довженко требовал реабилитации запрещенных художественных стилей, потому что «искусство не может развиваться по приписанными эталонами» (А. Довженко. «Искусство живописи и современность», ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА за 21 июня 1966). Между прочим, мировая пресса віднотувала с удивлением эту смелую статью Довженко.

Но настоящий вклад в украинское возрождение 20-х годов Довженко сделал своими фильмами «Звенигора», «Арсенал», «Земля», которые создали украинское киноискусство. 1926-27 года он сделал на Одесской кинофабрике ВУФКУ свои первые ученические фильмы - комедию «Ягадкі любви» и приключенческую «Сумку дипкурьера». Это была подготовка. Появление в 1928 году на экранах Украины «Звенигоры» была сенсацией. Фантастически-символический и реальный пляни действия, причудливо переплетаясь вокруг сквозного героя - искателя клада деда Бессмертного, что живет уже второе тысячелетия, - создавали чувство одности биографии Украины, ее отдельного чрезвычайного исторического пути. Здесь впервые оказалось это чисто довженківське чувство вечной красоты природы и его казацкое трактовка смерти как элемента и обновителя жизни. Сценарий к «Звенигоры» писали Майк Йогансен и Юрко Тютюнник, что скоро по выходе «Звенигоры» был расстрелян. Сам Довженко, уже через десять лет по запрету «Звенигоры», писал о ней: «Звенигора в моей сознания одклалася как одна из самых интересных работ»; это «прейскурант моих творческих возможностей»; «я сделал ее одним духом - за сто дней», «не сделал, а спел, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана... заговорить на языке больших обобщений» («Автобиография»).

Чтобы позволить себе дальнейшую работу в кино, Довженко должен был сделать во втором своем фильме «Арсенал» (1929) политическую концессию Москве, изобразив восстание против Центральной Рады, которую Довженко сам же и защищал в 1917-18 годах. Эта концессия, как видно это и из намека в его «Автобиографии», нанесла ему «большого боли». Однако Довженко показал красноречивыми экспрессионизмом средствами красоту и силу русского человека, что бессмертно стоит в средоточии самой смерти.

Следующий фильм Довженко «Земля» (1930) стал одним из нескольких центральных и конгеніяльних произведений Расстрелянного Возрождения. Мощнейшая непостижимая волна пшеничного моря под ветром, первая любовь в містерійних светотенях летней ночи, безупречное тичининське украинское небо с «думами-кораблями» облаков - это мощная поэма земли, человеку и природе, жизни, безграничной витальной силе и красоте Украины. Смерть, однако, здесь, как края колыбели, обрамляет начало и конец фильма. Смерть деда под яблоней, сковородинский мирный уход из жизни, что дает свое место унукам и своем садовые. И смерть гвалтовна влюбленного юношу, взваленного пулей в время его спонтанного радостного танца. Но жизнь здесь царь - не смерть. Жизнь катит могучими океанскими волнами сквозь веселые и грустные сердца людей, сквозь золото пшеницы, сквозь капли дождя на яблоках, сквозь небесную слива света. Смерть - только момент, тактовый перебой ритма жизни. «Земля» представляла собой могучее художественное воплощение мироощущения Расстрелянного Возрождения - романтики вітаїзму. Она начертила собственный и независимый от российского киноискусства путь украинского искусства фильма. До самого своего дна и грунта национальная, украинская, - «Земля» показала, как с собственного органического национального вырастает произведение общечеловеческий.

Потому что это был прорыв украинского возрождения с российской имперской тюрьмы в свет на вершины искусства. Москва фильм запретили, а Довженко гений изолировала от Украины, замучила, приписав себе перед миром запрещены для Украины произведения художника. Украина-потому что не смеет иметь искусства мирового значения, лишь провинциальный и зависящее от российского. Или этот приговор шовинистов из Москвы благословит история? Или смерть является сувереном над жизнью? Довженко произведения дали ответ. В свободном мире внимательнее исследователи уже заметили украинское возрождение. Упомянутый в начале Жорж Садуль пишет: «Довженко украинец. Эта деталь имеет свое значение. СССР состоит из многих республик, которые национальным характером очень отличаются от России. Многие из них, в том числе и украины, имели уже свои творческие школы». Садулю остается только узнать, что Москва уничтожила те «школы», и тогда он не будет трактовать преждевременный упадок творчества Довженко как Довженко личную слабость. Опять же Шарль Форд, редактор журнала «Французская кинематография» и редактор «Фільмової энциклопедии», вышедшей в Париже в 1949 году, пишет о Довженко:

«Настоящее искусство в кіновій практике акумулювалось в сравнительно молодом, но уже с первых шагов глубоком и трудном к подражанию, оригинальном украинском киноискусстве, ярким и до сих пор непревзойденным представителем которого есть Александр Довженко. Бывшие столпы российского киноискусства Эйзенштейн и Пудовкин, его противники в экспериментальном этапе нового искусства, сами признаются в своей беспомощности перед лицом его художественных средств и монументального способа их передачи. А способы эти неограниченные в этом украинского режиссера... Благодаря геніяльному создателю оригинальных фильмов имеем возможность восхищаться художественными основами древней казацкой страны, ее культурой, пречудовою природой и необыкновенно красивыми казацкими типами». «Довженко, уроженец волшебной закутини украинской земли, промчался метеором на горизонты нашего безрадостного столетия».

Довженко, его искусство, его судьбу нельзя понять без учета того, что он вырос в атмосфере государственного и культурного возрождения Украины 1917-19 и 1917-30 годов. Его шедевры могли появиться только в атмосфере таких же непроминальних шедевров Тычины, Кулиша, Волнового, Курбаса, Рыльского, Бажана, Яновского и других создателей Расстрелянного Возрождения, которые подносили украинскую культуру до современного им уровня передовых культур мира. И понятно, что Довженко талант попал вместе с их талантами под полицейские удары Москвы 1930-34 годов. Все они вместе отвлекли своими творческими подвигами культурную смерть Украины, что ее заготовила была коммунистическая реставрация российского империализма. Это хорошо понимал Довженко. В его «Повести пламенных лет» на высоком берегу Днепра девушка спрашивает Орлюка, что воевал всю вторую мировую войну и гнал немцев с Украины аж на Эльбу:

- О чем ты думаешь, скажи? Ты хотел бы жить здесь не теперь? За княгини Ольги, Ярослава, за Хмельницкого? А через сто лет?

- Теперь.

- И я.

- Ведь мы, по сути, отстояли все прошлые века, - сказал Орлюк, глядя на вечный праздник Заднепровья. - Всю нашу историю, прошлую и будущую. Ты счастлива? Так? Я счастлив тем, что не стал злым, что буду жить без ненависти и страха, что понял свое место на земле.

Так могут говорить только люди большой нравственной, духовой преимущества и победы.

 

Юрий ЛАВРИНЕНКО

Из книги «Расстрелянное Возрождение»,

Мюнхен, 1959.

 

(По книге «Украинское слово» - Т. 2. - К., 1994.)