Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Любовные песни - группа семейно-бытовых песен, в которых воспеваются чувства и переживания влюбленных. Из всех разновидностей народной лирики Л.п. самое непосредственное отражают душевное состояние личности, ее настроения и переживания, нередко печальные и драматические. Переживания в основном девушек и женщин, что дало основание фольклористам твердить о преимущественно женский произведение Л.п. В них преподносится искреннее, нежное взаимная любовь как высшая ценность ("Солнце низенько, вечер близенько", "Ой зійди, зійди ты, лапушка и вечірняя", "У сусіда хата біла", "Шли коровы из дибровы, а овечки с поля", "Девушка любимая, здоровая была"). Взаимная любовь противопоставляется всем социальным, сословным, имущественным, психологическим барьерам на пути к счастливой жизни влюбленных:

"Ты то знаешь, что я сирота,

Не имею я серебра, не имею злота;

Кроме любви, что к тебе имею,

Я всем убогая - того не таю!" -

"Не надо мне золота - я и сам приобрету,

А надо, девушка, потому что я люблю!"

"Скорее, казачье, в могиле буду, / Чем тебя, душечка, да позабуду!" - такой лейтмотив Л.п. Разлука с милым, издание насильно за нелюбимого, любое присилування вопреки чувствам влюбленных трактуется как тяжкий грех, как большая трагедия, равнозначна смерти. Интимность Л.п. імперсональна, как и всех других фольклорных произведений. Все сугубо индивидуальное слилось у них в сборные типы, ситуации, приметы, лица, которые не имеют индивидуальных черт. В этом художественном каноне каждый реципиент чувствовал отголоски чего-то личного. Так выработался стереотип песенного портрета девушки, парня, образа матери, отца, сестры, разлучницы, "человек", "соседей", которые способствуют или чаще вредят влюбленной паре. Традиционная ситуация ожидания встреч, разлуки, клятвы верности и т.д. С ней в полном соответствии поэтические образы - символы, аллегории: девушка - лещина, калина, береза; парень - явор, дуб; влюбленная пара - голубь и голубка, селезень и утінка; журба - шум дерева; знакомство, ухаживания - дать воды напиться, напоить коня; опасность измены, потери венка - боязнь пустить в дом переночевать, ломать калину; женитьба - переплывание реки, переход через шаткую кладку, спасения милой девушки, что тонет, заблудилася в лесу, сбился с дороги и т.д. Л.п. отличаются высокими художественными качествами. Все разнообразие традиционной фольклорной поэтики выражает их красоту, нежные человеческие чувства. Часто используется в них художественный параллелизм, на котором строится нередко вся песня. Он встречается в разных формах - развернутой ("Ой оттуда гора, а оттуда вторая, Между теми гороньками сходила заря. Ой то не заря..."), вопросительной, диалогической ("Почему трава зеленая?" - "Потому что близко вода". "- Почему девушка красивая?" - "Потому что еще молодая"). Через параллелизм образов выражается человеческая драма. Непосредственности интимной исповеди чувств в Л.п. служит мастерское использование діалогічно-монологической формы изложения:

Ой из-за горы ветер веет -

Калина не спіє.

Казак девку верно любит,

Занять не смеет.

"Тем я й не занимаю,

Что сватать имею;

Тем не горнуся,

Что славы боюсь". -

"Не бойся славы, не бойся славы.

Не бойся молвы,

Я за славу сама состояния,

Еще и виговорюся.

С кем люблюся - обіймуся,

Славы не боюсь".