Творческие работы наших посетителей
Автор: Олег Качур
"Женский вопрос" в литературе четырнадцатого века... Кукольный дом...
В предвкушении будущих исторических бурь человечество переживало социальные трагедии и морально этические потрясения. Человек в этих условиях имела не потерять чувство собственного достоинства, не склониться перед жизненными обстоятельствами, но ведь чем вообще защита от судьбы, которая уже стоит на пороге, уже постучалась в двери?
Над этими и другими вопросами начал задумываться норвежский драматург Хенрик Ипсен. Его драма «Кукольный дом» поставила перед широким кругом читателей и зрителей не легкие вопросы. Вопрос Іпсена всегда привлекали откровенные, достойные любви люди, которые умеют жертвовать ради других не только своим благосостоянием, но и самим собой.
Главная героиня «Кукольного дома» Нора видит смысл своей жизни в любви к близким. Ей людей, то есть мужа и детей. Женщина искренне верит, что в ее семье царят лад и счастье, спокойствие и радость. Есть в Норы и собственная тайна. Восемь лет назад она подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять денег у Крогстада. Нора совершила это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Ее тайна оставалась радостью, доказательством верной любви. Но беда уже стояла на пороге. Крогстад - человек достаточно не высоких моральных качеств - начинает шантажировать Нору. Его цель - получить выгодную должность в банке Торвальда - мужа Норы. Письмо Крогстада к Торвальда не только раскрывает давнюю тайну, но и выясняет, кто есть кто. Узнав о долге Норы, муж начинает беспокоиться, ведь в те времена каждая добропорядочная семья могла стать поводом для скандалов и сплетен. К тому же он боится за свое положение в банке и муж разговаривает с женой как с настоящей преступницей: « О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет...Она, моя радость, моя гордость...была лицемірка, лживая...Хуже... О, какая бездонная пропасть грязи, уродства!»
Торвальд неистово желает сохранить внешнюю благотворительность. Жена как бы перестает для него существовать, но ситуация решается: поняв, что он совершил неблаговидный поступок, Крогстад отказывается от своих притязаний, говоря, что уже ничто не грозит супружеской жизни Хельмерів. Торвальд счастлив, но Нора уже не та. Женщина поняла, что желая счастья в семейной жизни, она принесла тяжелую жертву: осталось чувство собственного достоинства. Нора чувствует себя куклой в руках мужчины. Дом построен на лжи, не может быть настоящим домом, как кукольный дом. Он падает после первого наступления злой судьбы. Нора собирается уйти из дома. На вопрос Торвальда, вернется ли она, женщина с решимостью отвечает: «Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы сожительство самом деле стало браком».
Хельмер пожалуй, и любил Нору, но не как человека, а как собственность, как прекрасную дорогую игрушку. Он проверяет, какие куклы покупает женщина детям, превращая Нору на ту же самую куклу. Но он никогда даже не задумывался, что она будет брать ответственность за его жизнь и его здоровье.
Героиня заключает истории своего брака: «Я все эти восемь лет прожила с чужим мужем и прижила с ним трех детей». Он не любит ее, он не имеет никаких чувств к ней и со временем она это понимает.
В мире нет больше чудес, а есть только трудные искания истины, и Нора отправляется на встречу неизвестному, а грохот закрывшихся перед ней ворот звучит, как взрыв бомбы, подложенной под сами основы общества. Она не знает, что будет дальше, но она верит, что ее будущее будет лучше, чем в том болезненном доме жизнь.
|
|