Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Валерьян Пидмогильный
Экзистенциальные мотивы в романе Валерьяна Пидмогильного «Город»

Среди всего разнообразия и неоднородности новой украинской литературы от времен И. Котляревского и до сегодняшних дней, несомненно, одним из самых ярких ее явлений стала эпоха 20-30-х годов XX века. Она представлена целой плеядой замечательных художников, как-то: М. Рыльский, М. Зеров, М. Кулиш, М. Волновой и много других. Однако у ряда талантливых писателей, поэтов, драматургов того времени каждый выделялся среди других и своими личностными качествами. Например, М. Волновой - всех волновал, заставляя задаваться широким кругом вопросов современности, М. Зеров - был образцом академизма и в искусстве и в жизни, а вот В. Пидмогильный был охарактеризован одним из своих современников - Ю. Смоличем - как чрезвычайно интеллигентная личность и самый интеллектуальный писатель.

Видится, замечание Ю. Смолича не потеряла своей актуальности и по сей день. Ибо недаром же произведения писателя, которые не так давно вернулись с советских спец-убежища, завораживают сегодняшнего читателя богатым образным языком, поражают глубоким осмыслением вечных универсальных человеческих вопросов: кто я в этом мире? куда иду в жизни? - и проблем, присущих украинскому народу, как-то: отношения села и города, национальный вопрос и другие.

И это не удивительно, ведь В. Подмогильный, вдохновившись благозвучием маминых песен, богатством родного языка, литературной традицией украинских писателей убирав все лучшее и из мирового искусства, особенно же из классиков французской, русской литературы. Такая школа художественного мастерства, усиленная незаурядным художественным чутьем и остро аналитическим умом, в конце и дала возможность писателю осмыслить проблемы своего времени и родного народа на небывало высоком интеллектуальном уровне. Кстати будет сказано, что весь спектр проблемной палитры. Подмогильного так же злободневный и для нашей эпохи.

Говоря о творческом наследии писателя, надо отметить, что она чрезвычайно пестрая и в жанровом и в проблемно-тематическом планах. Хотя Подмогильный прожил не долгую жизнь, однако в его активе аж два романа, повесть, десяток новелл, и каждая вещь по-своему оригинальна, интересна и глубока. И вершиной творческого гения художника все же стал роман «Город» - произведение, который вызвал небывалый ажиотаж в 20-е годы, а вернувшись в 80-е, так же не мог оставлять равнодушным читателей. И причин тому несколько. Прежде всего, это высокохудожественный роман. Во-вторых, проблематика произведения новая, точнее, способ видения старых проблем своеобразный по своей сути и талантливо воплощенный в образной системе. А еще роман «Город» можно считать одним из первых философских романов в украинской литературе, в котором органично переплелись быт и психология, искусство и философия.

Не будем продолжать перечень, а лишь еще раз подивуємося, как В. Подмогильный силой своего ума и таланта смог создать образ героя - Степана Радченко, взгляды, мироощущение, поведение которого, по наблюдениям современных исследователей, повторяют философские построения французских экзистенциалистов А. Камю, Ж. П. Сартра. Но, что самое интересное, роман В. Подмогильного написан намного ранее, чем: французские мыслители сумели поведать миру, что современный человек - одинокий путник, заброшенный в этот нелепый мир, и все, что есть у него, это безграничная свобода, которую он имеет или направить на созидание достойного имени Человека жизни, или же погибнуть, не ведая, что есть высшие цели и настоящие истины, как любовь, творчество. Именно эти сверхзадачи делают из человека Человека, придавая смысл ее существованию или экзистенции. Конечно же, будет преувеличением говорить, что образ Степана Радченко - это сугубо экзистенциальный образ. Нет, В. Подмогильный просто заметил человека своего времени и, проанализировав ее жизнь, сделал определенные выводы, и они в свою очередь оказались созвучны идеям французских экзистенциалистов. Например, Радченко завоевывает город, женщин, пытается достичь каких-то вершин в жизни, но с каждым шагом, с все увеличивающейся количеством впечатлений он начинает осознавать, что на самом деле его жизнь лишена глубинного смысла, что он всего-навсего барахтается в жизни, точнее, жизни играет им. Осознание этого факта происходит не сразу: В. Подмогильный проводит своего героя через ряд испытаний: через разочарование собственными силами, через смерть близкого человека Зоськи, через трагедию Максима - все эти точки на жизненном пути Радченко конце открывают ему глаза на собственное бессмысленное существование. Герой находит способ реализовать себя в этом мире, придать своей жизни смысл - он начинает творить, становится писателем, чтобы написать повесть о людях, а может, и о себе, рассказав им, что жизнь - это безграничная свобода, но целенаправленная и осмысленная самим человеком.

Кроме интересных философских пластов романа, которые иногда глубоко скрытые и понятны или узкому кругу интеллектуалов, или же тому, кто хорошо попорпається в произведении, «Город» даст пищу и многим другим своим читателям: кто интересуется психологией, полюбившуюся в наблюдении человека - порадуется тонко выписанной душе героя; кому нравится любовная проза, то также будет с восторгом наблюдать жизненные перипетии Степана. И это не предел тем, идей, мотивов романа «Город». Так же как не был это произведение чертой творческого полета. Подмогильного, увы, жестоко оборванного своевольной рукой сталинской тирании.