Свой роман «Черная рада. Хроника 1663 г.» Пантелеймон Кулиш творил тогда,
как Шевченко - стихи «Три лета», а М. Костомаров - обстоятельное исследование с
истории Украины «Богдан Хмельницкий». Кулиш писал текст одновременно на украинском
и русском языках, а отдельное издание произведения с’появилось только в 1857 г., среди первых же читателей его
был Тарас Шевченко.
Известно, что источником «Черной рады» есть казацкие летописи XVII - XVIII ст., в частности это - выдающийся историко-литературная
памятка «Летопись Самовидца», о чем автор признался в эпилоге романа. В основу
произведения также возложена казацкий летопись Григория Граб’янки о событиях в Украине 1663 г., даже
прототипом одного из героев романа - полковника Ивана Шрама - был реальный
исторический персонаж - полковник Иван Попович.
Обращение Кулиша к истории неслучайно, в основу сюжета своего произведения он
положил летописный рассказ о істричні события «черной» совета, которая состоялась
17-18 июня 1663 г. на окраине Нежина. Вследствие неблагоприятных обстоятельств после
смерти Б. Хмельницкого начался раскол единой политической целостности Украины - на
Правобережья и Левобережья. На Правобережье, которое осталось под главенством
Польши, был гетманом Павел Тетеря, а на Левобережье, которое подчинило себе
Россия, шла острая борьба между несколькими претендентами на булаву. Кошевому
атаману Брюховецкому благодаря поддержке царской администрации и с помощью
обещаний удалось склонить на свою сторону Запорожья, казацкую чернь и низы
общества и на «черной раде» «доскочити булавы». Так разгорелось пламя
социальной ненависти, грабежа, убийств выдающихся казаков, а на фоне таких
исторических событий разворачивается романтическая любовь героев романа Перта Шраменка
и Леси Череванівни.
Автор, благосклонен к городовых казаков, негативно характеризует политическую
роль Запорожье, которое, по его мнению, стало историческим анахронизмом и
превратилось в источник социальных зворушень, что изнутри подрывало неокрепшую
молодую украинскую государственность. Однако автор не отказывает сечевикам в патриотизме,
храбрости, способности к самопожертвованию, побратимства, за которые они «приходились к
души всяком» украинцу.
Рисуя картину «черной» совета, писатель доверяет Самовидцеві как
свидетелю, который все описал до мелочей, но Кулиш не подражает летопись дословно,
творчески трансформируя его идеи и образы.
Значение украинского летописания и его влияние на историю и литературу
віздначали И. Франко и М. Грушевский, и П. Кулиш, как отметила ряд
литературоведческих работ, в написании своего романа тоже пользовался несколькими
літописнми источниками.