Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

УЛАС САМЧУК
КУДА ТЕЧЕТ И РЕКА

(Отрывок из романа «Волынь»)
 
На Рождество
 
За неделю перед Рождественскими праздниками отец оставил каменоломню и был дома, потому что собралось много работы.
Он занимался еще и лошадьми, и это ему удавалось. Купленные «шкапенята», что еле волочили ноги, начали быстро поправлятися. их вовремя кормили сечкой и клевером, поили родниковой водой, чистили. Когда входил отец, они его приветствовали радостным ржанием.
Талант к лошадям имел и Василий. Он любил к ним заходить, выхаживал их, знал все их масти, возраст и цену.
Володька на этом не разбирается, его больше интересуют книги, рисунки, музыка, школа, неведомые места и рассказы «о незбагнуте».
Медленно приближались праздники. В этом году они не будут такими пышными, как всегда. Свинью, которую кормили, «земля съела», а без колбас, печени и сала какое празднование? Но все-таки кое-так и накопилось, ведь целый пост на хлебе и воде, то пусть хоть в праздник немного по-человечески. Купили рыбы, риса, сахара. Чуть ли не два рубля потратили. Это же такое расточительство! Но на Святой вечер, как не говори, без двенадцати блюд не обойтись. Матвей всеми силами против таких «предрассудков». А вот Настя за них горой, потому что так делали отцы и деды, и «не добра и птичка, что своего гнезда чурается». Поэтому мать печет, жарит, варит. К двенадцати блюд, правда, не доходило, но была и фасолева похлебка с маслом, и жареная рыба, вареники с капустой, и кутья с узваром, и калачи. Не забыли и про пару бутылок - если случатся гости.
Володькова забота - принести сена на покуть и сноп из ржи, и он делает это так тщательно, как «поп, что служит торжественную службу в церкви». Не мог дождаться праздника, ибо так уж ему тот пост надоел, а еще и одиночество и ежедневный труд. «А здесь вот праздник, всего будет полно, и поедут к церкви, и увидят всех своих...» А потом приедут гости, надарят подарков, копеек. Да и сам пойдет с колядой к мельнику и побережника, и к ним придут колядники со звездой и со звонком церковным. «И как тут не радоваться с праздника и как тут не суетиться?»
И вот наконец последний день - сочельник. Вечереет. На улице все впорано, сечки на целую неделю нарезано, дров целую кипу наколено, воды помну бочку наношено. В доме также все напечене и сваренное, и такие здесь благовония, хоть бы и был святым, не удержишься - согрешишь и отведаешь чего-то вкусного, как мама не видят.
Наконец все сходятся к дому. Володьке не терпится за стол, а взрослые почему-то не спешат. «А тут еще вот засветили перед образами лампадку и свечи, и всем говорят становиться на колени и молиться».
В доме напів'ясно, и тепло, и красиво. Мать застелила стола таким чистым и вышитым настільником, что к нему страшно прикоснуться. Под скатеркой рожь и всяческая пашня, а сверху с одного конца калач белый с плетенкой, а с другой кныш круглый с кружочком.
И отусі, не исключая и Хведота, малейшего, молятся. Отец, конечно, спереди, с книжкой. Молится долго, широко и внимательно крестится. Зато Василий, а особенно Володька, гонят, будто на рекорд, словно их кто-то гонит в шею. Поэтому им быстро не хватает молитв, они не знают, что делать, а вставать нельзя - грех большой. Володька пересказывает те же самые молитвы по несколько раз, а мысли его давно где-то возле стола. А Хведот - то только для вида тут же вертится, потому что знает только несколько строк из «Отченашу».
Искреннее и спокойнее молится мать. Парень удивляется, что мама молятся не по-книжному, а по-своему, по-мужицки.
Не успел отец встать на ноги после окончания молитвы, как Володька с Хведотом бегут к столу и вмошуються на самом почетном месте, держа в руках новые деревянные ложки. их оттуда выгонят, и они не обижаются. Вот отец садится на свое место, за ним Василий. Младшие тежумо-щуються у самого сена в углу, представляя себя в каком-то другом, небуденному мире, «где ближе от того маленького Христа, что этой ночью в яслях родился».
Аїсти приходится медленно и внимательно, потому что при столе отец. Это худшее для Володьки, а особенно для Хведота, потому что тот безжалостно все разливает. Отец в конце вынужден взять его на колени и кормить. «Такая кроткая тишина, так хорошо горят над головами свечи, такие все спокойные и счастливые. И это длится, будто добрая, ласковая весенняя погода, когда летают бабочки и поют птицы».
Дети понаедались, мать предлагает им помолиться перед сном, а тем хочется еще побегать, побеситься. Володьке хотелось бы выйти на двор, где так бело, чисто, спокойно, но нет сапог...
Вот отец затаскает церковные ирмосы. Он знает их все наизусть. Василий ему помогает. Затем переходят к колядкам. Малые и себе хотели бы подтянуть, но не получается.
На улице мороз, но он сегодня не имеет доступа к этой семье. Здесь сегодня и тепло, и уютно. Окна, залитые лунным светом, горят переливами и удивительно, будто пальмовые листья, литое из серебра.
Настроение Володькин несколько испортилось, когда он вспомнил, что завтра не будет, как обычно, свежей колбасы. Для него колбаса то же самое, что на Пасху кулич.
Поэтому утром не спешил вставать, лежал под теплым кожухом. Взрослые поехали на всенощную, и они с Хведотом сами.
Разные мысли приходят Володьке в голову. Вот он и букваря, и грифеля, и доску, знает много букв. А сапог нет, поэтому не может побежать погулять, как мельнику ребята, всегда должна сидеть дома. Это невесело, поэтому Володька решает, что когда вырастет, сделает все иначе. Купить себе хорошие сапоги и уедет далеко-далеко, до крупных городов, будет жить, как барин. А «мужиком быть никак не стоит».
Володька еще бы долго размышлял, но проснулся Хведот, вернулись отец с матерью из церкви, начали пересказывать деревенские новости.
Однако первый день праздника шло довольно печально. Все дома, идти никуда и ни в чем. Василий нацепил свои деревянные коньки и погнавсь где на лед, а малым целый день пришлось бегать вдоль рядами на четырех, так что и штаны на коленях попрочовгували.
Зато второй день выдался на славу. Уже с утра приехали дядя Корней с тетей Зінькою и дочерью Екатериной. Дети получили копейки, грецкие орехи, комочки сахара и яблоки на гостинец. Володька же радовался больше всего.
Вскоре до двора въехали дед Уліян с тетей Марией. Вновь орехи, копейки. А Володьке от дедушки - сапожки! «Радость неописана, счастье неизменное».
Мать, когда была у своих, как-то пожаловалась, что ребенку не во что обуться, сидит, скучает. То дедушка нашел на чердаке старые голенища и сшил новые сапожки, потому что разбирался в этом.
Мать рада ли не больше Володьки, велит ему идти поцеловать дедушки в руку, что тот хорошо и делает.
Начался завтрак. Зазвенели рюмки, мужчины обсуждают политику, тетя Зинько шепотом рассказывает Насте, своей сестре, сколько к Екатерине парней ухаживает, что нет силы одбиватися. А она же еще ребенок!
«Екатерина же действительно на удивление хорошая получилась. Как барышня. «Хрупкое такое», как говорила Зинько, а стройная, а росла, «как тополь», а личико всегда свежее, розовое, а волосы светлые и кудрявые, а глаза синие, как небо. Володьке она всегда напоминала херувимов с шестью крыльями, что в дерманській при-ходській церкви на хорах нарисованы».
Володька очень любит Екатерину. Вот он подытоживает свои гостинцы, рассматривает конфеты с надписями на бумажных обертках: «Чем табак курит, лучше конфет купить» и читает вслух, чтобы все услышали. Екатерина хватает своего баловня, сажает на колени и хвалит, что тот уже так хорошо читает. Володьке стыдно - он что, маленький, сидеть на коленях? Поэтому из всех сил сопротивляется и вырывается из Катерининих рук. Девушка обращается ко всем и говорит, что ее любимец уже скоро апостола в церкви читать!
Родственники удивляются, а Матфей подтверждает, что малый очень понятливий, и он отдаст его в школу, как подрастет. Володька аж загорелся от отцовской похвалы, покраснел вон с ушами. «...И это говорят папа, сами папа, и так перед всеми! ...Он этого не пережне! Какой особый день сегодня, он совсем не знает как себя ведет, что делать - и радостно, и стыдно, и вместе так где-то, там внутри, приятно, что никакими словами такого не выскажешь».
Вечером вторая радость: пришли колядники. Они колядуют хриплыми голосами, ибо уже обошли немало пространства. И им надо благодарить, что не забыли зайти на далекий, заброшенный хутор. Родители зовут их в дом, угощают, дают подарки и деньги.
Третьего дня родители едут к Дерманя в гости и Володьку берут с собой. Поэтому же не очень большая радость, потому что зимой - не летом, далеко не побежишь, сиди себе в доме целый день среди взрослых. Но парень молчит, потому что могут другим вместе больше не взять, а ехать все-таки приятнее, чем сидеть дома, хоть и ноги едва не поодмерзали.
Остальные праздников прошли быстро, будто и не были. Матвей немного отдохнул, повеселел, не столько сердился.
И снова начались те же будни. Труд, убогие продукты, хлопоты, грызня.
После Рождества началась метелица на целую неделю, дальше наступила оттепель, пошел дождь, и луг за ночь залило водой. Потом снова мороз, образовался гладкий и прозрачный лед, будто земля покрылась стеклом. На лугу появилось множество семинаристов. Они мчались на коньках, а полы их одежды маяли на ветру, как крылья.
Между теми учениками и Василий целыми днями пропадал, намотав на лапти деревянные коньки, подкованы грубым проволокой. Володька и себе бы хотел, но нельзя сапоги вишкорбувать. А когда уже відпроситься у матери, то летит, как сумасшедший, и такой счастливый!
Василий же совсем от дома одбився. Днем на лугу, а ночует или у дяди на Запорожье, или у тети на Залужье, «так ему куда веселее - толпа хлопчури, гренджоли, коньки, целыми днями санкують, войну ведут, научился даже курить».
Настя пожаловалась отцу, что ей приходится всю работу по хозяйству тянуть, и неизвестно, что там тот парень делает и в школу ходит.
Матвей выбрал часок, пошел к Дерманя, привел парня. А вечером так оттрепал, что тот неделю не мог сидеть.
Оказалось, что Василий науку забросил совсем и чуть там где-то в хвосте волікся. Отцу такое совсем не по нутру, и он сказал сыну, что как будет так учиться, отдаст его в цыган или евреев, на помийника.
Володьке никак не понятно, почему Василий не хочет учиться. Странный он какой-то. «В нем что-то доброе со злым чередуется, по всему видно, что вырос он без матерный опеки, потому что его мать умерла, когда он всего-навсего восемь недель имел. И так он вырос самый, и никто его не любил, и никто не ласковой, куда правду деть, Володькина мама не очень то «их», тех своих пасынков, долюблювала, и Володьке это отнюдь не нравилось. Володька все-таки и любит того Василия - стяглий, высокий, яснорусий, лицо и шея в веснушках - как раз такой, каким и сам Володька хотел бы быть, которые ему очень нравятся, потому что он напоминает тех сказочных Иванов-Царевичей, о которых не раз слышал и читал».
А не нравилось Володьке, что Василий всегда недовольный, сердитый, делает все, казалось, без мысли - «что напливе, то и делает». И учиться не хочет.
 
Там, где сказка родится
 
После праздников время для Володьки полетел быстрее. Теперь он мог куда-то побежать, погулять в сапогах. Чаще всего бывал в мельнице. Его туда тянуло, как магнитом. Холод не холод, мороз не мороз, а он уходит, садится в углу хижины, где всегда полно завізників-дядек. Сигаретного дыма там - хоть топор вешай. Окошко маленькое, не пропускает света и не удерживает тепла. Мужики греются у печки, хохочут и всегда говорят, повествуют... Аза их спинами неизменно - Володька. Завороженно слушал одноглазого Трофима, сына известного вора, побережника деда Кошиля, подобного святого Николая Олийныка, который бывал «в миру», а особенно Ровіцького Хведя, участника русско-турецкой войны, который имел медаль «За храбрість». Он рассказывал такое, что и сам себе начинал не верить, поэтому спрашивал: «верите Ли мне?» Слушателям верилось с трудом, но все-таки верилось, когда он сам-один целую роту турок в плен брал или когда император ему собственноручно медаль вручал.
Но Хведь не только с турками имел дело, но и с «нечистой силой», которая появлялась между людьми крещеными в любом виде.
Вот, например, как работал он у чеха Шалти, то иногда приглашал его на «гулянку», в Веселого, что на перекрестке дорог стоит. Выпьют там пива, потом рюмку. Так однажды засиделись чуть ли не до первых петухов. А на дворе метелица - света не видно. Хведь решил все-таки идти, потому и топор при нем, да и не он на Балканах стоял, Шипку не выдал и с турком не воевал?
Пошел направления, чтобы на рассвете быть на Ровіцькому, дома. А метелица метет, хоть сядь и плач. Темнота невероятная. Вдруг видит - черешенька. Худшее место их окрестности. Скольких людей там поповодило, сколько замерзло!
Ну, думает, плохое дело.
Оно то в войну хуже было, но тогда же был молодой, здоровый. А сейчас задыхался, кашель душит, голову и вовсе закрутило -: куда его идти.
Вдруг оглядывается - господин во фраке, котелке. Стоит и хохочет. Хведь ему и говорит, чтобы шел своей дорогой, не занимал, а тот отвечает, что тоже заблудился и хочет идти с ним. Только вот зачем у мужчины и топор? Хведь сразу и вспомнил, что нечистая сила стали боится. Вот идут они без дороги, куда глаза глядят. Панич закуривает сигарету, дает и дяде. Тот отказывается, курит свою трубку. Нечистый стал расспрашивать, откуда и куда Хведь идет,
что делал, а сам потихоньку спихивает его с дороги, и все вправо и вправо, тогда как тому надо влево. Прошли этак с час, смотрит Хведь, а они опять у черешенки. Дядя рассердился, сказал, что когда панич не отстанет от него, то он его перехрестить. Тот сказал, что больше не будет занимать и пообещал вывести домой. А привел под гору, к каменоломен. Только Хведь хотел покрестить барина, как тот ударил его чем-то, и дядя полетел в пещеру. Чертяка только захохотал и исчез.
Лежит Хведь весь с головой в снегу, прислушивается. Вдруг слышит - петухи на Ровіцькому хуторе поют. Ну, слава Богу! Выбрался потихоньку, шапку еле нашел, а вот топоры как и не было.
Мужики слушают, и каждый должен уже что-то свое подобное, рвется рассказать. И так день и ночь, и бесконечно. А Ровіцького так-таки и завела нечистая сила на болото. Там его и засосало.
Много еще разных рассказов о нечистой силе услышал Володька. А однажды какой-то новый дядя стал рассказывать о самый Дермань, про старину. Люди жили здесь издавна. Еще перед татарами на этой земле были поселки, огороды, замки. Князья тут совет давали, с врагами воевали. Позже этот край Волынский попал под власть князя Острожского, очень мудрого, школы строил, монастыри заводил, книги печатал, воевал с неверными. Пленных заставил насыпать гору под монастырь, пруд выкопать. Так и поставил наш Дерманский монастырь четыреста лет назад.
А еще говорят, что князь сам это место под монастырь выбрал и сам назвал. Потому что однажды на охоте задремал, а тут выскочил дикий вепрь. Едва князь спасся, ухватившись за ветку. То же и сказал якобы: «Ох, и горькое было то дрема!» А с того позже встал Дермання, а еще позже Дермань.
Но все то отошло и забылось, потому что не записано, то погибает. И леса, и болота - вырубили, высушили. Род большой заселял эту землю, хотя теперь он измельчал, заела рабство, барщина, усмирения. Ибо человек, раз в ярмо голову склонит, тяжело назаддо воли возвращается. «А народ наш так самостоятельно жил и живет, и все, кому только вздумается, зобижають его. А кто виноват? Мы сами! Кровь наша виновата! Душа наша!... Мы мало заботимся сами за себя, не учимся, не интересуемся миром, не идем помеж люди, мы никого не знаем и нас не знают, приходят лишь те, что богатства наши собирают, леса рубят, банки закладывают, дохторами становятся, инженерами делаются, книги о себе пишут, а мы нидієм, лезем в землю, бабраємось в навозе...»
Володька думает себе, что тот человек, видно, очень сердитый. И не так легко понять, чего же он хочет. Мужики слушают, кивают, но с недоверием, куда, мол, мужику разобраться...
Володька слушает и слышит, не все хорошо понимает, но все то влезает в его голову, душу. Мельница, хижина - его школа, дяди - учителя. Учителя ежедневно меняются, а ученик остается.
Дни идут, все меняется, умножается, набирает силы. Как жить, куда идти? Господи, возьми меня за руку и веди по жизни, открой свои тайны! «Как радостно быть твоим слугой, любить творение твое, брать от него малую часть силы и также жить».
 
«Западенна пылявка»
 
Долиной, потом сосниною катился первый весенний туман. Небо над пригірком зарожевіло. Запищала какая-то птичья. Подул ветерок.
Хутор Матвеев спит. Длинный дом вместе с хлевом для скота, такой же длины рига, поленницы, хибарка. Среди двора виз. Везде розтрушена солома.
Первой проснулась Настя. Она поняла, что всему конец и что лишнее перечить.
Утро, утро! Солнце везде. «Мир - храм, а в нем засвечено все свечи». Настя громко молится востока.
Встал и Матвей. Плеснул на себя воды, разбудил детей и пошел кормить скот. На хуторе - движение. Въезжают одна за другой заказанные подводы всех родственников и соседей. Не мешкая, приступили к работе - выносили из избы и клуни «добро», выводили скот, ловили птицу и запихивали в клетки.
Володька смотрел на всю ту разрушение, на заплаканную мать, на озабоченного отца и дядей, и ему было весело. Неловко было откровенно радоваться, ведь они бросают старое гнездо. Но ведь и новые миры увидят, другие леса, других людей!
Володька, чтобы ускорить отъезд, и себе начинает переносить вещи.
Наконец все готово. Отец еще раз идет к дому, к сараю. Стал на минутку, и что-то трогательное проняло его. Особенно было жаль садика.
Вышел Матвей, помолились на дорогу, а Настя с плачем припала к земле.
Валка двинулась. Мужики утешали мать, не в Турцию же, мол, едут... Люди, что встречались на дороге, прощались, желали счастья на новом месте. Заплаканная Настя не могла уже идти, села с ребенком на телегу.
Матвей поглядывал на знакомые места с выражением затаєного грусти. Как проезжали богатую чешскую колонию Борщівку, процессию приветствовали знакомые. «Матвей всегда хорошо жил с чехами, ставил их в пример хозяев, брал с них пример, но и чехи его любили».
Постояли минутку - и дальше. Въехали в старого темного смешанного леса. Здесь уже Володька усидеть не мог. Бегал, все разглядывал, рвал цветы и нос матери.
Внизу лес неожиданно оборвался, и вынырнула долина с рекой, деревней и мельницей. Пейзаж немного меняется: земля піскувата, садов нет, и дома только из дерева. Остановились у большой мельницы с большим прудом. Вода там прозрачная, видно рыбок и рачков. Крестьяне стали поить скот, пасти коров, потом сами достали колбасы, куличи на завтрак.
Ребята пошли смотреть на плотину. После завтрака двинулись дальше. За селом снова начался лес, но теперь уже сосновый, которого Володька еще не видел. Высокие, стройные, словно восковые свечи, деревья. Воздух чистый и пахучий. Л дядьки уже прикидывают, сколько бы ото досок с такой сосенки получилось.
Настя все сокрушенно вздыхает о своем: куда это ее на край света везут... Дядя смеется: «Росєя широкая!» А Матвей обзывается: «Широкая ;и нехватка места!»
А день ясный, словно глаз. Время встретится человек, поздоровается «Дзинь добрый!» Володька спрашивает у отца, чего они «дзінькають». Тот отвечает, что здесь живут ляхи, поляки. Говорят, польские паны насадили здесь своих людей, чтобы у них царь не забрал землю после восстания. Но и жить им, в этих песках, трудно, как тем волкам.
Миновали несколько лесных хуторов. Когда остановились полдничать в одном селе, встретили еще обоз переселенцев - Николая Гнидки. Радостно прикіталися, сели есть вместе. Завертелась рюмка. Василий заиграл какого гопака, молодежь пошла в пляс. Одна Настя не могла избавиться от своей печали.
С полудня - новое видовисько. Большой пруд, река, дома, покрытые черепицей. Видны высокие башни каких-то церквей. Очень красиво, зря мама так сетуют.
И где-то под вечер приехали к Тилявки. Так вот где она, удивлялись крестьяне.
Огромное солнце приходило над поселком, навстречу неслись колокола. Они били на Пасху, а мандрівцям казалось, что солнце и те колокола только для них, что это их так приветствует новая земля.
Настя рассматривалась вокруг, желая придраться к чему-то недоброго, но ничего не находила. А дядьки, как на то, восхваляли поле.
При заходе солнца валка въехала на широкий двор. Дом большой, белый, но крытый соломой. Дальше рига, конюшня и другие хозяйственные постройки. Посередине лужа, которая показалась Володьке целым прудом.
Сразу начали разгружаться. Каждая семья заняла себе по комнате. Когда Матвеева валка заехала во двор, высыпали все новоселы, стали приветствовать пришельцев и расспрашивать. Настя, увидев такую ярмарку, зарыдала снова.
Володьку распирала какая-то надменность. Он присматривался к своим сверстникам, к их странного окрашенных одежды.
В комнате было полно людей. Чуть все разместили и расположились сами. Родственники-підводчики прощались и уходили домой порожняком. Настя стонала, что нигде даже колыбели повесить. Однакусі нашли себе места для сна и спали, как убитые. Только Василинка скімлила в своей колыбели, видимо, была голодна.
Ссоры между новосельцями начались с первого дня и, конечно же, сперва между женщинами. Особенно, когда делили барское добро - каждому хотелось ухватить больше. Там курица стала нестись не в свое гнездо, там дети подрались, кому-то показалось, что в него картошку воруют - причин для ссоры много.
Мужчины тоже не мирились - не могли поделить дома, кирпич, заборы, доски, навоз, солому. Шумихи множество. Каждому кажется, что ему досталось хуже. Начинается со слов, а кончается цурупалком по голове.
Поэтому Матвей стал очень часто слышать в свой адрес проклятия, что завел их в это пекло. Крестьянин не считается, у него полно более важной работы. А что касается Насти, так и поедом ест мужа, который завез ее сюда.
На нововизначених десятинах - огородах зазеленели грядки. Спешно возводились дома. А к тому вспашка, севок, рубка дерева, сенокос, вывоз навоза.
Матвеева семья от зари до зари в работе. Даже Хведот не дармує - охраняет грядки, цыплят.
Матвей решил строить дом вдали от соседей, на своем основном поле, хоть это и далеко от воды. Сразу начал свозить туда дерево, камень и кирпич, копать фундамент. Прежде всего решил построить хлев для скота. «Матвей как Матвей, лоб его не высыхает от пота, руки его напоминают крюки какой машины». При восходе солнца он уже шляется на участке, сажает щепы (молодые деревья), что привез из Лебедщини, копает фундамент, тешет стропила, сбивает, ставит, рихтує. И все сам, без отдыха. Одних каменщиков вынужден был взять, ибо сам за одно лето дом не сведет. А Василий с Екатериной, как не в поле, то глину месят, тачками камень подвозят, ямы копают.
Настя хотела как можно скорее вырваться из «панской хаты» - от грязи, крика и метушні. ей ничего здесь не нравится.
Володьке досталось найблагіше - пасты трех корівчин. В обеденный перерыв, если не пошлют полоть грядки или нести отцу полдник, имеет множество своих занятий: знакомство с детворой, обследование целого двора и всего, что в нем есть, наконец огородов, соседских рощ и близлежащих лесов. Разбудили его рано, не очень следили, умылся, поел, помолился. Еще совсем заспанный, с поколотими и попухлими ногами, а в голове полно всяких мыслей. И как победить немого Романа, и что делать со своими новыми приятелями-жидочками, и каким образом добраться до жолобецкого леса, темнеющего на горизонте.
На поле просторно. Но не для Володьки. Корова не должна зайти за соседскую границу, потому что там овес. А парню хочется и помечтать, и попеть, и куда-то побежать. То же выручали спокойные и несмелые ребята Мошко и Ицка, которым Володька позволял пасты на своем поле корову. Кроме того, в Мошка всегда были книги, которых Володька и не видел. Поэтому часто просил показать ему те книжки, рисунки в них. Мошко читал басню «Лисица и Ворона» и Володька быстро выучил ее наизусть, чтобы потом удивить всех слушателей во дворе.
Володька, Мошки и Ицка - приятели. Мошко расспрашивает новосела о Дермань, а сам рассказывает о большой городок Шумское. Как только солнце поднимется так, что за ним надо задирать голову, Володька с радостью гонит «товар из росы». Он, во-первых, уже хорошо проголодался, а во-вторых собирался обслідувати тот темный лес, граничащий с дерманськими хуторами и так красиво зеленеет и цветет.
И только Володька съел свой борщ, а мать где-то одвинулася, не успев сказать, чтобы отнес отцу полдник, как он уже смылся. Нашел в дпорі Хведота, и оба тянутся к роще. Ах, сколько здесь разных цветов, как гут свежо и зелено!
Ребята долго бродят в лесу, вырезают дубці, топчут траву. Но надо возвращаться. Володька вспоминает о матери, которая так и не дождалась помощника, тя решает задобрить ее охапкой цветов, которые она очень любит. Залез на черемуху. Вдруг услышал, как Хведот сорвался с дерева и помчался, как опарений, до огородов. Под деревом стоял рыжий здоровенный мужик и ругался, что понаехавших тут, как сарання, ничего от них не влежить на месте. Велел парню злашти, а тот боялся. Дядя совсем разозлился. Тогда Володька сказал, что не знал, что это чужой лес. Рыжий стал лезть на дерево, чтобы проучить малого. Тот порвался выше, а потом перескочил, как обезьяна, на соседней граб. Дядя и себе, но ветка треснула, и здоровяк полетел вниз. Володька мигом спустился вниз и изо всех сил помчался, будто за ним гналося сто чертей.
И после этого Володька не отчаялся в жизни. Он уже думал, как ошибиться с немым Романом, ведь тот ему так нужен! Ибо с слюнявыми девочками или робкими Іцьком и Мошком в лес не пойдешь, не убедишь их, что можно перекинуться с парня на смелого рыцаря, разбойника или искателя сокровищ, что там можно найти много интересного - и избушку на курьих ножках, и спящую царевну, не говоря уже о птичьи гнезда. С Романом Володька постоянно ссорился и дрался за металлические находки - винты, за выпас коровы, за всякую всячину. Теперь Володька решил сделать жертву - например, подарить найден железный горшок, назначения которого он не знал. Говорили, что какой-то ночник. Володька так и сделал. Роман очень обрадовался подарку и завел с Володькой такую дружбу, «что их теперь никакой водой не розмиєш».
Ребята целыми полуднями исчезали в близлежащих лесах. Они не обошли ни одно самое высокое гнездо, даже хотели вырвать из липы дикий рой пчел. Но, не имея специального орудия, вернулись домой такие покусанные и запухшие, что их едва узнали, и то по невероятно подраних штанах. Володьке вместо сочувствия досталось отцовской подпруги (ремешка), что было очень обидно.
Пришлось оставить лес на некоторое время. И виноваты здесь не только пчелы, но и штаны, о которые мать сказала определенно, что больше латать их не будет.
К тому и погода изменилась. Засльотило на целые две недели. Володька так накис в поле возле скота, что ему было не до леса. Но и в дождевых есть какая-то приманка. Все озера полные воды, везде ярко-зеленая растительность. Півсонний спокойствие, казалось, заповняв весь воздух. Вечерами молодежь сходилась к дому Онысько, что живу батрацькому дома. Максим брал свою скрип ку, Нестор - бубен, а Василий - гармонию. Мигом появлялись девушки и танцы начинались. Было шумно, весело, прибегали даже из села, напихалося детворы. Торчал здесь и Володька. Это продолжалось далеко за полночь. Потом все расходились с трелями и свистами, несмотря ни на какую погоду.
Володьке и себе хотелось играть на скрипке. Но где ЕЕ взять? Просить у родителей денег - исключено, ибо нет даже на штаны. Назбарати ли заработать тоже не было возможности. Хотел сдать тряпье ганчірнику, но тот денег не давал, только мелкий товар.
Тогда Володька решил сделать скрипку сам. Выстрогал донышко, натянул леску, навощив ее. Скрипка вышла значительно хуже, чем Максимова, но она все-таки играет, и парень доволен. Детская община тоже хотела танцевать, поэтому собирались на крыльце магазина и под Володькову скрипку и «бубен» из жести (тонкого железа) немого Романа отплясывали так, как и в Онысько, пока не нагоджувався кто-то из взрослых и не разгонял все честное общество.
 
Наконец школа
 
Осень. Первое сентября. В воскресенье отец Клавдий напомнил людям, что начинается учеба в школе и что надо посылать туда детей. Матвей пришел из церкви и сказал об этом дома. Володька аж задрожал от радости. В прошлом году не получилось, то теперь уже наверное учиться.
Утром парня не будили рано, скот пасти послали Екатерину. Когда парень встал, то помылся лучше. Родители стали советоваться, можно ли идти в школу в таких латанных штанах, но других все равно не было.
Мать должна была провести парня - такого застенчивого и дикого. Оделась лучше и ушли. Долго шли закрученными улицам. Когда Володька увидел старую склоненную школу-хату, сразу расстроился, вспомнил большое двухэтажное Дерманскую школу.
Было очень странно, что вокруг тишина. Или рано пришли или опоздали? Мать начала стучать в дверь. Наконец появился учитель. Настя обрадовалась и начала говорить, что вот этот сопляк так хочет учиться, хотя дома полно работы. То же решили его сдать в школу, потому что к науке он-таки способный. Если нужно, пусть господин учитель его наказывает. Учитель сказал, что они, видимо, с дерманців. Насти неловко, она знает, что здесь не любят дерманців, и еще, чего доброго, не примут малого в школу.
Учитель сказал, что у местных не принято приводить детей так рано, наука начнется, как снег упадет. Но раз они пришли, то пусть парень сидит и ждет, может, еще кто появится, тогда будут уроки.
Володька, совсем сконфуженный, заходит в класс. Низкая горница только что побеленная известью. Ряды сложены в кучу. Парень ждал очень долго. Вдруг скрипнули двери, идо школы вошел рыжий человек, который когда-то гонял Володьку за дерево. За ним стоял мальчик. Это были школьный сторож со своим сыном, который учился уже второй год. К счастью, дядя не узнал Володьку, познакомил его со своим сыном и велел помогать убирать в классе.
Домой Володька вернулся весь запыленный, грязный. Решил ничего не говорить матери о «обучение».
На полях заметна осень. Володька сменил Екатерину и пасет «на Венгрии» совсем самый. Ему грустно. Он вспоминает дерманських учащихся в формах, в блестящих сапогах, в фуражках со звіздами. Как жаль, что они покинули Дермань. Недурно иметь так плакали. Когда вырастет, обязательно туда вернется.
Володька замечает, что здесь, в Тилявці, все не так - и дома не такие, и одежда, и речь. В Дермани хоть и меньше земли, но все богаче, лучше, чище и порядочнее.
Второго дня Володька все-таки снова идет в школу. И снова пришел первым. Впоследствии прибыл Женечка и притащил с собой светловолосого, розчухраного Радиона. Ребята начали смеяться с Володьки, прозивати «дерманом». Обучение и этого дня не было. Учитель сказал, чтобы привели еще учеников, хоть пять, тогда будут занятия.
Володька начал думать, кого бы себе привести, но подходящих не было. Поэтому решил взять своего брата Хведота. Он на рост высоко. Но Хведот не хотел, пока Володька не пообещал ему подарить ножичка. Уговорили мать, и та не возражала, все равно малому дома делать нечего.
Наука началась. Володька доволен. Радион, как и Евгений, уже второй год ходят в школу, но все еще остаются в «первой группе». В классе также наступили изменения, на стенах появились картины. Были цари и что-то из святого. На передней стене три большие картины в новых золоченых рамках - царь, царица и наследник.
Учитель объяснил, что теперь они не обычные парни, а школьники, и школа - посвятне место. Володька слушает очень внимательно и гордость поднимается в его груди. Далее учитель стал рассказывать, кто то на портретах, учил, как надо называть царя, царицу. Лучше всего получалось у Володьки. На этом занятие закончилось.
Ребята начали смеяться с Хведота, как он произносил вместо «император» - «імілатол», дразнить «глупым дерманом». Володька вступился за брата и напомнил Радіонові, что тот уже вторую зиму ходит в школу, а не очень-то умнее. Женечка замахивается кулкачками, и произошла бы здесь драка, если бы не вышел учитель и не погнал всех к классу.
На следующий день Хведотові уже не очень хотелось в школу, но Володька его очень просил, сказал, что защитит.
Вечером мать подарила сыну целый карандаш. Это была для парня большая радость.
Ученики - тилявці, увидев в руках у Володьки целого «карандаша», потребовали, чтобы он им каждому отрезал по кусок, ведь ходит в «их» школы. Володьке аж в глазах потемнело от такой наглости и он крикнул: «Не дам!» Тилявчуки бросились драться. Володька стал одбиватися. Тут появился учитель. Ребята сказали, что «тот дерман бьется». Володька от волнения сначала не мог вымолвить и слова, но потом выдавил из себя, что он не дрался, а ребята хотели отобрать у него карандаш. Учитель приказал быть тихо, а если дальше биться - всех поставит на коленях. Начался «урок». На этот раз писали. Учитель написал на классной доске ряд палочек и сказал, чтобы каждый заполнил свою дощину такими палочками с обеих сторон. И сам вышел.
Ученики приступили к работе. Быстрее всего справился Володька. Заглянул к Хведота - и стало ему жалко брата. Решил помочь. Ребята и попросили его написать на их дощечках, пообещав принести что-то вкусненькое. Володька быстро всем понаписал. Когда пришел учитель и увидел одинаковые работы, он стал спрашивать, кто это сделал. Никто не признался. Тогда учитель спросил малого ХведькаДовбенка, и тот указал на брата. Все ученики были наказаны. Володьке стало очень обидно, что уже с первых дней обучения его наказали.
Далее учитель достал картину «Благословение детей Иисусом Христом» и начал о ней рассказывать. Потом попросил кого-то повторить этот рассказ. Опять лучше всего получилось у Володьки, а хуже всего - в Хведота.
Ребята, выйдя из школы, прицепились к Хведота, Володька сердится и говорит, что больше никогда ничего им делать не будет.
Емельян полез в цветы у крыльца, что-то там сорвал. Евгений увидел и сказал, что «господин учитель» ему даст, как увидит. Емельян обратил на Хведота. Снова завязалась драка. «Володька свирепствует, вся его застенчивость исчезает, он прочный, звинний, решительный, на него со всех сторон нападают, но он дает себе хорошо раду, гвоздя во все стороны кулаками, ногами, вырывает с плота кол и мажет им кого попало».
Открывается окно, и в нем показывается госпожа учительница. Она кричит, зовет мужа. Учитель сразу появляется и спрашивает, что случилось. Володька рассказал все, учитель выслушал, схватил Емельяна за ухо, повел в класс и поставил на колени.
Детей было отпущено. На этом нынешнее Хведотове обучение закончилось. На второй день он решительно отказался идти в школу. Емельян тоже не появился. Итак, в школе кризис, возможно, всем придется остаться дома. Как только Володька об этом подумает, ему делается жутко. К счастью, такого не произошло, появилось двое новых учеников - Фока и Фарра-ко. Последний прибыл аж из Желобок, где не было школы, и больше всего нравился Володьке. Он теперь будет не самый возвращаться из школы через дерманські хутора.