Уже своим первым сборником «Солнечные кларнеты» Павел Тычина получил всеобщее признание читателей и критики. Она вышла в свет в 1918 году. В стихах ее соединились две музы - Музыка и Поэзия с братом Живописью. Поэтому картины заговорили звуками, звуки образовали полотна, слова засияли красками. Внесенный в заглавие книги непривычный образ - символ солнечных кларнетов нельзя лучше отражает сущность индивидуального стиля молодого Тычины. Им поэт подчеркивал солнечно-музыкальный характер своего творчества, указывал на синтез в ней животворного солнечного тепла и света с музыкальными ритмами Вселенной, которые соединяют человека с природой. Итак, название сборника - это поэтическое выражение авторского понимания гармонии Вселенной. К ней Павел Тычина включил 44 лучшие свои произведения, которые условно можно разделить на три тематические группы. К первой относится лирика с пейзажными и любовными мотивами. Это музыкальные, грациозные, живописные стихи: «Рощи шумят...», «Где поступала весна...», «Не смотри так приветливо...», «Посмотрела ясно...», «О панно Инно...», «Туман», «Солнце», «Ветер», «Дождь», «Пастели» (цикл стихов) и другие. Стихи эти очень впечатляют красотой образов и глубоким чувством природы. Это драгоценные жемчужины украинской поэзии.
Тихой зажурою веет от поэзии «Ой не крийся, природо...» (1915). Рисунок осеннего замирания и угасания природы не вызывает, однако, отчаяния и безнадежно-пессимистическим настроениям. Как переменчива погода осенью, так и настроение лирического героя - то печальный, то, наоборот, светлый и прозрачный, словно краски золотой осени. В метафорическом образе «смеялось солнце в тоске» слышатся бодрые нотки: как бы не плакали сычи, как бы не охмарювали сердце грустные чувства, весна снова наступит, будут шуметь ливни, перекотяться громы над полями. Возможно, главный секрет художественной привлекательности многих стихотворений этой книги, и до сих пор очаровывают читателя, - в прекрасной молодости и свежести чувств в молодой радости открытия и принятия мира.
Гармоничное сочетание человеческих чувств и красоты природы, мажорный настрой поэта отчетливо ощущается в стихотворении «Рощи шумят...» (1914). Простой, обычный пейзаж: лес, река, облака в небе... Но под пером художника, что, кроме большого поэтического дарования, обладал также талантом живописца и музыки, эта картина предстает удивительно прекрасной. Поэт слышит повсюду сказочно-волшебные мелодии, видит необычную красоту. Художник подбирает яркие слуховые и зрительные образы: рощи шумят, колокол гудит, тихий шепот трав, облачка бегут, неба край - как золото. Художественное совершенство произведения определяют также сравнение («купая меня, словно ласточку»), метафоры («мысли прядет», «мечтает роща»), эпитеты («шепот трав голублячий»). В стихотворении передается радостное, светлое настроение лирического героя, его восхищение красотой родной земли.
В поэзии «Арфами, арфами...» (1914) Тычина славит приход весны, «душистой, цветами-жемчугом закосиченої». О радостном событии - обновление природы - извещают рощи. Шум их - словно ніжнотонні звуки арф. Весна пробуждает глубокие думы, которыми переполнено все вокруг, думы о предстоящих бои за человеческое счастье. В чистом воздухе - предгрозовое напряжение: «Будет бой огневой!» Этим чувством охвачено сердце лирического героя. Основное настроение стихотворения - жизненно-ствердний, оптимистичный. Герой произведения - человек, влюбленный в родной край. Вместе с ним мы познаем мир природы с ее «золотыми, громкими самодзвонними арфами», которые звучат в рощах с ніжнотонною голубизной, с благовониями, что их «несет весна душистая, цветами-жемчугом закосичена». Светлая, нежная гармония красок и звуков, настроение трепетной мечтательности, мятущееся ожидание нового, неизвестного характеризуют и другие книги поэзии - «Закучерявилися облака», «Рощи шумят», «Где поступала весна», «Цвет в моем сердце», «Не смотри так приветливо». Они запоминаются не только музыкальностью, но и живописностью, причем мелодичность органично соединяется с колористикой. А главное - такие образы раскрывают движения души человека:
Где-то поступала весна... Я сказал ей: ты весна!
В уголках на устах
ей вспорхнуло что-то улыбками -
И утонуло в душе.
(«Где-то поступала весна...»)
В стихах Тычины размышления героя крайне напряженные, они подаются в движении, постоянных изменениях. Настроения, эмоции как будто гонятся друг за другом:
Посмотрела ясно - запели скрипки!
Обняла в последний раз, - в душе моей! -
Лес молчал в печали, в черном аккорде.
Запели скрипки в душе моей!
(«Посмотрела ясно...»)
Одной из жемчужин интимной лирике Тычины есть поэзия «О панно Инно...» Это искреннее признание лирического героя, в котором наводнение чувств передается волшебной музыкальностью звучания слова, взволнованной отрывочностью исповеди, яркой образностью:
О панно Инно, панно Инно!
Я сам. Окно. Снега...
Сестру я Вашу так любил -
Ребячески, злотоцінно.
В полыни проявления чувств героя естественно появляется обращения и вопросы к самому себе, к девушке, которые переходят в размышления о сущности самого чувства:
Любил? - Давно. Цвели луга...
О панно Инно, панно Инно,
Любви улыбка цветет раз - еще и тленно.
Снега, снега, снега...
Этот стих, по словам Тельнюка, «как хрустальный дворец, где все просвечивает вокруг и где не надо ни цвета, ни звука - все это заменяет благородство граней чистого стекла».
Пейзажно-интимная лирика книжки удивление национальная: в ней полнокровно изобилует именно украинская природа - ржи, луга, рощи, изображены в основном в весеннюю цветущую пору, особенно, когда речь идет о зарождении или расцвет самых светлых человеческих чувств. Поэзия «Вы знаете, как липа шелестит?» принадлежит к жанру пейзажной лирики. Это пейзаж-параллелизм, что напоминает фольклорные произведения, где картины природы связаны с душевными настроениями, а события человеческой жизни часто выступают как параллель к явлениям природы. Вот и в этой поэзии ощутимая единство пейзажного образа и лирического настроения. Духовное родство лирического героя с миром природы передается всей силой красок, мелодий, голосов родной земли. Картины природы и человеческие чувства чередуются:
Вы знаете, как липа шелестит
В месячные весенние ночи? -
Любимая спит, любимая спит,
Пойди, збуди, целуй ей глаза.
Любимая спит...
Стих обозначен искренностью чувств и художественным совершенством.
Вторая группа стихотворений сборника «Солнечные кларнеты» - стихи о народном горе, вызванное Первой мировой войной. «Кто-то гладил нивы...», «Еще птички...» В них чувствуется новая экспрессивно выраженная эмоциональная тональность. Поэт мастерски передает тончайшие настроения, чувства:
И вдруг - разорвалась надвое завеса! Тишина...
Мертва... Метнувсь огонь; розцвівсь, розпавсь - аж воды закипели!
И полилась песнь, принеслась жертва.
Курят пути, бегут, бегут... Рвут вихри, как жимы,
А травы плакать не смеют, Идут мощные силы! Мрак. Ужас...
(«Еще птички»)
Третья группа тематически сочетается со второй: Украина и революция. Здесь, как и в предыдущих произведениях, Павел Тычина прежде всего гуманист, который, глубоко скорбя о трагической судьбе своего народа, показывает революцию в ее страшной сути:
Одчинились Двери -
Рябина ночь!
Одчинились двери -
Все пути в крови!
Незриданними слезами
Тьмы тем
Дождь...
(«Открывайте двери...»)
В поэзию этих лет вплетаются образы черного ворона, каркает на беду, смерть, вороного ветра, громовых облаков:
Глянь, солнце, как дитя,
А в селе голод!
Ходят матери, как тени -
Вороной ветер...
На чужбине где-ген-ген
Без креста; ворон...
Будьте прокляты с войной! -
Вороной ветер...
(«По голубой степи...»)
Поэт с позиций собственного понимания добра и зла, справедливости и народной морали осмысливает, что несет революция родному народу.
Вторую и третью группу стихов можно объединить с ведущими мотивами - переживанием за Украину. Значительную часть произведений написано между двумя революциями (Февральской и Октябрьской). В них звучат кассандрівські пророчества-предостережения новых трагедий:
Из долин к небу
Протянулись руки:
О, одолжите, грозы,
Сливной лазури!
Вдруг Вниз Упали капли крови! Упали капли крови...
Смерть шумит косой! Смерть шумит косой...
(«На обрывистых скалах...»)
К сожалению, горькие предсказания сбылись. Украина после карательных походов на нее войск Муравьева и массовых полтавских расстрелов (1918), голода (1921), ужасных акций усмирения непокорных крестьян стоять уже по колено в крови.
Как художник-новатор Тычина творчески использует в сборнике опыт европейской поэзии, сам ищет новые выразительные и изобразительные средства. Здесь ощутимо влияние нескольких художественных стилей: символизма, импрессионизма, реализма. Сложная и философская проблематика сборника. Автор поднимает в ней глубокие философские проблемы: человек и мир, человек и природа, искусство и жизнь, идеал гармонии человека с природой и Вселенной, протест против войны и жестокой действительности, воспроизведение романтического идеала национального определения.
По-своему понимает лирический герой Вселенная, который перестал быть для него Божьим владением:
Не Зевс, не Пан, не Голубь-Дух -
Лишь Солнечные кларнеты.
Космос для него полон танцами, музыкой, ритмом. Галактики стремительно подвижные, светлые, озаренные, безграничны в пространстве и времени. Герой чувствует, как горят миры, бегут миры», слышит «музыкальную реку», течения во Вселенной.
«Солнечные кларнеты Павла Тычины - это божественный пафос, в котором сердце поэта бьется в унисон со Вселенной. Поэзия очаровывает читателя пульсом мировой жизни, разнообразием красок, страстью, трепетом, бурей человеческих чувств. Эта сборка стала этапной в украинской поэзии и одним из наймузикальніших творений мировой поэзии.