Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Трагедия родного края в драме Леси Украинки «Боярыня»

В жизни Леси Украинки 15 ноября 1901 года случилось неописуемое горе: в Минске на руках у нее умирает Сергей Мержинский, на полное и прочное счастье с которым она имела надежду. В течение одной ночи известна уже в то время поэтесса пишет драматическую поэму «Одержимая». По мнению Евгения Маланюка, в течение одной трагической ночи и страшной ценой той ночи Леся Украинка стала драматургом.

Перелом в творчестве Леси Украинки совпал с переломом веков, и Леся-драматург появилась в самом начале XX века.

Среди драматического наследия писательницы особое место занимает драматическая поэма «Боярыня», с которой украинский читатель познакомился недавно, хотя поэма была написана в 1910 году. Однако и сегодня литературные критики высказывают альтернативные мнения об этом произведении, что затрудняет его восприятие читателем.

Произведение сложное, в его основе - философия жизни в период эпохи Руины, которую писательница характеризует как потерю народом духовной доминанты бытия. Художественно осмысливая философию воли, души, духа, которые предопределяют философию борьбы, Леся Украинка приходит к мысли, что украинский народ несет ярмо неволи в охотку, потому что смирился со званием «раба».

Хоть тема «Боярыни» основана на событиях прошлого (жизнь Украины во второй половине XIII ст.), однако в поэме отсутствует конкретный материал. Основное внимание писательницы сосредоточено на отдельных персонажах, которые попали под влияние сложных обстоятельств.

Среди них - боярин Степан и молодая девушка Оксана, которая по зову сердца вышла замуж за Степана и оказалась в Москве.

Степан - довольно сложная личность. Он, оторванный от национальной духовности, потерял свою духовную ментальность. Леся хочет выяснить причины и последствия разрыва между личностью Степана и социально-политическими изменениями.

Вчитайтесь в те строки поэмы, в которых есть такой факт: Москва не верит Степану, хоть он - верный прислужник. Понимая, что за каждым его шагом надзор, Степан не хочет слышать о Дорошенко, который собирается выступить против царских самодержцев; его пугает письмо, которое написала его жене подруга из Украины. В этом трагедия Степана, и она все дальше обостряется: он запрещает принимать посланца с Украины, не хочет и слышать о встрече жены с братом Иваном.

Как видим, жизнь Степана сводится к выполнению определенной роли. Он обесценил национальную достоинство, способность противостоять всему негативному, его удовлетворяет сегодня роль «пахоля». и, Размышляя над образом Степана, Леся Украинка приходит к выводу, что такие люди обречены на вечные странствия, бесперспективные поиски счастья в чужом краю. Степан будто оказался в замкнутом круге, выхода нет, это венец его духовной жизни. Он добрый, искренний, не способен к братоубийства, его руки не запятнаны кровью. И он с легкостью разрушает в себе то начало, которое бы подняло его до высот Авеля.

Не менее трагический образ Оксаны, хоть эти образы мастерски индивидуализированные поэтессой.

Оксана любит Степана, верит в то, что он будет оберегать ее и родную страну. Переехав в Москву, она увидела, как Степан и его латы стали носителями чужих обычаев; они растеряли свою национальную гордость и превратились в обычных рабов, холопов. Девушке трудно понять это прислужничество:

Степан, и куда это мы попали?

Да это же какая-то неволя бусурменська.

Оксана говорит устами украинского народа, который попал под власть Москвы, ей обидно от того, что Степан не хочет вернуться в Украину, он утешает жену тем, что Украина уже «утихомирилась» (сламалась воля, Украина легла Москве под ноги), а для нее - страшный удар. Надо сказать, что образ Москвы в этом месте поэмы приобретает разрушительной силы. Именно Москва уничтожает в Оксане волю и стремление к борьбе, независимости, и на их место приходят чисто семейно-бытовые понятия: «можно - не можно - должно».

Отступничество Оксаны объясняется ностальгией. Однако ее ностальгия - это не столько тоска - боль за Украиной, сколько усталость от бездуховности, неопределенности, приумножена потерей природного ощущение красоты мира. Героиня чужда и в Украине, и в Москве. И дело не в том, что девушка чужеземная, а в том, что эпоха Руины уничтожала природные начала в людях.

Ностальгия подкашивает здоровье Оксаны, она хочет умереть, и это опять же результат разрушительного натиска суток. Состояние между жизнью и смертью обновляет душу, способную воспринять смерть как желанное единение с землей. В драме есть символический образ сабли. Он в тексте поэмы появляется тогда, когда Оксана вспоминает детство. Она с братом нашла ржавую саблю, хотели поиграть ею, но не смогли извлечь из влагалища, потому шаблюка поіржавіла. «Так и мы с тобою срослись языков сабля с влагалищем... навеки»,- говорит Оксана мужчине. Как понимать эти строки? Сабля - это символ казацкой идиллии, которая уже начала отмирать. А если Руину воспринять как цепочка, то от него возможно национальное возрождение, за которое клали свои головы запорожские казаки?

Может, не все поняла я в этом не простом для восприятия произведению. Такая в моей школьной жизни была уже ситуация, когда на уроках литературы мы изучали драму И. Франко «Моисей».

Итак, Леся Украинка в своем произведении доказывает, что унижение любой нации ведет к уничтожению ее духовности, менталитета ее народа. Это во-первых. А во-вторых, обидно мне за своих предков, которые считали, что лучше быть холопами, чем обнаружить свое национальное достоинство.

И как пример - Степан с Оксаной. Что они сделали для родной земли? Ничего, кроме того, что осмыслили бремя своей судьбы, что задушил их. У них (герои - типичные образы) не хватило сил, чтобы победить тяжкое бремя.

В этом трагедия нашего народа. Нам на шею набрасывают ярмо (вспомним ис: тория Украины), и мы тянем его веками.

Почему мы сами себя обрекаем на вечные муки»?