Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Владимир Дрозд
«Против ветра долго не пробіжиш...»: гибель яркой личности в общественной неволе (по рассказу В. Дрозда «Белый конь Шептало»)

Отказаться от свободы - это значит отказаться

от человеческого достоинства, от прав человека,

даже от ее обязанностей.

Ж.-Ж. Руссо



В творческом наследии В. Дрозда немало ярких прозаических произведений: повесть «Ирий», романы «Катастрофа», «Одинокий волк», «Спектакль», «Листья земли» и другие; рассказы «Пигмалион», притча «Солнце» и т.д. В 1965 году появился рассказ «Белый конь Шептало». Тогдашние критики дали неодобрительный отзыв на него, ибо в произведении писатель затрагивал важную всечеловеческую проблему личности в обществе. Но, несмотря на все эти «критические замечания», В. Дрозд написал продолжение - рассказ «Конь Шептало на молзаводе», напечатанное в 1967 году. Сейчас оба произведения хорошо известны читателям и переведены на многие языки.

Главный герой рассказа - белый конь Шептало, который работает на одном из хозяйств, выполняя вместе с другими лошадьми тяжелую и надоевшую ежедневную работу, и терпеливо сносит удары кнутом от конюха Степана и парня-підпаска. Шептало вспоминает, как когда-то его, молодого и гордого, «сломили», оседлали люди, заставив работать на себя. Порой эта работа была невыносимо унизительной для белого красавца, предки которого «плясали на залитім разноцветными огнями помосте, и любоваться их красотой каждый вечер сходились человеческие толпы». Самые теплые воспоминания коня связаны а детством, когда жеребенком-стригунцем весело бегал с матерью по цветущим лугам, слушая ее рассказы о дедах-прадедах. А потом появились люди...

Когда-то давно природный ум подсказал ему, что надо только прикидываться «верного и трудолюбивого» и что «разумнее до времени притвориться покоренным, оставшись в душе свободным, чем быть покоренным по-настоящему». Усыпив бдительность людей, белый конь понемногу приобретал «что-то от самостоятельности, от воли»: он двигался в стороне от других - серых, вороных, гнідих1 - лошадей, то замедлял хода и тянулся к сочного клевера, когда табун покорно держался вкупе. Тайная мысль постоянно беспокоила Шептала: почему это он, белый, породистый, умный и свободолюбивый, должен повиноваться рабской судьбы, терпеть унижения, побои за снопик сена и короткий отдых в теплой конюшне? Коня «медленно втягивал глубокий, как пропасть, отчаяние».

И вот однажды, возмущенный грубостью конюха и підпаска, Шептало «как никогда раньше, почувствовал свою неволю» и вырвался из цепких рук парня. До поздней ночи бегал конь по лугам и яругах, наслаждаясь волей, которая «пахла живой вільгістю, крепким настоем луговых трав и молодого сена». Еще никогда не бігалось ему так легко. Устав, он упал на спину и катался по мягкий траве, направился к реке - попил воды и искупался. Стоя в воде, он «увидел в водянім зеркале себя - непривычно белого, аж до боли в глазах». Горькая правда открылась Шепталові. Это теперь, смыв с себя пыль и грязь, он снова стал белым красавцем, а там, в конюшне, был «грязновато-серым, пепельным» и обычным, как все. Поэтому, видимо, конюх и позволял себе бить его кнутом. Это открытие изменило мнения Шептала. Он начинает оправдывать своих обидчиков, даже чувствует вину перед Степаном. Понемногу конь убедил себя, что с селом, конюхом и ненавистным табуном его связывает крепкая связь, «длинные вожжи, один конец которых держат сильные руки». Но разорвать эту связь он не может и уже не хочет.

Возвращаясь домой, белый конь-красавец викачався в грязи, чтобы со временем вернулась бывшая «серость» и Степан не подумал, что он «хочет выделиться, показать норов». От бывшего стремление к свободе и благородной гордости почти ничего не осталось. Дорогой конь Шептало так рассуждает: «А действительно, кому и что докажешь? Только себе хуже сделаешь. Уж лучше и дальше притворяться сереньким и покірненьким... Недаром же белым лошадям дан разум. Главное, чтобы он, Шептало, знал о белье, а о чужой глаз лучше остаться прежним».

Белый конь Шептало - это аллегория. В этом образе автор изображает незаурядном человеке, который не хочет принимать рабскую судьбу, быть «как все», опирается «серой» обыденности, но терпит поражение в этой борьбе. Писатель хотел показать, как под влиянием повседневной жизни и общественных условий яркая, но слабая человеческая личность теряет индивидуальность, изменяет свои мечты, приспосабливается к окружению. Она всю жизнь находится в состоянии внутреннего раздвоения, споры между умом и сердцем. Это как нельзя лучше доказывают последние строки рассказа. Белый конь, вернувшись домой, не смог попасть на двор, что для него уже было закрыто, и тогда он «сколько смог, просунул голову между двух жердей и тоже задремал...»